Содержание
Можно ли заранее узнать о ВНП и избежать ее?
Информировать налогоплательщика о намерении провести выездную налоговую проверку налоговые органы не обязаны (письмо ФНС России от 18.11.2010 № АС-37-2/15853). Однако, о риске назначения ВНП могут свидетельствовать «следы» предпроверочного анализа инспекции, например, встречные проверки прямых контрагентов и контрагентов второго и последующих звеньев.
Факт включения компании в план ВНП, является закрытой информацией, поэтому узнать заранее о проверке практически невозможно.
И все-таки, наиболее предпочтительный вариант ― совсем не попадать в поле зрения налоговых органов и действовать на опережение: своевременно выявлять и устранять зоны налоговых рисков с помощью аудита. Мониторить риски может собственная служба налогового контроля или
12 маркеров, указывающих на возможность выездной проверки
Каким же образом компании попадают в план проверки? Все просто. Налоговая руководствуется Приказом ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». В приложении к Приказу изложены 12 критериев, являющиеся маркерами налогового неблагополучия, которые обращают на себя внимание налоговой инспекции. Вот они:
Критерий № 1. Компания имеет низкую налоговую нагрузку в сравнении с хозяйствующими субъектами в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности).
Критерий выступает важным индикатором налоговой дисциплины и рассчитывается как отношение уплаченных налогов (без агентских платежей) к доходам компании по отчету о финансовых результатах (без доходов от участия в других организациях). Быстро рассчитать налоговую нагрузку можно воспользовавшись Калькулятором в сервисе ФНС России «Прозрачный бизнес». Чем ниже налоговая нагрузка, тем больше риск назначения проверки.
Критерий № 2. Показывает убытки в течение двух и более календарных лет.
Критерий № 3. Отражает в налоговой отчетности значительные суммы вычетов по НДС. Доля от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
Критерий № 4. Имеет темп роста расходов от реализации товаров (работ, услуг), опережающий темп роста доходов.
Например, о сокрытии выручки (дохода) может свидетельствовать предоставление в значительных размерах займов другим организациям, осуществление видов деятельности, по которым предусмотрена возможность оплаты «налом».
Критерий № 5. Выплачивает среднемесячную заработную плату работникам в размере ниже среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
Данные для сравнения можно найти на официальном сайте территориального органа статистики и на сайте ФНС.
Критерий № 6. Имеет неоднократное (2 и более раза в течение календарного года) приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих ему право применять специальные режимы (УСН, ЕНВД и пр.).
Критерий № 7. Имеет расходы, максимально приближенные к сумме дохода, полученного за календарный год.
Критерий № 8. Строит финансово-хозяйственную деятельность на основе заключения договоров с контрагентами — перекупщиками или посредниками (цепочки контрагентов) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
Наличие цепочки контрагентов принимается во внимание при наличии обстоятельств, свидетельствующих о получении компании необоснованной налоговой выгоды.
Критерий № 9. Без объективных причин не представляет запрашиваемые налоговым органом документы, пояснения на запросы налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
Критерий № 10. Неоднократно (2 и более случая с момента государственной регистрации компании) осуществляет снятие с учета и постановку на учет в налоговых органах в связи с изменением своего места нахождения («миграция» между инспекциями).
Нужно иметь в виду, что миграция в другой субъект РФ до, во время, после включения в план ВНП не спасет от проведения контрольных мероприятий и последующего взыскания доначислений по результатам поверки.
Критерий № 11. Имеет значительное отклонение (в сторону уменьшения) от уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики на 10% и более.
Среднеотраслевые показатели рентабельности можно найти на официальном сайте ФНС России.
Критерий № 12. Осуществляет финансово-хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском.
К числу «рисковых» в налоговом плане способов ведения деятельности ФНС относит сделки, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. Например, мнимые, притворные сделки, в том числе с привлечением проблемных контрагентов, фирм-«однодневок»; формальное дробление бизнеса для незаконного применения «спецрежимов», занижения доходов, завышения расходов и пр.
Приглашение в налоговую: принять или отклонить?
Отличие налоговой нагрузки и заработной платы от аналогичных показателей в среднем по отрасли, наличие проблемных контрагентов на практике часто являются основанием для вызова руководителя компании в инспекцию на комиссию по легализации налоговой базы. Цель — получение подробной информации о хозяйственной деятельности организации, которая привела к тем или иным налоговым последствиям (как правило, связанным с уменьшением налоговых обязательств компаний), которая используется для принятия решения о дальнейших действиях в отношении налогоплательщика.
Игнорировать такое «приглашение» в инспекцию ни в коем случае нельзя. Руководитель должен рассматривать его как возможность разъяснить ситуацию, представить документы, обосновывающие причину отклонений, и не допустить проверки.
Чем больше аргументов и доказательств у налогоплательщика, тем больше шансов убедить инспекцию в том, что компания не уклоняется от налогов, а риск попасть под выездной контроль ― уменьшается!
Примите меры!
Что касается уровней налоговой нагрузки и заработной платы, здесь важно понимать, что инспекция будет настаивать на их увеличении и стремлении показателей компании к «общепринятым» по отрасли. Более того, обязательно будут следить за предпринятыми компанией шагами «к исправлению». В связи с чем, для минимизации риска назначения ВНП действительно есть смысл выравниваться по этим показателям.
Также в настоящее время можно попасть под тематическую ВНП по НДС, охватывающую несколько кварталов. Причиной тому служит отказ от уточнения налоговых обязательств по налогу по сделкам с проблемными, по мнению налогового органа, контрагентами. Немало компаний получают подобного рода уведомления о «добровольных» уточнениях по НДС. Часть из них, уверенная в «чистоте» своих контрагентов, отказывается от уточнений. Другие, решив подстраховаться, сразу платят «предложенную» сумму налога и пени. Каждый в данной ситуации волен поступать по-своему, учитывая желание отстаивать свои интересы, наличие «скелетов в шкафу» и пр. Но факт остается фактом: при наличии контрагентов с признаками фирм «однодневок», «техничек» и пр., риск назначения проверки для компании возрастает в разы.
Итак, мы постарались разобрать основные причины, по которой компании попадают под выездную налоговую проверку. Мы даже упомянули о том, как действовать, если к вам есть вопросы налоговой, чтобы не допустить разрастания проблем. Однако наш 20-летний опыт работы в сфере налогов, учета и права очень четко говорит о необходимости проводить системную профилактику налоговых рисков и поддерживать налоговый ЗОЖ с помощью комплексного аудита.