Круглый стол

09 марта 2023

Платный материал

Влияние новых ФСБУ на годовую отчетность за 2022 год

Презентация

PDF, 101 слайд

Конспект

PDF, 60 стр.
Получить доступ

Материалы доступны подписчикам. Для получения — отправьте заявку.

Автор

В материале разберемся, какие нюансы новых ФСБУ и рекомендации Минфина РФ нужно учесть при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год (конспект круглого стола 31.01.2023).

Светлана Бобовникова
Независимый эксперт в области бухгалтерского учёта, аудита и МСФО. Аудитор — единый аттестат, МВА Кингстонского университете (Великобритания), DipIFR

Видеозапись

Таймкоды

02:50
Ход реализации программы разработки ФСБУ
10:50
Отражение в отчетности обесценения запасов
18:12
Комментарии к Письму Минфина от 23.12.22 № 07−04−09/126779
27:05
Критерии признания капитальных вложений
38:23
Момент перевода капитальных вложений в состав ОС 
42:16
Порядок перехода на ФСБУ 26
44:37
Разграничение запасов и малоценных ОС 
46:57
Установление лимита стоимости несущественных ОС 
01:14:10
Учет сложных конструктивно-сочлененных ОС. Затраты на дорогостоящие ТО, техобслуживание как самостоятельный инвентарный объект
01:21:40
Амортизация ОС: Пересмотр СПИ в конце года
01:49:55
Порядок перехода на ФСБУ 6
02:11:40
Различие подходов к учету аренды у арендатора и арендодателя. Условия признания объекта учета аренды по ФСБУ 25
02:18:13
Условия, при которых компания может не применять ФСБУ 25. Определение срока аренды
02:27:27
Первоначальная оценка права пользования арендованным активом
02:33:15
Оценка обязательства по аренде. Выбор ставки дисконтирования
02:44:37
Переходные положения ФСБУ 25
02:48:45
Обесценение запасов, в том числе НЗП
03:00:01
Обесценение ОС по правилам IAS 36
03:14:00
Ответы на вопросы

Конспект

Содержание

  • Изменения нормативной базы по бухгалтерскому учету в 2022 году
  • Отражение в отчетности 2022 года последствий перехода на ФСБУ 6 «Основные средства» и ФСБУ 26 «Капитальные вложения»
    • Критерии признания капитальных вложений
    • Момент перевода капитальных вложений в состав ОС
    • Порядок перехода на ФСБУ 26 «Капитальные вложения»
    • Разграничение запасов и малоценных ОС
    • Установление лимита стоимости несущественных ОС
    • Учет сложных конструктивно-сочлененных ОС. Затраты на дорогостоящие ТО, техобслуживание как самостоятельный инвентарный объект
    • Амортизация ОС. Пересмотр СПИ в конце года
    • Порядок перехода на ФСБУ 6
  • Переход на новые правила учета аренды по ФСБУ 25 «Бухгалтерский учет аренды»
    • Различие подходов к учету аренды у арендатора и арендодателя. Условия признания объекта учета аренды по ФСБУ 25
    • Условия, при которых компания может не применять ФСБУ 25. Определение срока аренды
    • Первоначальная оценка права пользования арендованным активом
    • Оценка обязательства по аренде. Выбор ставки дисконтирования
    • Переходные положения ФСБУ 25
  • Обесценение
    • Обесценение запасов, в том числе НЗП
    • Обесценение ОС по правилам IAS 36

Изменения нормативной базы по бухгалтерскому учету в 2022 году

Самые сложные новые Федеральные стандарты стали обязательными с 1 января 2022 года, и формирование годовой отчетности за 2022 год, конечно, проходит под девизом тех вопросов, с которыми столкнулись составители отчетности — бухгалтеры на практике в 2022 году.

Отмена ФСБУ — миф или реальность? Я хочу развеять сомнения по поводу того, что мы будем продолжать двигаться в сторону Международных стандартов финансовой отчетности. И раньше в бухгалтерском сообществе существовало мнение, что стандарты могут отменить, а на фоне событий этого года (когда мы, по сути, разрываем все связи с Западом), еще громче зазвучали голоса «надежды» бухгалтеров: «А вдруг отменят ФСБУ и произойдет возврат к старым ПБУ? Зачем двигаться в сторону МСФО, если мы, по сути, уже больше с Западом не работаем?».

