Видеозапись
Таймкоды
Конспект
Содержание
- Изменения нормативной базы по бухгалтерскому учету в 2022 году
- Отражение в отчетности 2022 года последствий перехода на ФСБУ 6 «Основные средства» и ФСБУ 26 «Капитальные вложения»
- Критерии признания капитальных вложений
- Момент перевода капитальных вложений в состав ОС
- Порядок перехода на ФСБУ 26 «Капитальные вложения»
- Разграничение запасов и малоценных ОС
- Установление лимита стоимости несущественных ОС
- Учет сложных конструктивно-сочлененных ОС. Затраты на дорогостоящие ТО, техобслуживание как самостоятельный инвентарный объект
- Амортизация ОС. Пересмотр СПИ в конце года
- Порядок перехода на ФСБУ 6
- Переход на новые правила учета аренды по ФСБУ 25 «Бухгалтерский учет аренды»
- Различие подходов к учету аренды у арендатора и арендодателя. Условия признания объекта учета аренды по ФСБУ 25
- Условия, при которых компания может не применять ФСБУ 25. Определение срока аренды
- Первоначальная оценка права пользования арендованным активом
- Оценка обязательства по аренде. Выбор ставки дисконтирования
- Переходные положения ФСБУ 25
- Обесценение
- Обесценение запасов, в том числе НЗП
- Обесценение ОС по правилам IAS 36
Изменения нормативной базы по бухгалтерскому учету в 2022 году
Самые сложные новые Федеральные стандарты стали обязательными с 1 января 2022 года, и формирование годовой отчетности за 2022 год, конечно, проходит под девизом тех вопросов, с которыми столкнулись составители отчетности — бухгалтеры на практике в 2022 году.
Отмена ФСБУ — миф или реальность? Я хочу развеять сомнения по поводу того, что мы будем продолжать двигаться в сторону Международных стандартов финансовой отчетности. И раньше в бухгалтерском сообществе существовало мнение, что стандарты могут отменить, а на фоне событий этого года (когда мы, по сути, разрываем все связи с Западом), еще громче зазвучали голоса «надежды» бухгалтеров: «А вдруг отменят ФСБУ и произойдет возврат к старым ПБУ? Зачем двигаться в сторону МСФО, если мы, по сути, уже больше с Западом не работаем?».
Никакого возврата к ПБУ не предвидится. Это несмотря на то, что были некоторые «обнадеживающие» заявления со стороны зам. председателя Комитета при Госдуме по бухгалтерскому учету и налогам в ходе поездок в различные регионы РФ. Даже если проанализировать публикации во многих изданиях «Актион-пресс» на эту тему, то становится понятно, что смысл всех предложений, которые эта инициативная группа вносила в Госдуму, сводится к:
- расширению тех «послаблений» с точки зрения использования стандартов, которые даны сейчас бухгалтерским «упрощенцам» (подчеркиваю: не УСН, а именно тем компаниям, у кого есть право на упрощенный бухгалтерский учет) — в частности, предлагается расширить круг организаций, которые смогут пользоваться этими «поблажками» (например, включив в перечень организаций, на которые распространяются преференции, предприятия среднего бизнеса);
- разделению стандартов на:
- стандарты для малого и среднего бизнеса;
- стандарты для крупного бизнеса.
Так, например, сделано в МСФО.
К тому же в декабре 2022 прошло заседание Координационного совета стран СНГ, в ходе которого подтвердили неизменность движения в сторону международных стандартов для всех стран — участниц этого содружества. Аналогичной позиции в конце 2022 года придерживались и представители Минфина.
Новый пятилетний план разработки федеральных стандартов — косвенное доказательство того, что ФСБУ отменять не планируют.
В 2022 году появилась новая пятилетняя программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета. Вплоть до 2028 года нам известно, куда мы будем двигаться, какие будут стандарты разрабатываться и приниматься, с какого момента станут обязательными для применения.
Часть программы уже выполнена. В частности, в прошлом году был утвержден ФСБУ «Нематериальные активы». Он будет обязателен с 2024 года, с 2023-го года его можно начать применять добровольно.
Но мое мнение по поводу добровольного применения стандарта в текущем году: не спешите. Во-первых, пусть программа 1С «подтянется». Второе — есть нематериальные активы, которые проверяются на обесценение в обязательном порядке. Если по основным средствам мы понимаем: нет признаков обесценения и можно тест на обесценение не проводить, то НМА с неопределенным сроком службы, незавершенные разработки — вложения в НМА — нужно проверять на обесценение в обязательном порядке, как минимум один раз в год. А это очень «нелегкое упражнение».
Учитывайте еще поправки в ФСБУ 26, которые касаются формирования первоначальной стоимости нематериальных активов. Они были приняты и синхронно с ФСБУ 14 будут обязательны с 2024 года.
Влияние новых подходов на показатели отчетности.
Понятно, что в РФ уже очень долго формы отчетности не менялись. При этом ФСБУ принимаются и порождают новые объекты учета, которых раньше никогда не было. Например, право пользования арендованным активом или обесценение основных средств. Соответствующих счетов нет, и не ясно, на каком счете это учитывать. Непонятно, в какую строку отчетности это включать. К сожалению, никаких (как раньше было) инструкций по заполнению отчетности не предоставляется. Например, если вспомнить ФСБУ 5 «Запасы» (который уже третий год мы должны использовать), там сказано, что в себестоимость производимой продукции (работ, услуг) нельзя включать ничего сверхнормативного, ничего непроизводительного: брак, потери на производстве, сверхнормативный расход материалов, устранение аварий — все это в себестоимость запасов не включается.
Но, допустим, если у нас есть затраты по устранению брака, это ведь не управленческие расходы и не коммерческие расходы. А в какую же строку ОФР это показать? И все говорят: «Ну, значит, „прочие“». Существует такая привычная практика. Давайте откроем ПБУ 10. А там написано, что все расходы организации делятся на расходы, связанные с обычными видами деятельности, и прочие, не связанные с обычными видами деятельности. Очевидно, что брак в производстве связан с нашей обычной деятельностью. Значит «прочие» — не подходят.
Тогда в какой строке показать?