Содержание
Риск №1: Массовые корректировки таможенной стоимости (КТС)
По словам спикера, занижение таможенной стоимости — это та «серая схема», с которой таможня борется наиболее активно. Это привело к валу проверок и корректировок (КТС). Если раньше проверки проводились реже, то сейчас, по словам клиентов спикера, проверке на занижение стоимости может подвергаться «каждый второй контейнер».
Что делать, если вы столкнулись с КТС? Важнейшее изменение в правоприменительной практике, на которое указал Александр: стратегия «отписаться на таможне, а потом донести доказательства в суд» больше не работает. Суды, ссылаясь на позицию Верховного Суда, отказываются принимать новые документы, если компания не представила их на этапе таможенной проверки.
Поэтому защищаться нужно сразу, на первом этапе, когда таможенный орган запрашивает дополнительные документы. Процесс защиты выглядит так:
- Проверка на таможенном посту. На этом этапе необходимо предоставить максимально полный и убедительный пакет документов, подтверждающих цену сделки.
- Жалоба в вышестоящую таможню. Если КТС все же произошла, не стоит пренебрегать ведомственным контролем. Этот механизм работает. Спикер привел в пример кейс с контактными линзами, где Московская областная таможня отменила решение нижестоящего поста, прямо указав, что тот не провел всесторонний анализ представленных документов.
- Иск в суд. Это последняя инстанция, к которой стоит прибегать, если предыдущие шаги не помогли.
Отдельно спикер остановился на двух актуальных проблемах, которые приводят к КТС:
- Оплата третьим лицам. В текущих реалиях поставщик часто просит перевести оплату не на свой счет, а на счет партнера в банке, который принимает платежи из РФ. Таможня трактует это как неподтверждение цены. Судебная практика здесь противоречива: московские суды считают такую опцию законной, если она прописана в контракте, а суды на Дальнем Востоке — нет. Дальневосточная практика основана на предполагаемом письме от таможенной службы Китая о строгих правилах валютного контроля в КНР, из-за чего любой платеж третьему лицу считается нарушением.
- Отсутствие экспортной декларации (ЭД). Таможня часто требует ЭД для подтверждения стоимости. Суды и здесь смотрят на ситуацию по-разному: одни считают отсутствие ЭД фатальным, другие — нет, если есть иные подтверждающие документы.
Риск №2: Повышенные пошлины на товары
Второй источник пополнения бюджета — повышенные пошлины на товары из «недружественных» стран, введенные Постановлением Правительства № 2240. Ставки по ним могут доходить до 50% вместо стандартных 5%.
Главная проблема в том, что под эти пошлины часто попадают товары из дружественных стран. Это происходит, когда из-за сложных, обходных логистических цепочек импортер не может предоставить таможне корректный сертификат о происхождении товара (СТ-1, Form A и т.д.). Судебная практика по этому вопросу так же неоднозначна, как и в случае с КТС: одни суды готовы рассматривать совокупность товаросопроводительных документов, другие занимают формальную позицию — нет идеального сертификата, значит, плати повышенную пошлину.
Однако в этом вопросе наметился сдвиг. Правительство Постановлением № 1341 от 30 августа 2025 года наделило Торгово-промышленную палату РФ (ТПП) правом подтверждать страну происхождения импортных товаров. Ожидается, что ТПП разработает порядок выдачи таких сертификатов, что должно упростить импортерам подтверждение «дружественного» происхождения товаров и защитить их от необоснованного применения повышенных пошлин. (Примечание: к моменту публикации такой порядок утвержден Приказом ТПП РФ от 26.09.2025 № 67)
Вывод: Таможенный комплаенс дешевле споров
Александр Кирильченко завершил выступление выводом о том, что в нынешних реалиях «учиться на своих ошибках» стало слишком дорого. Одна корректировка на 100 000 рублей может привести к пересмотру поставок за последние три года и автоматическим КТС по всем будущим поставкам, превращаясь в многомиллионные потери. Кроме того, недоплата таможенных платежей на сумму свыше 3 млн рублей — это уже риск уголовного преследования.
Поэтому лучшая стратегия защиты — это профилактика. Проведение «таможенного комплаенса» или «таможенного аудита» — то есть предварительная проверка и исправление пакета документов и самой структуры сделки — сегодня обходится дешевле, чем постоянные споры с таможней.
Чтобы избегать споров, спикер порекомендовал:
- Отслеживать изменения в подходах таможенных органов.
- Применять самоконтроль: если ошибка найдена, дешевле добровольно ее исправить и доплатить, чем ждать проверки.
- Знать, когда обращаться к юристам: при риске доначислений свыше 3 млн рублей, при ввозе стратегически важных товаров или при вызове на допрос в таможенные органы.