Заказчик международной перевозки отстоял вычет НДС по внутрироссийскому маршруту

22 сентября 2022

Экспедиторская компания обязалась доставить импортный товар из Китая в Россию. Организация, привлеченная для грузоперевозки между российскими пунктами отправления и назначения, выставила экспедитору услуги с НДС по ставке 20%. Декларируя «нулевую» ставку по услугам международной перевозки, экспедитор заявил к возмещению предъявленный ему НДС. Однако по итогам камеральной налоговой проверки в вычете ему было отказано.

Тем не менее суд поддержал налогоплательщика, признав за ним право на вычет НДС в рассмотренных обстоятельствах.

Судебное решение
  • Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.08.2022 по делу №А72-2049/2022
  • О возмещении НДС на сумму 55 тыс. руб.
Результат
  • Решение принято в пользу налогоплательщика

Ситуация

Инспекция установила, что представленные экспедитором заявки и товарно-транспортные накладные, оформленные на перевозку грузов по России, содержат указание на «международный» вид перевозки, сведения о грузоотправителе — иностранной организации и о месте отправления груза за рубежом. Поскольку импортный характер товаров был известен «внутрироссийскому» перевозчику, инспекция пришла к выводу, что им не была исполнена обязанность применить нулевую ставку НДС согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ в отношении этапа услуги международной перевозки, что дает основание отказать экспедитору в вычете незаконно предъявленного ему НДС.

Данное дело примечательно тем, что несмотря на незначительную сумму вычета экспедитор и перевозчик проявили завидную принципиальность. По сути, результат спора с налоговой инспекцией был предрешен состоявшимся ранее решением арбитражного суда, которым экспедитору было отказано в иске к перевозчику о взыскании в качестве неосновательного обогащения НДС, предъявленного в цене услуг. Обращает на себя внимание и тот факт, что налоговый орган по месту учета перевозчика не усмотрел с его стороны нарушения в том, что стоимость оказанной услуги была обложена налогом по общей ставке.
Вадим Чимидов
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров

Решение

Признав незаконным отказ в возмещении НДС, суд указал следующее:

  • для применения налоговой ставки 0% при международной перевозке пункт назначения в РФ должен охватываться внешнеторговым контрактом, а не просто являться конечным пунктом перевозки товара в интересах покупателя;
  • перевозчик принял груз к перевозке на территории РФ после перехода права собственности на него к грузополучателю и прохождения таможенной процедуры выпуска товара для внутреннего потребления;
  • перевозчик исполнил обязанность по отражению предъявленного экспедитору НДС в налоговой декларации;
  • правильность учета перевозчиком стоимости внутрироссийской перевозки для целей НДС подтвердила налоговая инспекция на основании запроса перевозчика и исследования представленных им документов по данной услуге.

Результат

Уже несколько лет споры о квалификации перевозок по России импортных и экспортных грузов в качестве услуг «международной перевозки товаров» разрешаются на основании трех ключевых позиций высших судов:

  • налоговая ставка является обязательным для применения налогоплательщиками элементом налогообложения, поэтому счета-фактуры с налоговой ставкой, не соответствующей пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, не могут являться основанием для принятия заказчиком предъявленных исполнителем сумм НДС к вычету (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 13893/08);
  • оказание услуг международной перевозки товаров несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0 процентов всеми участвовавшими в оказании услуг лицами (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33);
  • налоговая ставка 0% применяется в тех случаях, когда услуги по международной перевозке товаров (организации перевозки) выступают и оформляются в качестве части единого процесса перевозки экспортного (импортного) товара за пределы территории РФ (на территорию РФ); в ином случае, когда оказывающее услуги лицо не обладает сведениями об экспортном (импортном) характере товара и привлекается к перевозке товаров (организации перевозки) только в границах территории РФ, НДС по общей ставке (Определение ВС РФ от 25.04.2018 № 308-КГ17-20263).

Данный налоговый спор определенности в вопросах квалификации услуг международной перевозки товаров не привнес, зато наглядно продемонстрировал то, что даже налоговые органы могут по-разному квалифицировать для целей применения налоговой ставки НДС 0% одну и ту же внутрироссийскую перевозку экспортных или импортных грузов. Поэтому предпринятое экспедитором обращение в суд с иском о взыскании предъявленного перевозчиком НДС в качестве неосновательного обогащения представляется крайне эффективным способом защиты от налоговых претензий в завышении налоговых вычетов. Однако, прибегая к такому инструменту, стороны должны помнить, что подобный гражданско-правовой спор может обойтись проигравшему участнику в судебные расходы.

Оценивайте налоговые риски
каждой сделки
Налоговые юристы компании «Правовест Аудит» готовы оказать юридическую поддержку при оценке рисков и при сопровождении налоговых споров любой сложности.
Задать вопрос
26 ноя
11:00
Налоговый контроль и безопасность 2024−2025: инструкция для бизнеса
Круглый-стол (online)
Записаться
Наверх