Содержание
- Акт налоговой проверки — не приговор
- Как сформулировать, оформить и подать возражения по акту налоговой проверки
- Как осуществляется рассмотрение акта налоговой проверки
- В каких случаях будут дополнительные мероприятия налогового контроля
- Вынесение решения по результатам налоговой проверки
- Как обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе
- Как происходит рассмотрение жалобы вышестоящим органом?
- Как оспорить решение налоговой инспекции в суде?
- Главные правила защиты от налоговых претензий
- Чем мы можем помочь налогоплательщику?
Акт налоговой проверки — не приговор
Акт налоговой проверки оформляется инспектором в 2-х случаях (п. 1 ст. 100 НК РФ):
- если камеральная проверка выявила нарушения;
- при любой выездной проверке (ВНП).
Акт налоговой проверки содержит детали выявленных нарушений, производные из них выводы и предложения относительно размера недоимки, пени и штрафа. Акт — по сути только проект будущего решения, поэтому сам по себе он не влечет никаких взысканий и мер обеспечения (приостановка работы расчетного счета и др.).
Сколько ждать актов? На этот вопрос отвечает НК:
- по ВНП — два месяца со дня составления справки об окончании проверки;
Пример: справка о проведенной выездной проверке составлена 12 июля 2024 г. Значит, акт проверки налоговый орган должен оформить до 12 сентября 2024 г. включительно.
- по «камералке» — 10 рабочих дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Если последний день срока подачи возражений на акт выпал на выходной или нерабочий день, то подать их можно не позднее следующего рабочего дня (
Однако судебная практика (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71) указывает на то, что даже если указанные сроки (и остальные, связанные с оформлением и обжалованием итогов налоговой проверки) были нарушены, то не будет однозначной недействительности решения налогового органа. На это же указала и Федеральная налоговая служба России в письме от 25.01.2021 №СД-4-2/778@, и Минфин России в п. 3 письма от 23.03.2018 №03-02-07/1/18400. Поэтому надеяться на отмену решения налогового органа из-за затягивания процедурных сроков не стоит. Нужно готовиться возражать по существу предъявляемых претензий.
При это отметим, что существует позиция (п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, Определение Верховного суда РФ от 22.07.2019 г. № 305-ЭС19-2960), в соответствии с которой нарушение сроков рассмотрения материалов проверки, вынесения решения по результатам проверки и по результатам обжалования в вышестоящим налоговом органе последовательно влечет за собой нарушение сроков на вынесение требования инспекции об уплате налога и, следовательно, нарушение сроков для вынесения решения о взыскании налога в принудительном порядке. Иными словами, возможна ситуация, когда существенное нарушение сроков рассмотрения материалов проверки повлечет за собой невозможность взыскания сумм, доначисленных по решению по проверке, в связи с истечением сроков на взыскание. При этом, как следует из позиции, изложенной в Определении Верховного суда РФ от 22.07.2019 г. № 305-ЭС19-2960, если решение по проверке уже на момент вынесения не может быть принудительно реализовано иначе, как за пределами совокупности сроков на осуществление процедур налогового контроля, добровольного, принудительного и судебного взыскания налогов, пени, штрафа, оно является незаконным вне зависимости от оснований для доначисления налоговых обязательств и привлечения к налоговой ответственности. В Определении от 05.07.2021 по делу №А21-10479/2019 (дело «Неринги») Верховный суд РФ подчеркнул, что нарушение срока налоговой проверки имеет значение, только если затрагивает предельный срок судебного взыскания задолженности - два года (с момента, когда должно было быть вынесено требование об уплате налога при соблюдении сроков, установленных
Акт налоговой проверки должен быть вручен (направлен) соответствующему юрлицу или ИП не позднее 5 рабочих дней с той даты, когда он был составлен.
Форма акта проверки и требования к его содержанию утверждены
К акту прикладываются документация и сведения от третьих лиц, которые были собраны в ходе проверки. В данном случае, речь идет об итогах «встречных» проверок, выписках банков, отчетности по налогам, протоколах допросов свидетелей и т.д. Однако зачастую налоговики избирательно подходят к отбору прилагаемых документов, могут «забыть» приложить те, которые «не работают» на обвинение. Настоятельно рекомендуем сразу после ознакомления с актом и приложениями письменно запросить у налоговой копии тех документов, которые упоминаются в акте, но не содержатся среди приложений. Не исключено, что в них есть значимые для спора с налоговым органом сведения, опровергающие или ставящие под сомнение выводы и утверждения инспектора.
