Содержание
Пособия, выплачиваемые из ФСС в 2017 году
В 2017 году у страхователей (работодателей) сохранилось право возмещать суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособий связанных с рождением детей из средств ФСС РФ. То есть начисленную величину страховых взносов на обязательное социальное страхование, страхователь вправе уменьшить на сумму произведенных им расходов на выплату пособий (п. 2 ст. 431 НК РФ).
Автоматический зачет пособий в счет уплаты взносов в ФСС следует также из формы расчета по страховым взносам, которую страхователи согласно п.7 ст.431 НК РФ, представляют не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации. Форма расчета утверждена приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@.
В разделе 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» нельзя одновременно заполнить:
- строку 110 «Сумма страховых взносов, подлежащая уплате за расчетный (отчетный) период»,
- строку 120 «Сумма превышения расходов над исчисленными страховыми взносами за расчетный (отчетный) период».
Заполняется какая- то одна из строк.
Строка 110, если начисленные страховые взносы превышают сумму начисленных пособий, а строка 120, если сумма начисленных страховых взносов меньше суммы начисленных пособий.
Если сумма начисленных пособий превышает сумму начисленных страховых взносов в ФСС за конкретный месяц расчетного периода (заполнена строка 120 раздела 1 расчета по страховым взносам), то у страхователя есть два варианта возмещения пособий.
Вариант 1:
Сумму превышения пособий над суммой взносов в ФСС, начисленных за этот же месяц, страхователь может зачесть в счет уплаты взносов в ФСС в следующих месяцах (п. 9 ст. 431 НК РФ, Письма ФСС от 17.08.2016 N 02-09-11/04-03-17282, ФНС от 14.02.2017 N БС-4-11/2748@).
Вариант 2:
Запросить у ФСС недостающие средства, то есть вернуть на счет организации. Данный вариант, как правило, используют страхователи, у которых на конец расчетного периода недостаточно начисленных страховых взносов в ФСС для возмещения пособий.
Изменения в выплате пособий в 2017 году
С 2017 года порядок возврата недостающих средств на выплату пособий обновлен. Это связано с тем, что администрируют поступление страховых взносов в ФСС налоговые органы, а сотрудники ФСС осуществляют проверку правильности заявленных расходов путем проведения проверки (камеральной или выездной). После проведения контрольных мероприятий результаты направляют налоговому органу. В случае положительного результата налоговый орган перечисляет на счет страхователя (работодателя) заявленные суммы.
Процедура обращения за недостающими средствами для выплаты пособий Фондом социального страхования осталась прежней (действовавшей до 2017 года). Минтруд обновил только перечень документов, представляемых предприятиями для получения денег на выплату страхового обеспечения или пособия за счет ФСС РФ.
Документы на возмещение пособий из ФСС в 2017 году
В приказ Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н «Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения» внесены уточнения. В частности страхователь для возврата из ФСС денежный средств должен предоставить, следующие документы:
- письменное заявление;
- справку — расчет;
- копии документов подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию.
Письмом ФСС РФ от 07.12.2016 N 02-09-11/04-03-27029 доведены до страхователей формы заявления и справки-расчета, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом ФСС РФ о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения.
Если компания хочет получить возмещение, не дожидаясь окончания отчетного периода, то надо подать промежуточную справку-расчет.
Заполняя справку-расчет, бухгалтер должен сопоставлять данные, отраженные в справке-расчете и информацию, которую будет представлять в налоговую инспекцию. Дело в том, что проверка расходов страхователя на выплату страхового обеспечения будет происходить следующим образом:
- налоговый орган, получив от страхователя единый ежеквартальный расчет, передаст соответствующие сведения ФСС;
- сотрудники ФСС проверят правильность заявленных расходов путем проведения проверки (камеральной или выездной);
- результаты проверки ФСС направит информацию налоговому органу.
Если результат проверки окажется отрицательным (страхователь не подтвердит расходы), налоговый орган направит ему требование об уплате недостающих взносов. Если результат проверки будет положительным — расходы будут приняты и налоговый орган зачтет либо вернет разницу между взносами и расходами.
Зачетный порядок возмещения пособий из ФСС за счет начисленных страховых взносов не распространяются на организации, которые расположены в регионах участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294. Участники пилотного проекта своим работникам не начисляет и не выплачивает пособия. Их расчетом и выплатой занимается непосредственно территориальный орган ФСС. А страхователь (работодатель) начисленные страховые взносы в полном объеме перечисляет в бюджет.
То есть, с 1 января 2019 года все регионы РФ перейдут на «прямые выплаты» страхового обеспечения по временной нетрудоспособности и в связи с материнством территориальными органами фонда, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется по указанную дату включительно.