ВС РФ подтвердил право ФНС отменять решения нижестоящих органов по собственной инициативе

10 ноября 2017

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) признала за Федеральной налоговой службой (ФНС России) право отменять решения нижестоящих налоговых органов самостоятельно, в отсутствие жалобы налогоплательщика. 25 октября 2017года ВС РФ принял резонансный судебный акт по спору между ФНС России и ювелирным заводом «Аквамарин».

Предмет спора

Предметом спора стало решение ФНС России, которым в инициативном порядке (только лишь на основании пункта 3 статьи 31 НК РФ) было отменено решение Управления ФНС России по субъекту РФ, принятое по итогам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика.

В рассмотренном деле территориальная налоговая инспекция, проведя камеральную налоговую проверку представленной заводом декларации по НДС, отказала ему в возмещении более 26 млн. руб., а также доначислила налог на сумму более 10 млн. руб. Однако, посчитав недоказанным получение заводом необоснованной налоговой выгоды, Управление удовлетворило апелляционную жалобу завода и решения инспекции отменило.

Однако на этом история не закончилась. Спустя более чем один год после апелляционного обжалования в дело вмешалась ФНС России и с учетом новой информации, полученной от правоохранительных органов, отменила решение Управления, оставив в силе первоначальные решения.

Данные события побудили налогоплательщика обратиться в суд с требованием о признании незаконным решения ФНС России. Суды трёх инстанций единогласно в удовлетворении требований налогоплательщика отказали; дело дошло до ВС РФ, который также встал на сторону ФНС России.

Чем же руководствовались ФНС России и суды, принимая такое решение? ФНС России опиралась на общую норму пункта 3 статьи 31 НК РФ, которой закреплено право вышестоящих налоговых органов отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Налогоплательщик же указывал на то, что указанное право не может реализовываться произвольно. В частности, компания опиралась на то, что действующее налоговое законодательство не регулирует процедуру отмены решений налоговых органов без жалобы налогоплательщика.

Выводы судов

Суды, включая ВС РФ, нарушения прав налогоплательщика в таком подходе не усмотрели. Ссылаясь на нормы НК РФ и позиции Конституционного суда РФ, ВС РФ указал на законность права ФНС России, действующей в интересах государства, по собственной инициативе выявлять и исправлять ошибки в решениях нижестоящих органов.

Как указал ВС РФ, это «согласуется со статьей 57 Конституции РФ, из содержания которой усматривается, что определение размера налоговой обязанности не является предметом усмотрения налогоплательщиков и налоговых органов, налоги должны уплачиваться в законно установленном размере».

При этом ВС РФ подчеркнул, что в результате действий ФНС России налогоплательщику не были доначислены новые суммы налогов. Кроме того, у налогоплательщика сохранилось право защищать свои интересы в суде в случае несогласия с решением ФНС России, что и было реализовано в настоящем деле.

Отдельно следует обратить внимание на вопрос о сроках принятия подобных решений. ВС РФ указал, что, конечно же, такой срок должен быть ограничен, что является необходимой гарантией прав налогоплательщика при проведении налогового контроля. Проанализировав нормы НК РФ, ВС РФ пришёл к выводу, что полномочия по контролю вышестоящего налогового органа за нижестоящими ограничены сроком, предусмотренным для проведения мероприятий налогового контроля, а именно тремя годами, исчисляемыми с момента окончания контролируемого налогового периода.

Важно отметить, что точкой отсчёта признано именно окончание контролируемого периода, а не дата принятия отменяемого решения нижестоящего налогового органа. Так, применительно к рассмотренному делу контролируемым налоговым периодом являлся четвертый квартал 2013 года; следовательно, контроль со стороны вышестоящего налогового органа мог быть осуществлен не позднее 31.12.2016.

Значение спора для налогоплательщиков

Несмотря на то, что положительная для налоговых органов практика по данному вопросу не нова, есть основания полагать, что данная актуализированная ВС РФ правовая позиция получит широкое применение в деятельности налоговых органов. Так, в рассмотренном судебном акте ВС РФ не только рассмотрел конкретный спор, но и сформулировал общие выводы, которые могут быть восприняты налоговыми органами как «руководство к действию».

При этом отрицательный для налогоплательщиков потенциал признанного законным подхода раскрывается, в первую очередь, не в подтверждении права ФНС России отменять решения нижестоящих налоговых органов без жалоб налогоплательщиков (такая практика вряд ли приобретет значительные объемы). Основная опасность заключается в фактическом утверждении порядка отмены решений нижестоящих налоговых органов по результатам контроля за их деятельностью.

Такой порядок может привести в будущем к вменению со стороны ФНС России в обязанности управлений по субъектам РФ оценки законности решений территориальных инспекций на систематической основе.

Поэтому теперь даже удовлетворительные результаты налоговой проверки или их обжалования не позволяют налогоплательщику «спать спокойно» пока не истекут три года с окончания проверенного периода, так как в любой момент в дело может вмешаться вышестоящий налоговый орган и изменить положение вещей.

Изложенные выводы ВС РФ в очередной раз явно свидетельствуют о набирающей в последнее время силу тенденции расширения полномочий налоговых органов по контролю за налогоплательщиками.