4 правила налоговой безопасности бизнеса в 2019 году

15 января 2019

Каждый новый год многие из нас стремятся начать с «чистого листа», внести в свою жизнь какие-то важные изменения, улучшающие здоровье, благосостояние. Кто-то вовсе пытается все изменить кардинально, чтобы достигнуть желаемой цели. И это абсолютно правильно, главное, чтобы эти порывы не охладели со временем, не «затерлись» в суматохе ежедневных дел.

Это здоровое стремление касается и бизнеса. Как показал прошлый год, наиболее актуальной темой в развитии бизнеса является его правильное построение в налоговом плане для избежания возможных многомиллионных доначислений налогов по результатам проверок со стороны ФНС, а иногда и ответственности первых лиц компании по налоговым нарушениям. Именно руководителю и собственнику важно отслеживать основные тренды налогового контроля, знать особые зоны налогового риска, чтобы избежать крупных финансовых потерь, а то и вовсе банкротства компании. Об этом стоит призадуматься и прямо сейчас ввести — в свой бизнес важные правила налоговой безопасности. Таких правил немало, обозначим некоторые из основных.


Правило №1. Во избежание выездной налоговой проверки необходимо соблюдать критерии, приведенные ФНС России

Именно выездная проверка представляет серьезную финансовую опасность для компании, ее собственников/руководителей. Поэтому важно не попасть в поле зрения налогового органа и не стать претендентом на выездной контроль.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, которой определены критерии налоговых рисков, используемых налоговыми органами в аналитической работе и в отборе налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок. Критерии рисков размещены на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) и регулярно обновляются.

Вот 12 критериев, которые анализируют налоговые органы:

  1. Налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  2. Отражение в бухгалтерской/налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Низкий уровень среднемесячной заработной платы на одного работника, т.е. он ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  7. Отражение ИП суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Правило №2. Нужно быть готовым доказать обосновать и законность полученния налоговой выгоды от сделок с контрагентами

В статье 54.1 НК РФ определены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

Данная статья запрещает уменьшение налоговой базы, суммы подлежащего к уплате налога, если оно является результатом искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Статья 54.1 НК РФ устанавливает условия, при соблюдении которых налогоплательщику предоставляется право уменьшить налоговую базу, сумму подлежащего к уплате налогу по имевшим место сделкам (операциям).

К таким условиям относятся 2 обстоятельства:

  • основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  • обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обстоятельство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Правило №3. Рекомендуем проверять своих контрагентов для исключения налоговых рисков компании. Необходимо проявлять коммерческую/налоговую осмотрительность при их выборе и в ходе договорных взаимоотношений

Серьезный подход к выбору контрагента весьма важен, как для уверенности в качественности исполнения договорных обязательств, так и для минимизации налоговых рисков.

В целях оценки действий налогоплательщика налоговые органы:

  • оценивают обоснованность выбора контрагента;
  • исследуют вопросы, отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов;
  • определяют, каким образом оценивались условия сделки и их коммерческая привлекательность, деловая репутация, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта, заключались ли налогоплательщиком сделки преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств.

У компании могут быть запрошены документы и информация относительно ее действий при выборе контрагента, например, документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента; источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента); результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов; документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.); деловая переписка.

Следует отметить, что с учетом положений ст. 54.1 НК РФ совсем не лишним будет удостовериться в том, что сделку исполняет сам контрагент или лицо, на которое он возложил исполнение своего обязательства.

Кстати, порядок проведения проверки контрагента целесообразно закрепить локальным нормативным актом организации (приказом, положением и т.п.).

Правило №4. Нужно быть готовым самому четко и правильно отвечать на вопросы налогового органа и подготовить к допросам своих работников

Как показывает практика, в ходе налоговых проверок и иных мероприятий контроля, проверяющие весьма часто прибегают к допросам руководителей и работников компаний. Поэтому очень важно знать, какие вопросы обычно задаются должностными лицами налогового органа, чтобы заранее подготовиться к ответам на них.

Краткий перечень вопросов для руководящего состава компаний и рядовых работников приведен в известных Методических рекомендациях ФНС России и Следственного комитета РФ (Письмо ФНС от 13.07. 2017 № ЕД-4-2/13650@).

Узнать все тонкости соблюдения вышеуказанных правил, а также о возможных претензиях со стороны контролирующих органов, о способах защиты и минимизации налоговых рисков и многом другом Вы сможете в Экспертной гостиной:

22 ноя
11:00
Эффективное взыскание задолженностей: практика для бизнеса
Открытый вебинар
Записаться
Наверх