Предмет спора
Открытое акционерное общество «Корпорация «Русские системы» находилось в процессе банкротства. Долг Общества по налогам составил 137 млн. руб. Было принято решение заключить мировое соглашение с конкурсными кредиторами (среди которых был и налоговый орган). Согласно условиям мирового соглашения, Общество добровольно исполняет свои обязательства перед кредиторами на условиях рассрочки. Полностью сумма долга должна была быть погашена в течение четырех лет с даты утверждения этого соглашения. Арбитражный суд г. Москвы мировое соглашение утвердил и прекратил производство по делу о банкротстве. При этом суд отклонил возражения налоговиков, которые были против такой длительной рассрочки. Инспекция настаивала, что такое положение мирового соглашения противоречит императивным нормам о допустимой рассрочке, установленным Налоговым кодексом РФ.
Однако суд первой инстанции исходил из того, что нормы законодательства о банкротстве являются специальными по отношению к законодательству о налогах и сборах. Поэтому в мировое соглашение кредиторы имеют право включить положения о сроках и порядке погашения задолженности по обязательным платежам вне зависимости от сроков отсрочки или рассрочки, предусмотренных налоговым законодательством.
Инспекция выводы суда обжаловала в Верховный суд РФ, указав, что утвержденное судом мировое соглашение противоречит как законодательству о налогах и сборах, так и законодательству о банкротстве.
Выводы судебного акта
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ поддержала инспекцию, указав на неправомерность такой длительной рассрочки, отменила решение суда и отправило дело на новое рассмотрения.
Такой вывод Верховный суд обосновал следующим:
Положения ст. 156 Закона о банкротстве допускают изменение мировым соглашением сроков и порядка исполнения обязательств должника в денежной форме. В то же время условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным налоговым платежам, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах.
Условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога регулируются статьей 64 Налогового кодекса РФ. Изменение срока уплаты федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и страховых взносов допускается на срок до трёх лет; остальных налогов — на срок до одного года.
Следовательно, в мировом соглашении допускается изменение срока уплаты обязательных налоговых платежей (отсрочки или рассрочки) в пределах одного года. Для федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, а также страховых взносов этот срок не может превышать 3 лет. При этом указанные сроки начинают течь не позднее даты утверждения мирового соглашения судом.
В рассматриваемом деле требования налогового органа в значительной части касались задолженности Общества по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ. Следовательно, в силу ст. 64 Налогового кодекса РФ рассрочка/отсрочка уплаты этого налога не могла превышать одного года. Вместе с тем по условиям мирового соглашения Обществу предоставлен больший период рассрочки.
Таким образом, суд утвердил мировое соглашение, которое явно противоречило налоговому законодательству, а, следовательно, нарушил требования закона о банкротстве.
Значение спора для налогоплательщиков
Указанным решение Верховный суд подчеркнул императивность положений ст. 64 НК РФ в отношении сроков уплаты налога. Срок допустимой рассрочки/отсрочки установлен в 1 год для большинства налогов или в 3 года в отношении федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и страховых взносов. Увеличение этого срока для налогоплательщика невозможно ни при каких обстоятельствах.
Второй важный вывод Верховного суда — соотношение норм законодательства о банкротстве и налогового законодательства. Суд подчеркнул, что даже в деле о банкротстве императивные требования в отношении уплаты налогов, установленные налоговым законодательством, должны неукоснительно соблюдаться и ни при каких условиях не могут быть изменены сторонами. Специфика процедуры банкротства допускает лишь определение даты мирового соглашения как новой начальной точки для определения срока уплаты налога (то есть по сути допускает смещение наступления даты возникновения обязанности по уплате налога/сбора). Однако иные нормы законодательства, в том числе нормы об исполнении обязательства по уплате налога налогоплательщиком, соглашение изменять не вправе.
консультацию
налогового юриста