- Постановление АС МО от 06.11.2025 года по делу № А40-150226/2023
- О привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц
- Требование конкурсного управляющего удовлетворены
Ситуация
В 2023 году инспекция выносит решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятом по результатам выездной налоговой проверки за 2018-2019 годы. Основанием стали:
- имитация финансово-хозяйственной деятельности и создания фиктивного документооборота с сомнительными контрагентами, фиктивного документооборота при формировании налоговой и бухгалтерской отчетности;
- наличие умысла общества и его должностных лиц, направленного на совершение сделки (операции) с основной целью, направленной на неуплату (неполную уплату) и (или) зачет (возврат) суммы налога в ходе осуществления финансово-хозяйственных взаимоотношений путем создания формального документооборота;
- общество, вступая в финансово-хозяйственные взаимоотношения с «техническими» компаниями, фактически не преследовало исполнения ими договорных отношений, а основной целью совершения данных сделок, являлась неуплата (неполная уплата) суммы налога.
Решение налогового было безуспешно обжаловано обществом в судебном порядке.
Далее компания попадает под процедуру банкротства и в 2025 году конкурсный управляющий подал заявление в суд о признании руководителя контролирующим должника лицом (КДЛ) и взыскании с него сумм налогового долга, образовавшегося после налоговой проверки.
Советник налоговой службы РФ II ранга, ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам «Правовест Аудит»
Решение
Суды пришли к выводу о доказанности факта совершения руководителем действий по незаконной минимизации налоговых обязательств общества-должника.
Признавая руководителя контролирующим должника лицами (КДЛ) и привлекая его к субсидиарной ответственности, суды отметили следующее:
- Решение налогового органа и судебные акты по налоговому спору содержат выводы о наличии умысла — общества должника и его руководителя на создание фиктивного документооборота в целях минимизации налоговых обязательств должника, что выходит за пределы предпринимательского риска и привело к нарушению интересов РФ;
- С учетом правовой нормы п. 1 ст. 61.10 Закона о банкротстве руководитель является контролирующим должника лицом (определял действия должника и имел соответствующую возможность). Именно его умышленные действия привели к налоговым доначислениям, а затем и к банкротству общества-должника.
Судами установлено наличие оснований для привлечения руководителя к субсидиарной ответственности по обязательствам должника по Закона о банкротстве, производство по обособленному спору в части определения размера субсидиарной ответственности приостановлено до окончания расчетов с кредиторами. Точный размер финансовых потерь руководителя определится чуть позже.
Выводы
Налоговые схемы, ошибки и упущения дорого обходятся руководителям компаний. Ведь именно они часто признаются КДЛ и платят из своего кармана налоговые доначисления. Причем риски субсидиарной ответственности могут преследовать руководителей до десяти лет. Этот факт следует учитывать при принятии управленческих решений. Добросовестный бизнес также может оказаться в зоне риска налоговых доначислений, если пренебрегает проведением аудита с углубленной проверкой налогов. Поскольку аудит позволяет вовремя выявить налоговые ошибки и упущения и принять оперативные меры по их устранению для недопущения налоговых доначислений и конечно- личных финансовых потерь. Проблемы всегда дешевле предотвратить.
Обратите внимание на юридической защиты от налоговых претензий в течении 3 лет.
законными способами