Более полную картину материалов налоговой проверки можно составить, ознакомившись с материалами в инспекции (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ). Чтобы это сделать, нужно направить в инспекцию заявление. Материалы дадут для ознакомления в течение 2-х рабочих дней со дня подачи заявления. Интересующие документы можно будет сфотографировать.
Как сформулировать, оформить и подать возражения по акту налоговой проверки
Обжалование акта камеральной налоговой проверки, как и обжалование акта выездной налоговой проверки осуществляется посредством представления возражений в налоговый орган, составивший такой акт.
Важно «держать в голове» месячный срок на отправку возражений по акту. Он начинает течь с момента вручения акта или с 6-го рабочего дня после отправки акта заказным письмом (п. 6 ст. 100 НК РФ). Однако, указанный срок не является пресекательным. Это значит, что представлять и дополнять возражения налогоплательщик вправе вплоть до дня рассмотрения материалов проверки.
Установленной формы возражений в законодательстве нет. Главное, чтобы заявителя можно было идентифицировать. Для этого прописываются: название (Ф.И.О) субъекта хозяйствования, его ИНН и место нахождения (жительства). Документ нужно озаглавить «Возражения по акту от ... № ...» (указываются дата и номер акта, присвоенные инспекцией).
В содержательной части возражений требуется определенно выразить: с чем именно не согласен налогоплательщик. Это могут быть отдельные выводы и предложения акта налоговой проверки, а может быть акт в целом. В любом случае, заявителю нужно привести доказательства ошибочности выводов/предложений, включенных в акт. Для обоснования аргументов налогоплательщик может направить в инспекцию документы, подходящие для этой цели. Последнее особенно важно, если налоговый орган вменяет неуплату налогов из-за неполного установления всех обстоятельств спорной хозяйственной операции.
Налогоплательщик самостоятельно определяет, как отправить возражения по акту проверки (нарочным или почтовым отправлением).
Но если возражения сопровождаются документами, имеющими существенное значение для спора, их рекомендуется поименовать в описи, которая будет служить подтверждением того, что эти материалы были в распоряжении инспекции до того, как она приняла решение по акту проверки.
Как осуществляется рассмотрение акта налоговой проверки
Вместе с актом налоговой проверки или немного позднее налогоплательщик получит из налоговой инспекции информацию: когда и где будут рассматриваться материалы налоговой проверки. Дата назначается не позднее десяти рабочих дней после того, как пройдет месячный срок, данный субъекту хозяйствования, чтобы представить возражения на акт в письменной форме (п. 1 ст. 101 НК РФ).
В ситуации, когда налогоплательщик не явился на рассмотрение, но был извещен в порядке, установленном законом (и этот факт может доказать инспектор), это не будет препятствовать вынести решение (абз. 4 п. 2 ст. 101 НК РФ). Но если случай характеризуется сложностью и неоднозначностью, руководство инспекции зачастую откладывает рассмотрение, исключая необеспечение налогоплательщику возможности возражать письменно или устно против выдвинутых обвинений.
Принимать участие в рассмотрении материалов налоговой проверки можно 2-мя способами (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ):
- личное присутствие;
- отправка представителя, имеющего полномочия представлять интересы налогоплательщика.
Рассмотрение материалов налоговой проверки осуществляет начальник инспекции или его заместитель (эти же лица подписывают итоговое решение по проверке). Но на деле само мероприятие практически всегда предполагает участие инспектора, который проводил налоговую проверку. Ему отводится роль докладчика об обстоятельствах обнаруженных им нарушений. Также присутствует сотрудник правового подразделения налогового органа, составляющий обязательный для этой процедуры протокол (абз. 3 п. 4 ст. 101 НК РФ).
