Экологический сбор за утилизацию товаров

23 августа 2021

Является ли Компания-импортер плательщиком экологического сбора, если не утилизирует упаковку импортируемых продуктов? Можно ли, в целях расчёта сбора, для определения веса упаковки использовать разницу из ГТД: вес Брутто — Нетто? Какие возможные штрафные санкции для Компании за неуплату экологического сбора и непредоставление отчётности?

Обязанность по уплате сбора

Правила обращения с отходами производства и потребления для защиты окружающей среды а также вовлечения таких отходов в оборот как дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ).

Юридические лица и ИП, импортирующие товары из третьих стран или ввозящие их из государств — членов Евразийского экономического союза, обязаны соблюдать нормативы утилизации упаковки по перечню, установленному Правительством РФ, с момента первичной реализации ввезенных товаров на территории РФ в отношении (ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ):

  • товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших таможенные операции;
  • товаров, ввезенных из государств — членов Евразийского экономического союза;
  • упаковки товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших таможенные операции;
  • упаковки товаров, ввезенных из государств — членов Евразийского экономического союза.

Импортеры товаров, которые не утилизируют отходы от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 Закона № 89-ФЗ.

Обязанность производителя, импортера товаров по утилизации считается исполненной:

  • со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;
  • со дня уплаты экологического сбора

В отношении упаковки обязанность по утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

Таким образом, обязанность по утилизации упаковки лежит на производителе или импортере товаров в этой упаковке независимо от того, входят ли в утвержденный Правительством РФ перечень сами товары (Письмо Росприроднадзора от 20.02.2017 №ОД-06-02-32/3380, Определение ВС Суда РФ от 05.03.2019 № 310-ЭС19-875 по делу №А23-9856/2017).

Перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации на 2018-2020 гг. утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р; в разделе II данного перечня приведены наименование, материал, буквенное обозначение и цифровой код по техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011). На их основании должен разрешаться вопрос об утилизации импортером упаковки и / или по уплате экологического сбора. Если информация об упаковке у импортера отсутствует, представляется, что ее можно получить у производителя.

Расчет сбора

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 утверждено Положение о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее — Положение).

Импортеры товаров включают в декларацию информацию о количестве товаров (упаковки товаров) на основании таможенных документов, товарно-сопроводительных документов (Положение). При этом количество товаров, упаковки товаров указывается для каждого наименования товара, упаковки товаров в килограммах с точностью до одного килограмма.

Проверка полноты и достоверности сведений о количестве товаров, упаковки товаров, указанных в декларации, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) в течение 3 месяцев со дня приема декларации. По требованию надзорного органа производитель товаров, импортер товаров представляют заверенные копии первичных учетных документов либо таможенных, товарно-сопроводительных документов, послуживших основанием для декларации.

Более подробных правовых позиций Росприроднадзора и / или судов по вопросу о порядке определения показателей, необходимых для расчета суммы экологического сбора, обнаружить не удалось. Представляется, что отсутствующая у импортера информацию о весе упаковке можно получить у производителя товаров и / или экспертным путем.

Санкции за неуплату

Нарушение порядка представления отчетности об утилизации отходов или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, влечет штраф для должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юрлиц — от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей (ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ).

Представление отчетности об утилизации отходов о или деклараций о количестве товаров, упаковки товаров, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, — в двукратном размере сбора по каждой группе товаров; импортерами товаров, но не менее ста тысяч рублей. Для юридических лиц штраф — в двукратном размере сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей (ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ).

Неуплата в установленный срок сбора влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — в трехкратном размере неуплаченного сбора, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, но не менее пятисот тысяч рублей (статья 8.41.1 КоАП РФ).

Вышеприведенные составы административных правонарушений введены Федеральным законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ, вступившим в силу 17.06.2019, в связи с чем в силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ предусмотренная ими ответственность наступает за нарушения, совершенные после указанной даты (т.е. применительно к отчетности и уплате экологического сбора за 2019 год и последующие отчетные периоды).

Срок давности привлечения к административной ответственности за данные правонарушения составляет один год. Следовательно, за непредставление отчетности и неуплату экологического сбора по итогам 2019 года организация не привлекается к ответственности.

В случае невнесения, внесения не в полном объеме экологического сбора и (или) непредставления расчета сбора плательщиком в установленные сроки администратор сбора направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности и представлении расчета (Правила взимания экологического сбора, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).Если в течение 15 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности он ее не погасил, администратор экологического сбора взыскивает задолженность через суд.

Поскольку иное законом не предусмотрено, подать заявление о взыскании задолженности по экологическому сбору администратор может в течение трех лет с той даты, когда должен был быть внесен соответствующий платеж (ст. 212 АПК РФ, п. 2 ст. 199 ГК РФ, п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43).

Получите
консультацию
эксперта
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
22 ноя
11:00
Эффективное взыскание задолженностей: практика для бизнеса
Открытый вебинар
Записаться
Наверх