Решение АС Москвы от 16.01.2023 по делу № А40-209652/22-116-3632
Инспекцией вместе с правоохранительными органами была проведена выездная налоговая проверка компании, итогом которой стали доначисления по НДС и налогу на прибыль более 3 млрд руб.
Налогоплательщик подал апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган, которая частично была удовлетворена — налоговый долг «скостили» до 1,5 млрд руб.
Затем компания обратилась в суд для признания незаконными требования инспекции об уплате налога, пени, штрафа и решения о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика и признании невозможным дальнейшее применение мер принудительного взыскания налогов, пени, доначисленных решением инспекции по результатам проверки. Основанием этого послужил пропуск инспекцией сроков для вынесения решения по итогам проверки, а также мер принудительного взыскания.
Суд первой инстанции поддержал компанию, указав следующее:
- в рассматриваемой ситуации имело место последовательное несоблюдение налоговыми органами сроков вручения акта выездной проверки, совершения последующих действий по проведению и оформлению результатов допмероприятий налогового контроля, рассмотрению результатов проверки и вынесения итогового решения, что повлекло за собой нарушение сроков выставления и направления оспариваемого требования, а также фактическое истечение сроков на принудительное взыскание доначисленных проверкой налогов и пеней, в связи с чем решение о взыскании является незаконным;
- учитывая сроки, установленные налоговым законодательством, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности инспекция обязана была принять до 22.08.2019 года, но фактически оно принято только 25.11.2021, т.е. в срок, превышающий 2 года. Т.е. налоговый орган утратил возможность выставления требования об уплате налогов более 2 лет назад;
- на момент выставления требования об уплате налога и решения о взыскании, как меры принуждения, должна существовать сама возможность применения принуждения. В данном случае такая возможность утрачена инспекцией;
- согласно принципу недопустимости избыточного или неограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля, сформулированного в постановлении Конституционного Суда от 16.07.2004 № 14-П, все мероприятия налогового контроля должны осуществляться только в пределах установленного законом срока. Налоговый контроль всегда ограничивает права проверяемых лиц, и законодатель обязан установить определенные гарантии прав указанных лиц, в частности путем установления временных ограничений.
30 января 2023 суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции (текст постановления еще не опубликован). Несомненно, налоговый орган будет биться «до конца» ведь на кону колоссальная сумма, а пока радуемся победе налогоплательщика и ждем продолжение истории в кассации.