Участвующему в рассмотрении акта налогоплательщику (его представителю) будет предложено высказать свою позицию относительно изложенных в акте выводов и соответствующие аргументы против них. Эту возможность следует использовать для того, чтобы по возможности кратко донести до руководства инспекции, что налогоплательщик принципиально не согласен с актом в целом или в конкретной части, указав, в чем выводы инспектора не соответствуют обстоятельствам дела или где инспектор применил закон неправильно. Проявленный субъектом хозяйствования настрой на конструктивное взаимодействие в смысле всесторонней поддержки в установлении инспекцией значимых для дела фактов может склонить налоговый орган к тому, чтобы критически оценить собственные выводы хотя бы частично.
Важно проследить, чтобы в протоколе отметили передачу письменных возражений, если это происходит в процессе рассмотрения материалов проверки.
В конце рассмотрения практически никогда не объявляется «вердикт», поэтому не стоит требовать выдачи решения сразу.
В каких случаях будут дополнительные мероприятия налогового контроля
В ситуации, когда в результате первичного рассмотрения материалов налоговой проверки представители инспекции посчитают, что нужны еще доказательства, чтобы подтвердить или опровергнуть факт совершения налогового правонарушения налогоплательщиком могут быть проведены дополнительные мероприятия налогового контроля. Об этом принимается специальное решение, в котором оговариваются виды мероприятий: истребование документов (кстати, не только у налогоплательщика), допросы свидетелей, экспертизы. Срок проведения не может быть более месяца (абз. 1 п. 6 ст. 101 НК РФ). Важно понимать, что целью этих действий может быть только сбор дополнительных доказательств по обнаруженным правонарушениям. Но никак не поиск доказательств, выявляющих иные, ранее не оговоренные правонарушения (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Если указанные мероприятия проводились, то не позднее 15 дней с момента, когда они закончились, налоговая должна оформить дополнение к акту налоговой проверки. Оно должно содержать информацию о мероприятиях, которые прошли + какие дополнительные доказательства удалось обнаружить (абз. 2 п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
Оформленный документ и свежие доказательства требуют вручения/направления налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней со дня, в котором были составлены дополнения. После их получения у субъекта хозяйствования будет еще 15 рабочих дней для подготовки и передачи своих возражений с учетом новых фактов (п. 6.2 ст. 101 НК РФ). Когда указанный период закончится, будет повторное рассмотрение материалов налоговой проверки. Налогоплательщик должен быть извещен об этом обязательно.
Вынесение решения по результатам налоговой проверки
Решение выносится начальником инспекции/его замом, когда оканчивается рассмотрение материалов проверки (с учетом проведения дополнительных мероприятий налогового контроля или без таковых). Его суть: привлечение/ отказ в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ). Причем непривлечение означает, что не будет санкций (штрафов), т.к., например, истекли сроки давности (ст. 113 НК РФ). Но недоимки, которую выявила проверка, избежать не удастся.
Срок вручения субъекту хозяйствования вынесенного решения — 5 рабочих дней.
Что будет после вынесения решения? Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу и приобретает обязывающий характер для налогоплательщика в том случае, когда:
- не подавалась апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган (срок подачи жалобы — 1 месяц после того, как решение было получено субъектом хозяйствования);
- жалоба была направлена, однако ее не удовлетворили в полном объеме или частично. Если частичное удовлетворение имело место, то решение обращается к исполнению частично: то, что не было отменено.
При этом, даже если налогоплательщик жаловался только на часть решения, это «тормозит» исполнение всего решения (п. 46 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Это значит, взыскать доначисленное налоговый орган сможет только после того, как будет принято решение по «частичной» апелляционной жалобе.
Однако осложнить (а нередко и парализовать) текущую деятельность налогоплательщика налоговая может и до того, как выйдет срок на обжалование решения налогового органа. Это обусловлено возможностью принятия обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ) в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества соответствующего субъекта хозяйствования без согласия налогового органа. Запрет применяется последовательно к:
- недвижимому имуществу (даже если оно не задействовано в производстве продукции (работ, услуг));
- транспортным средствам, ценным бумагам, предметам дизайна служебных помещений;
- другому имуществу (кроме готовой продукции, сырья и материалов);
- готовой продукции, сырья и материалов.
