Импорт в Россию: логистика и финансы в условиях ограничений

08 октября 2025
Юлия Янелис, коммерческий директор холдинговой компании, специализирующейся на международных перевозках, таможенном оформлении и услуге «ВЭД под ключ», представила обзор текущей ситуации в импорте и практические решения для российского бизнеса.
Основной фокус был сделан на главных торговых партнерах России, где безусловным лидером является Китай (33.8% от товарооборота), за которым следуют Индия, Турция и Беларусь. Несмотря на общие цифры, на практике наблюдается стагнация и даже падение объемов импорта по сравнению с концом 2024 года. Основную долю импорта из Китая составляют технологии, оборудование, электроника и запчасти — группы товаров, часто попадающие под санкционные ограничения.

Финансовая и товарная логистика: неразрывная связь

Ключевая проблема сегодня — проведение платежей и выстраивание цепочки поставки. Юлия подчеркнула, что финансовая и товарная логистика теперь тесно взаимосвязаны и требуют комплексного подхода.

Финансовая логистика в большинстве случаев строится через третьи страны. Схема выглядит так: российский клиент оплачивает товар через компанию-агента в «дружественной» юрисдикции (например, Гонконг, Киргизия), а уже агент производит оплату конечному поставщику.

Это позволяет обойти ограничения и пройти комплаенс. Однако эта схема несет в себе риски:

  • Выбор агента: крайне важна надежность и проверенность партнера.
  • Возврат денежных средств: это самый сложный и длительный процесс. Если поставщик не отгрузил товар или товар оказался ненадлежащего качества, возврат денег через агента может занять месяцы, так как для него это операция с повышенным комплаенсом. Это критический риск, который необходимо учитывать при планировании.

Логистика товаров напрямую зависит от выбранной финансовой схемы и типа продукции. Существует три основных варианта движения груза:

  1. Прямой путь: используется редко, в основном для несанкционных товаров.
  2. Через третью страну: поставщик отправляет груз в транзитную страну, где он переоформляется и направляется в Россию. Это позволяет не показывать РФ как конечного получателя.
  3. Через бондовый склад: оптимальное решение для сложных, брендовых или санкционных товаров. Позволяет закрыть экспортную декларацию поставщика не на Россию.

Сроки доставки и выбор транспорта

Выбор способа доставки зависит от бизнес-задачи и баланса между скоростью и стоимостью. Чем дольше товар в пути, тем дольше заморожены деньги.

  • Авиадоставка: самый быстрый способ (из Китая 1-2 дня), идеален для быстрой оборачиваемости.
  • Автодоставка: «золотая середина» по срокам и цене (из Китая 12-18 дней).
  • Море или Ж/Д: подходят для долгосрочного планирования и неспешных закупок (30-40 дней).
Спикер обратила внимание на актуальные проблемы, такие как огромные очереди на границе Казахстана и России, где из-за ужесточения контроля стоят и «серые», и «белые» грузы. Это еще раз подтверждает важность выстраивания полностью легальных схем импорта, в чем компания Юлии активно помогает клиентам, осуществляя переход «из тени в белый бизнес».
Аудит 2025
АУДИТ СЕГОДНЯ — ЭТО ВАША УВЕРЕННОСТЬ И СТРАХОВКА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ЗА ОШИБКИ ЗАВТРА
Узнать цену за 1 минуту
Наверх