По российскому законодательству территория РФ признается местом реализации товаров в целях исчисления НДС, если в начале отгрузки товар находится на территории России (ст. 147 НК РФ). Если российская организация приобретает товар, который находится за пределами России, то территория РФ не признается местом реализации товаров, а реализация товаров не облагается НДС.
Платить при этом ввозной НДС придется, только если это предусмотрено «Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров…», являющимся Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее –Приложение № 18).
Такую логику Минфин России высказывал в отношении реализации товаров между российскими организациями на территории Белоруссии. Чиновники указали, что НДС платить не нужно, поскольку Договор о ЕАЭС этого не требует.
В том случае сделка происходила между налогоплательщиками одного государства. А согласно разделу 3 Приложения № 18 НДС уплачивается только при ввозе товаров, купленных у налогоплательщика другого государства ЕАЭС (Письмо Минфина России от 26.02.2016 № 03-07-13/1/10895).
В данном случае вагоны в момент отгрузки находятся за пределами России. Местом реализации вагонов является территория Казахстана. Значит, платить российский НДС не нужно. Что касается ввозного НДС, то подп. 3 п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС установлено: косвенные налоги не взимаются при импорте товаров «на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства-члена ЕАЭС в связи с их передачей в пределах одного юридического лица».
Если российская компания приобретает в Казахстане имущество или товары для использования на территории Казахстана, то она не должна платить ввозной НДС (да и вообще любой НДС) в российский бюджет.
В момент приобретения вагонов объект для НДС отсутствует, поскольку операция происходит за пределами России (ст. 148 НК РФ). В момент ввоза вагонов (после их использования на территории Казахстана) объект налогообложения также отсутствует. Согласно подп. 3 п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС операция квалифицируется как передача в пределах одного юридического лица.
Чтобы возникала база НДС по экспорту или импорту, нужно, чтобы товар пересекал границу и менял собственника в связи с пересечением границы.
Такой вывод сделал Минфин России из подп. 3 п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС в ситуации, когда российская организация передавала товары своему казахскому филиалу (Письмо Минфина РФ от 24.08.2015 № 03-07-13/1/48565). Аналогичное мнение высказано в Письме ФНС России от 24.10.2014 № ГД-4-3/22074@, где также указано, что передача товаров внутри структурных подразделений одной организации не является объектом налогообложения по НДС.
В Письме Минфина России от 25.09.2012 № 03-07-08/278, финансовое ведомство рассматривало ситуацию, в которой российская организация владела теплоходом, осуществляющим морские перевозки за пределами России. В такой ситуации, по мнению Минфина РФ, налог на добавленную стоимость не уплачивается.
Подтвердить то, что вагоны приобретены для использования в Казахстане, могут документы, свидетельствующие об эксплуатации вагонов на территории Казахстана (согласованная заявка о приписке к железнодорожным станциям на территории Казахстана, направленная в связи со сменой собственника, а также документы, подтверждающие маршруты вагонов).
Факт использования вагонов в Казахстане после покупки будет свидетельствовать об отсутствии импорта. Поскольку приобретенный за границей товар после перехода права собственности не пересекает российскую границу, то ввозной НДС уплачивать не нужно.
При осуществлении операций за пределами РФ в Декларации по НДС нужно заполнять разд. 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации» (см. Письмо Минфина России от 02.09.2011 № 03-07-08/275). Форма Декларации по НДС утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.