Также могут быть приостановлены операции по счетам в банках. Но это крайняя мера, допустимая только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и если совокупная стоимость имущества налогоплательщика по данным бухгалтерского учета менее общей суммы доначислений. Приостановлением можно «обеспечить» возникающую разницу между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог).
Возможность применить обеспечительные меры увязана с достаточными основаниями у налогового органа полагать, что без указанных мер исполнить в будущем решение и (или) взыскать недоимку/пени/штраф может быть, как минимум, затруднительно. Как видим, законодательство оперирует оценочным суждением в части обоснованности обеспечительных мер. Это существенно увеличивает количество споров, связанных с досудебным обжалованием и судебным оспариванием обеспечительных мер (соответствующих решений, которыми вводятся меры). Даже можно говорить об отдельной категории соответствующих споров.
Как обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе
Обжалование решения налогового органа, которое стало итогом выездной или камеральной налоговой проверки, осуществляется в соответствии с процедурой, установленной
Обратите внимание, информация о том, в какой налоговый орган нужно подавать жалобу, должна быть указана в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на не вступившее в силу решение (апелляционной жалобы) осуществляется не позднее одного месяца, начинающего течь после того, как решение было вручено. Правомерна и другая «временная отметка», с которой начинает течь срок на подготовку и направление апелляционной жалобы: шестой (рабочий) день после отправки решения заказным письмом (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК РФ).
В апелляционной жалобе должны быть указаны:
- наименование (Ф.И.О.) налогоплательщика, его ИНН и адрес места нахождения (жительства);
- дата и номер обжалуемого решения;
- наименование налогового органа, решение которого обжалуется;
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены (могут быть повторены и дополнены доводы возражений по акту налоговой проверки);
- требования лица, подающего жалобу (об отмене обжалуемого решения полностью или в части);
- способ получения решения по жалобе (на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика).
Обратите внимание, что даже если субъект хозяйствования затрудняется обосновать неправомерность принятого налоговой решения (не сформулирует все фактически имеющиеся доводы), то в дальнейшем количество использованных аргументов можно увеличить. Не будет иметь значение факт отсутствия соответствующих доводов при первичном (досудебном) обжаловании (п. 67 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Формат подачи апелляционной жалобы: письменный (бумажный) или электронный (в этом случае придется следовать положениям Приказа ФНС России от 20.12.2019 №ММВ-7-9/645@, которым регулируются вопросы электронной отправки жалобы). К апелляционной жалобе в подтверждение приведенных аргументов могут прилагаться документы. Если жалоба подается по доверенности, то она тоже должна прилагаться. Иначе рассматривать жалобу не будут.
Апелляционная жалоба, хотя и адресуется вышестоящему налоговому органу, фактически отправляется в инспекцию, которая вынесла обжалуемое решение (п. 1 ст. 139 НК РФ).
Например, компания, обжалующая решение ИФНС России №10 по г. Москве, адресует жалобу УФНС России по г. Москве, но направляет ее вместе с документами в ИФНС России №10.
Далее не позднее 3-х рабочих дней фактический адресат передает жалобу (вместе с материалами налоговой проверки) выше.
Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляционной жалобы на решение инспекции, то он может обжаловать его в общем порядке - в течение одного года со дня его принятия (
Если же пропущен и общий срок обжалования, то налогоплательщик также вправе подать жалобу, однако к ней необходимо будет приложить ходатайство о восстановлении срока. В ходатайстве нужно будет указать причины пропуска срока, приложив подтверждающие их документы. Если вышестоящий налоговый орган признает причину уважительной, то он рассмотрит жалобу. В противном случае в рассмотрении жалобы будет отказано (
Пропуск срока на обжалование и отказ вышестоящего налогового органа в восстановлении срока приведет к потере возможности обжаловать решение инспекции в судебном порядке. В то же время, если поданная с нарушением сроков жалоба будет принята вышестоящим налоговым органом и рассмотрена по существу, то направленное в суд заявление будет принято к производству (на это, в частности, указал Пленум ВАС РФ в п. 66 Постановления от 30.07.2013 N 57).