Никакого возврата к ПБУ не предвидится. Это несмотря на то, что были некоторые «обнадеживающие» заявления со стороны зам. председателя Комитета при Госдуме по бухгалтерскому учету и налогам в ходе поездок в различные регионы РФ. Даже если проанализировать публикации во многих изданиях «Актион-пресс» на эту тему, то становится понятно, что смысл всех предложений, которые эта инициативная группа вносила в Госдуму, сводится к:

  • расширению тех «послаблений» с точки зрения использования стандартов, которые даны сейчас бухгалтерским «упрощенцам» (подчеркиваю: не УСН, а именно тем компаниям, у кого есть право на упрощенный бухгалтерский учет) — в частности, предлагается расширить круг организаций, которые смогут пользоваться этими «поблажками» (например, включив в перечень организаций, на которые распространяются преференции, предприятия среднего бизнеса);
  • разделению стандартов на:
    • стандарты для малого и среднего бизнеса;
    • стандарты для крупного бизнеса.

Так, например, сделано в МСФО.

К тому же в декабре 2022 прошло заседание Координационного совета стран СНГ, в ходе которого подтвердили неизменность движения в сторону международных стандартов для всех стран — участниц этого содружества. Аналогичной позиции в конце 2022 года придерживались и представители Минфина.

Новый пятилетний план разработки федеральных стандартов — косвенное доказательство того, что ФСБУ отменять не планируют.

В 2022 году появилась новая пятилетняя программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета. Вплоть до 2028 года нам известно, куда мы будем двигаться, какие будут стандарты разрабатываться и приниматься, с какого момента станут обязательными для применения.

Часть программы уже выполнена. В частности, в прошлом году был утвержден ФСБУ «Нематериальные активы». Он будет обязателен с 2024 года, с 2023-го года его можно начать применять добровольно.

Но мое мнение по поводу добровольного применения стандарта в текущем году: не спешите. Во-первых, пусть программа 1С «подтянется». Второе — есть нематериальные активы, которые проверяются на обесценение в обязательном порядке. Если по основным средствам мы понимаем: нет признаков обесценения и можно тест на обесценение не проводить, то НМА с неопределенным сроком службы, незавершенные разработки — вложения в НМА — нужно проверять на обесценение в обязательном порядке, как минимум один раз в год. А это очень «нелегкое упражнение».

Учитывайте еще поправки в ФСБУ 26, которые касаются формирования первоначальной стоимости нематериальных активов. Они были приняты и синхронно с ФСБУ 14 будут обязательны с 2024 года.

Влияние новых подходов на показатели отчетности.

Понятно, что в РФ уже очень долго формы отчетности не менялись. При этом ФСБУ принимаются и порождают новые объекты учета, которых раньше никогда не было. Например, право пользования арендованным активом или обесценение основных средств. Соответствующих счетов нет, и не ясно, на каком счете это учитывать. Непонятно, в какую строку отчетности это включать. К сожалению, никаких (как раньше было) инструкций по заполнению отчетности не предоставляется. Например, если вспомнить ФСБУ 5 «Запасы» (который уже третий год мы должны использовать), там сказано, что в себестоимость производимой продукции (работ, услуг) нельзя включать ничего сверхнормативного, ничего непроизводительного: брак, потери на производстве, сверхнормативный расход материалов, устранение аварий — все это в себестоимость запасов не включается.

Но, допустим, если у нас есть затраты по устранению брака, это ведь не управленческие расходы и не коммерческие расходы. А в какую же строку ОФР это показать? И все говорят: «Ну, значит, „прочие“». Существует такая привычная практика. Давайте откроем ПБУ 10. А там написано, что все расходы организации делятся на расходы, связанные с обычными видами деятельности, и прочие, не связанные с обычными видами деятельности. Очевидно, что брак в производстве связан с нашей обычной деятельностью. Значит «прочие» — не подходят.

Тогда в какой строке показать?

26 ноя
11:00
Налоговый контроль и безопасность 2024−2025: инструкция для бизнеса
Круглый-стол (online)
Записаться
Наверх