Даже при нарушении процедурных сроков налоговой проверки инспекция может взыскать доначисленные налоги

26 июля 2021

В отношении ООО «Неринга» (далее — Общество) была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 г., по результатам которой Инспекцией было вынесено решение о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.11.2018 г. (далее — Решение). При этом Инспекцией на четыре месяца был нарушен срок вынесения Решения (такое Решение Инспекция должна была принять не позднее 12.07.2018 г.).

26.02.2019 Инспекция на основании Решения выставила Обществу требование об уплате налога, указав срок добровольной уплаты до 19.03.2019.

23.03.2019 Инспекция приняла решение о взыскании с Общества налога, пеней и штрафов. 02.08.2019 Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества сумм указанной задолженности.

Общество посчитало требование об уплате доначисленных налогов незаконным, так как затянув срок принятия Решения на четыре месяца, Инспекция пропустила срок для обращения в суд за взысканием доначислений — шесть месяцев после истечения исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст.46 НК РФ).

Судебное решение
  • Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2021 г. № 307-ЭС21-2135 по делу №А21-10479/2019
  • О взыскании налоговой задолженности по результатам налоговой проверки, которая была проведена с нарушением установленных НК РФ сроков.
Результат
  • Судебный акт принят в пользу налогового органа.

Ситуация

Удовлетворяя требования Инспекции, суд первой инстанции исходил из того, что Инспекцией не пропущен срок на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам, пеням, штрафам.

Однако суд апелляционной инстанции, ссылаясь на п. 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 указал, что нарушение Инспекцией при проведении камеральной налоговой проверки сроков, предусмотренных статьями 46, 70, 88, 100, 101, 139.1, 140 НК РФ, а также незаявление Инспекцией ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи заявления лишило ее возможности обращения в суд с настоящим заявлением после 16.05.2019.

Суд кассационной инстанции не согласился с указанным выводом и решил спор в пользу налогового органа, указав, что шестимесячный срок на обращение Инспекции в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу, пеням, штрафам начал исчисляться с 20.03.2019 (следующий день после истечения срока исполнения требования об уплате налога) и истек 19.09.2019. Соответственно, обращаясь 02.08.2019 в арбитражный суд с настоящим заявлением, Инспекция не нарушила предусмотренный п. 3 ст. 46 НК РФ шестимесячный срок.

Верховный Суд РФ оставил в силе постановление кассации и решение суда первой инстанции.

Главным итогом рассмотрения этого дела стало то, что Верховный Суд РФ внес определенность по давно назревшему в правоприменительной практике вопросу, как следует исчислять сроки принудительного взыскания задолженности по итогам налоговой проверки, которая была проведена с нарушением предусмотренных НК РФ сроков

Виталий Цапков
Ведущий налоговый юрист, эксперт по сопровождению налоговых проверок и судебному представительству в спорах

Решение

Верховный Суд РФ признал правильными по существу постановление суда кассационной инстанции, решение суда первой инстанции и сформулировал следующие выводы:

  • НК РФ предусматривает двухлетний предельный срок судебного взыскания задолженности, который применяется при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ). Указанный срок исчисляется с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате налога, указанного в требовании налогового органа, и поглощает иные предусмотренные статьями 46, 47 НК РФ сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом; по истечении указанного двухлетнего предельного срока налоговый орган утрачивает право на обращение с соответствующим требованием в суд;
  • нарушение длительности проведения налоговых проверок само по себе не может иметь юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии внесудебного взыскания задолженности по налогам;
  • в случае превышения двухлетнего предельного срока налогоплательщик может заявить возражения относительно нарушения длительности проведения налоговой проверки как при рассмотрении предъявленного к нему в судебном порядке требования о взыскании налоговой задолженности, так и при оспаривании самим налогоплательщиком выставленного налоговым органом требования об уплате налога либо решений (постановлений), принятых налоговым органом в порядке ст. 46, 47 НК РФ в рамках внесудебного взыскания задолженности;
  • в каждом конкретном случае следует проверять, привело ли нарушение сроков проведения мероприятий налогового контроля к нарушению предельного двухлетнего срока и не была ли налоговым органом утрачена возможность судебного взыскания задолженности.

При этом Верховный Суд РФ отметил, что по рассматриваемому делу нарушение длительности налоговой проверки в отношении Общества составило четыре месяца, а, следовательно, не привело к нарушению предельного двухлетнего срока и Инспекция не утратила возможности судебного взыскания задолженности.

Также ВС РФ отметил, что:

  • длительный срок проведения налоговой проверки может быть признан недопустимым в той мере, в какой приводит к избыточному или не ограниченному по продолжительности применению мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков;
  • в отличие от процедуры взыскания задолженности, нарушение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах может быть обусловлено совокупностью причин, имеющих различный характер — как объективный (например, не поступление ответов налоговому органу на направленные им запросы иным лицам и т.п.), так и субъективный (необходимость обеспечения реализации прав налогоплательщика, в том числе на ознакомление с материалами налоговой проверки, на подготовку дополнительных возражений и т.д.).

Результат

Следует отметить, что выводы Верховного Суда РФ можно признать направленными на обеспечение соблюдения баланса частных и публичных интересов.

Во-первых, высший суд определил максимально допустимый срок судебного взыскания задолженности налоговыми органами, тем самым устранив неопределенность в вопрос исчисления сроков принудительного взыскания задолженности с налогоплательщиков.

Во-вторых, было обращено внимание на недопустимость затягивания сроков проведения налоговых проверок (причем с учетом обстоятельств, что подобное нарушение может быть обусловлено причинами как объективного, так и субъективного характера).

Однако, на наш взгляд, вряд ли выводы Верховного Суда РФ кардинально повлияют на сложившуюся в настоящее время практику, когда повсеместно налоговые органы затягивают сроки на проведение налоговых проверок, на вынесение и направление налогоплательщику актов и решений по итогам налоговой проверки и т.п., поскольку довольно редко подобные периоды превышают двухлетний предельный срок для судебного взыскания налоговой задолженности.

Минимизируйте риски проведения налоговых проверок
Устраняйте налоговые риски своевременно, проводя поэтапный аудит в течение года для оперативного исправления ошибок или налоговый аудит со страховкой от налоговых претензий. При возникновении споров с налоговыми органами по проверенному периоду в течение трех лет, компания «Правовест Аудит» обеспечит юридическую поддержку организации силами налоговых юристов, имеющих большой опыт по защите прав налогоплательщиков.
Рассчитать стоимость
26 ноя
11:00
Налоговый контроль и безопасность 2024−2025: инструкция для бизнеса
Круглый-стол (online)
Записаться
Наверх