Обратите внимание: с 01.01.2025 досудебное обжалование будет обязательно также перед подачей иска в суд с требованием имущественного характера, возникшим в результате:
- реализации актов налоговых органов ненормативного характера (за исключением актов ФНС России);
- действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов.
Как происходит рассмотрение жалобы вышестоящим органом?
Обычно решение по жалобе (апелляционной жалобе) вышестоящий налоговый орган принимает в течение одного месяца после ее получения. При этом участие отправителя жалобы в рассмотрении не требуется (абз. 1 п. 2, п. 6 ст. 140 НК РФ). Но могут быть и другие ситуации.
Налоговым кодексом РФ установлено правило, согласно которому жалобы могут быть дополнены документами, свидетельствующими о верности использованных аргументов. Причем по ходатайству налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган рассмотрение апелляционной жалобы можно приостанавливать полностью или частично на срок до полугода (п. 1 ст. 140 НК РФ). Принять решение по ходатайству (удовлетворить или отказать в удовлетворении) уполномоченный орган должен в течение 5 рабочих дней. Затем эта информация должна быть доведена до заявителя не позднее 3-х дней, исчисляемых после принятия решения по ходатайству.
Если ходатайство было удовлетворено, то уполномоченный орган должен рассмотреть жалобу и принять по ней решение в течение месяца после получения документов, которые послужили причиной приостановления процесса.
Срок рассмотрения жалобы может быть увеличен на месяц. Это допускается если для рассмотрения жалобы требуется какая-либо документация/сведения от нижестоящих налоговых органов. Также продление сроков может быть и в ситуации, когда субъектом хозяйствования представлялись дополнительные документы к жалобе. Если срок рассмотрения жалобы пролонгировался, об этом обязательно нужно известить налогоплательщика в течение 3-х рабочих дней.
При этом у вышестоящего налогового органа есть также возможность привлечь к процессу рассмотрения жалобы самого налогоплательщика, если это поможет получить от него необходимые пояснения относительно имеющихся в деле противоречий и несоответствий (абз. 2 п. 2 ст. 140 НК РФ). В такой ситуации отправитель жалобы информируется, когда и где будет рассматриваться жалоба. При этом личное участие налогоплательщика в процессе необязательно. Можно организовать использование видео-конференц-связи.
Налоговая апелляция (обжалование решения, вступившего в силу) завершается вынесением вышестоящим налоговым органом одного из следующих видов решения:
- об оставлении апелляционной жалобы (жалобы) без удовлетворения;
- об отмене решения нижестоящего налогового органа полностью;
- об отмене решения нижестоящего налогового органа в части;
- об отмене решения нижестоящего налогового органа полностью и принятии по делу нового решения.
Последнее случается тогда, когда по итогам работы с жалобой вышестоящий налоговый орган выявляет, что были нарушены существенные нормы процесса рассмотрения материалов налоговой проверки. Кроме того, эти нарушения повлекли ситуацию, когда налогоплательщик не имел возможности возразить против заключений инспекции, аргументировать свою позицию, в т.ч. путем представления каких-либо документов. При указанных обстоятельствах вышестоящий налоговый орган осуществляет отмену соответствующего решения, но рассматривает указанные материалы и принимает, учитывая их, решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Важно понимать, что вышестоящий налоговый орган не имеет права определять налоговые обязательства отправителя жалобы в более крупном размере, чем это сделала нижестоящая инспекция. Однако он может внести дополнения или изменение в правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, использованное нижестоящим налоговым органом. Кроме того, допускается исправление арифметических ошибок и опечаток (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Отправитель жалобы должен быть извещен о результатах ее рассмотрения (получить решение вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения апелляционной жалобы) в течение 3-х рабочих дней со дня принятия решения по жалобе.
Отметим, что, по общему правилу, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на вступившее в силу решение налогового органа не приостанавливает действие такого решения.
Однако с 01.01.2024 одновременно с жалобой на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщик вправе подать заявление о приостановлении исполнения обжалуемого решения полностью или частично, предоставив при этом в налоговый орган, вынесший обжалуемое решение, банковскую гарантию.
Срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи лицом заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения, а сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение гарантом обязанности по уплате денежной суммы, указанной в заявлении о приостановлении исполнения обжалуемого решения. (
При надлежаще оформленной банковской гарантии вышестоящий налоговый орган приостанавливает исполнение решения полностью или в части. Решение о приостановлении действует до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.
ПРОСТО АУДИТ!
Как оспорить решение налоговой инспекции в суде?
Субъекты хозяйствования правомочны оспаривать законность решения налоговой инспекции в арбитражном суде. Срок обжалования налогового решения — не позднее 3-х месяцев, исчисляемых со дня получения решения вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения апелляционной жалобы (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Если вдруг решение по каким-то причинам не принято, то срок на судебное оспаривание начинает течь, когда закончится срок на принятие решения по апелляционной жалобе (жалобе) (с учетом всех возможных его продлений) (п. 3 ст. 138 НК РФ).
Срок для обращения в суд начнет течь на следующий день после вручения вам решения или после истечения срока на принятие решения по жалобе. Закончится он через три месяца в 24:00 дня, который соответствует дате вручения решения (дате истечения срока на принятие решения по жалобе) (
Если в месяце нет числа, соответствующего указанной выше дате, то последним днем для подачи заявления будет последний день этого месяца (
При выпадении последнего дня срока подачи заявления в суде на выходной или праздничный день, заявление может быть подано не позднее ближайшего рабочего дня.
При пропуске срока на подачу заявления налогоплательщик может попытаться его восстановить. Для этого вместе с заявлением нужно будет подать ходатайство, в котором указать причины пропуска, и приложить к нему подтверждающие документы. Суд восстановит срок, если признает причины пропуска уважительными. При этом, как указал Пленум ВС РФ, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин «нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица» (
В заявлении, которое готовится для того, чтобы признать решение налоговой инспекции недействительным должны быть указаны:
- наименование арбитражного суда, в который подается заявление (арбитражный суд по месту нахождения налогового органа, принявшего оспариваемое решение);
- наименование (Ф.И.О.) заявителя;
- адрес места нахождения (жительства) заявителя;
- дата и место рождения заявителя — индивидуального предпринимателя и место его государственной регистрации в этом качестве;
- номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя;
- наименование и адрес места нахождения налогового органа, который принял оспариваемое решение;
- название, номер и дата оспариваемого решения;
- факты, на которых основаны требования, и доказательства в подтверждение указанных фактов;
- права и интересы, предоставленные законом, которые, с позиции заявителя нарушаются оспариваемым решением;
- акты законодательства, которые, как считает заявитель, не соблюдаются в оспариваемом решении;
- информация об обжаловании оспариваемого решения в вышестоящем налоговом органе;
- требование заявителя признать решение недействительным;
- список документов, которые прилагаются к заявлению.
К заявлению в судебную инстанцию нужно приложить:
- копия решения налоговой, которое оспаривается;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (300 руб. — ИП, 3 тыс. руб. — для компаний);
- свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (копия);
- апелляционная жалоба на оспариваемое решение (копия);
- решение вышестоящего налогового органа по итогам рассмотрения апелляционной жалобы (при наличии) (копия);
- документы, которые подтверждают, что в налоговую инспекцию отправлены копии заявления в суд (об этом свидетельствуют квитанция из почты и опись вложения);
- документ, который подтверждает правомочность подписывать заявление в суд (это может быть выписка из ЕГРЮЛ или доверенность — в зависимости от того, кто подписал заявление);
- документы (копии), которые аргументируют доводы и требования, указанные в заявлении.
Вместе с заявлением налогоплательщик также может направить в суд заявление о приостановлении действия решения инспекции (
Заявление и приложения к нему в письменной форме направляются в канцелярию арбитражного суда. Альтернативой служит направление заявления в электронном варианте. В последнем случае требуется следовать порядку, утвержденному Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2016 № 252.
Надлежаще поданное заявление принимается арбитражным судом к производству, о чем выносится соответствующее определение, в котором зачастую сразу же видно день и время предварительного судебного заседания. Его цель — подготовить дело к судебному разбирательству. На этой стадии судебного процесса субъекту хозяйствования важно направить в материалы судебного дела доказательства правильности примененного им налогообложения и ошибочности мнения налоговой инспекции. Также рекомендуется при необходимости заявить суду ходатайства об истребовании у налогового органа документов, имеющих отношение к спору, если их представление налогоплательщику не было обеспечено в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.
