- Компания по строительству жилых и нежилых зданий
- Доход более 400 млн руб. в год, среднесписочная численность — 205 чел.
- Финансовый аудит
- Стоимость: 450 тыс. руб.
- Выявлены налоговые риски на 42,8 млн руб., которые можно устранить.
- Затраты на аудит окупились минимум в 95 раз.
Ситуация
При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудиторы в обязательном порядке сверяют достоверность показателей дебиторской и кредиторской задолженности, проверяют обоснованность существенных расходов и др.
Поэтому аудиторов, в частности, заинтересовал зачет взаимных требований в сумме 82,5 млн руб. и обоснованность выплат премий сотрудникам компании — 109,7 млн руб. за год.
При проведении финансового аудита мы выявляем ошибки в исчислении налогов, которые могут существенно отразится на показателях бухгалтерской отчетности. Но для уверенности в налогах и выявления любых налоговых ошибок и рисков лучше дополнить обязательный аудит углубленной проверкой налогового учета и уделить внимание первичным документам.
ведущий аудитор АКГ «Правовест Аудит»
Решение
Компания, являясь подрядчиком по договору с фирмой А получила от нее аванс в счет выполнения работ. При этом фирма А должна возвратить компании гарантийное удержание по выполненным для нее работам по другому договору. Стороны составили акт зачета взаимных требований и провели взаимозачет полученных авансов в счет погашения долга по возврату гарантийного удержания. Компания приняла к вычету НДС, исчисленный при получении аванса в сумме 13,8 млн руб. При этом стороны не заключали соглашений о расторжении договора подряда или дополнительных соглашений об уменьшении суммы аванса. А значит у компании не было оснований для вычета НДС, исчисленного при получении предоплаты в сумме 13,8 млн руб. Т.е. у компании есть риск доначисления НДС при проведении налоговой проверки.
Напомним, что согласно п. 5 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм предоплаты в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.
При проверке правомерности начисления премий сотрудникам в сумме более 109.7 млн руб. выяснилось, что у организации формально отсутствовали основания для начисления подобных выплат и учете таких расходов в целях налога на прибыль, поскольку они не были оговорены в трудовых договорах или локальных нормативных актах компании. Соответственно, если бы вместо аудиторов на проверку вышли налоговые инспекторы, то доначисления в бюджет могли составить 21,9 млн руб. (20% налог на прибыль).
Напомним, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (п. 2 и п.3 ст. 255 НК РФ). Также расходы должны быть экономически обоснованы (ст.252 НК РФ), т.е. у компании должны быть документы, подтверждающие достижение работником результатов для начисления премии и ее размер.
Результат
В ходе аудита были выявлены существенные налоговые риски доначисления НДС и налога на прибыль на сумму более 35,7 млн руб. (13,8 млн руб. — НДС и 21,9 млн руб. — налог на прибыль) и соответственно штрафов за неуплату налогов — 7,1 млн руб. (20% от неуплаченных сумм). Поэтому компании было рекомендовано восстановить необходимые документы для вычета НДС по возвращенным авансам и обоснования выплаты премий сотрудникам.
Компания восстановила дополнительные соглашения к договору подряда об уменьшении суммы аванса и ее возврате, путем зачета в счет встречного обязательства по возврату гарантийного удержания. Также в Положение об оплате труда были включены положения о премировании, в которых закрепили фактически сложившийся механизм премирования сотрудников, были восстановлены служебные записки руководителей подразделений о выполнении работниками условий для их премирования и др.
Т.е. налоговые риски на 42,8 млн руб. были устранены.
После проведения аудита были устранены налоговые риски более чем на 42,8 млн руб.
При стоимости аудита 450 тыс. руб., расходы на обязательный аудит окупились более чем в 95 раз.