Допросы свидетелей вне рамок налоговой проверки законны

13 июня 2023

Решение АС Челябинской области от 15.05.2023 года по делу № А76-42062/2022

Подмосковная инспекция провела выездную проверку общества и вынесла в 2021 году решение о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения. Еще в ходе проверки (до составления акта) общество изменило свой адрес местонахождения на Челябинск и встало на учет в «челябинскую» инспекцию.

В 2022 году налогоплательщик узнает, что новая инспекция направила в адрес различных территориальных налоговых органов поручения о проведении допросов бывших сотрудников общества, в соответствии с которыми территориальными налоговыми органами проведены допросы свидетелей.

Общество посчитало, что направление таких поручений нарушило его права и законные интересы, т.к. эти допросы проводились уже после окончания проверки и при этом налогоплательщик не уведомлялся об этих поручениях и допросах.

Налогоплательщик обратился в прокуратуру с жалобой на действия должностных лиц налоговой службы. В ответ на указанную жалобу (полученную в порядке ведомственного контроля) УФНС указало на отсутствие в действиях должностных лиц нарушений.

Обращение в суд также не увенчалось успехом. Суд первой инстанции, поддерживая налоговый орган, отметил следующее:

  • проведение допроса свидетелей может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и, следовательно, осуществляться вне рамок налоговой проверки;
  • ссылка налогоплательщика на Письмо ФНС от 23.04.2014 № ЕД-4-2/7970@ не принимается. Т.к., из данного письма следует, что протокол допроса свидетеля, составленный после завершения проверки, признается судами недопустимым доказательством по тем нарушениям, которые этой проверкой установлены. Между тем решение «подмосковной» инспекцией вынесено в 2021 году по результатам выездной проверки за период с 01.01.2016 по 31.12.2017. А из протоколов допросов свидетелей, составленным территориальными налоговыми органами по поручениям «челябинской» инспекции, следует, что вопросы относятся к периоду с 2018 года по 2023 год (не к периоду, охваченному выездной проверкой). Нет доказательств использования этих протоколов допросов налоговым органом в ходе судебного разбирательства по делу о признании решения инспекции незаконным;
  • при этом налоговое законодательство, в т.ч. ст. 90 НК РФ, а также Письмо ФНС от 17.07.2013 года № АС-4-2/12837 не содержат положений обязывающих налоговый орган информировать налогоплательщика о проведении допросов его работников либо предоставлять ему копии поручений о проведении таких запросов;
  • обществом не указано, в чем выразилось нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с осуществленными налоговым органом мероприятиями налогового контроля.

Таким образом, суд счел соответствующим налоговому законодательству действия инспекции по проведению допросов свидетелей, по принятию и направлению в данных целях поручений в адрес налоговых органов по месту жительства (месту пребывания) свидетелей, а также по отказу в выдаче копий таких поручений обществу.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.
Расчет стоимости аудита
26 ноя
11:00
Налоговый контроль и безопасность 2024−2025: инструкция для бизнеса
Круглый-стол (online)
Записаться
Наверх