К судебному разбирательству, основанному на обвинении в совершении сделок с «техническими компаниями» или в необоснованном «дроблении бизнеса», по ходатайству заявителя нередко привлекаются третьи лица — контрагенты налогоплательщика и хозяйствующие субъекты, признаваемые налоговым органом подконтрольными налогоплательщику.
Стандартный срок рассмотрения судом дел об оспаривании решений налоговых органов — 3 месяца. Но возможно его продление до 6 месяцев (ч. 1 ст. 200 НК РФ).
Неудовлетворительный для субъекта хозяйствования результат разбирательства в суде первой инстанции не предопределяет исход обжалования решения суда в апелляционной и кассационных инстанциях, но существенно понижает его шансы на успех.
Обращаем Ваше внимание, что Налоговый кодекс РФ предусматривает также право налогоплательщика на обжалование действий (бездействия) налоговой инспекции. Также как и решения, действия инспекции могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
для выездной
проверки
Главные правила защиты от налоговых претензий
Готовьтесь к затяжной борьбе. Налоговые органы легко идут на нарушение процедурных сроков во избежание формального нарушения прав налогоплательщиков на представление своих возражений против предъявляемых претензий, а также в целях получения дополнительных доказательств совершения налогоплательщиками правонарушений.
Проверяйте расчеты инспекции и содержание документальных доказательств, положенных в основу акта налоговой проверки и решения. Нередко обнаруживаются ошибки, приводящие к завышению исчисленных сумм недоимки, пени и штрафа; «грешат» инспектора и тем, что искажают факты.
Если убеждены в своей невиновности, содействуйте налоговому органу в установлении действительной картины. Не скрывайте информацию, которая может послужить уменьшению «цены» налоговых претензий уже на ранних стадиях спора.
По возможности не уклоняйтесь от участия лично или через представителя в процедурах урегулирования спора. Живой контакт с должностными лицами налогового органа или с судьей помогает лучше понять их отношение к выдвинутым обвинениям и соответственно этому корректировать свою линию защиты.
Поручите ведение спора налоговым юристам как можно раньше. Их опыт обжалования актов налоговых органов, представления интересов налогоплательщиков в налоговых органах и в судах, а также знание актуальной правоприменительной практики позволят рационально подойти к решению возникшей проблемы. Контроль со стороны налоговых юристов за соблюдением всех процедур урегулирования спора и совершение ими необходимых процессуальных действий не допустят непоправимых ошибок. Профессионально подготовленные процессуальные документы и юридически грамотное донесение позиции налогоплательщика часто оказывают положительный эффект, позволяющий привлечь внимание налогового органа или суда даже к самому, казалось бы, безнадежному для налогоплательщика делу.
Чем мы можем помочь налогоплательщику?
Налоговые юристы нашей компании готовы бесплатно изучить акт налоговой проверки или решение, принятое по ее итогам, оценить перспективу успешного оспаривания налоговых претензий, а также наметить примерную стратегию защиты.
В случае заинтересованности в сотрудничестве с нами коммерческое предложение будет подготовлено исходя из предполагаемых трудозатрат, необходимых для оказания юридических услуг в объемах, обусловленных сложностью задач, текущей стадией спора, количеством подлежащих исследованию документов и др.
Заказать наши услуги можно на любой стадии спора с налоговым органом; однако, чем раньше это будет сделано, тем выше вероятность того, что приложение наших усилий будет полезно.
Почему стоит работать именно с нами?
Налоговые юристы «Правовест Аудит» имеют многолетний опыт представления интересов налогоплательщиков в спорах с налоговыми органами. Сумма уменьшенных благодаря им налоговых претензий измеряется миллиардами рублей.
К решению поставленных задач мы подходим конструктивно, не суля несбыточных надежд, но стремясь к максимально возможному положительному для клиента эффекту.
Интересные с точки зрения формирования судебной практики споры мы готовы сопровождать на условиях «гонорара успеха».
Аудиторское
Заключение