Вопрос № 1. 95% акций организации принадлежит немецкой компании. Должны ли мы нормировать расходы на мерчандайзинг в связи с приостановлением действия Соглашения между РФ и ФРГ (это нормируемая реклама?) или можем учесть в расходах в полном объеме (сумма затрат на мерчандайзинг превышает 1% от выручки). Зависит ли порядок признания расходов от вида выкладки товара (например, приоритетная выкладка товара или поддержание необходимого запаса товара в торговом зале)?
Ответ: По нашему мнению, услуги по выкладке товара и тем более по поддержанию необходимого запаса товаров, по своей сути, рекламой не являются, так как реклама должна содержать в себе сведения о товаре, а анализируемые действия предполагают просто размещение самого товара в местах продажи. Никаких дополнительных сведений при этом покупатель не получает. Поэтому такие расходы можно учесть в целях налога на прибыль в полном объеме как расходы на приобретение услуг (если такие услуги вы считаете экономически обоснованными).
Но велика вероятность, что налоговые органы могут квалифицировать услуги мерчандайзинга в качестве расходов на рекламу (все зависит от условий конкретного договора, не исключено, что помимо выкладки товаров магазин проводит его дегустацию или выкладывает товары с одновременным размещением рекламы этого товара, оформляя полки и т.п.). В этом случае, расходы на такие рекламные услуги следует учитывать в пределах норматива — в размере 1% от выручки, т.к. положения Соглашения с ФРГ об избежании двойного налогообложения, позволяющие учитывать в целях налога на прибыль всю сумму фактических затрат на рекламу, приостановлены с 08.08.2023 г.
Также отметим, что есть разъяснения Минфина РФ, в которых услуги мерчандайзинга (если целью заключения возмездного договора об оказании услуг являются действия исполнителя, направленные на привлечение внимания потенциальных покупателей к товарам заказчика путем применения специальных технологий выкладки товара), могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.
Поэтому, по нашему мнению, в целях минимизации налоговых рисков, безопаснее считать расходы на мерчандайзинг расходами на рекламу (независимо от того идет речь о выкладке или о наличии определенного количества товаров в торговом зале, «огромный» объем которого тоже может привлечь внимание к продукту) и учитывать расходы в пределах норматива. В противном случае велика вероятность, что иную позицию придется отстаивать в судебном порядке. Есть примеры судебных решений в пользу налогоплательщиков, которые учли расходы на мерчандайзинг в полном объеме.
Вопрос № 2. Компания арендовала зал в Гостиничном комплексе для проведения годового собрания с сотрудниками на 4 часа. Какими документами подтвердить затраты на проведение данного мероприятия, чтобы «принять» в расходах? Нужно составлять договор аренды и акты приемки-передачи арендованного имущества при аренде на срок менее 1 дня? или достаточно счета и акта на оказание услуг?
Ответ: По нашему мнению, в случае если данное мероприятие не носит развлекательного характера, а имеет «производственную» направленность, то расходы на организацию данного мероприятия могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Данные расходы не являются представительскими и не подлежат нормированию. Для документального подтверждения данных расходов целесообразно оформить:
- приказ руководителя о проведении мероприятия;
- программа мероприятия;
- смета расходов, утвержденная руководителем;
- отчёт о проведении мероприятия;
- подтверждающие документы.
Расходы на аренду зала могут быть оформлены без составления отдельного договора и акта приёма-передачи помещения. Достаточно акта, который содержит все условия (указание помещения, время аренды, цена), договора-счёта или иного аналогичного документа.
Вопрос № 3. Заключили договор на оказание услуг по выкладке товара в торговых сетях. Услуги оказываются в разных регионах и собственного персонала у исполнителя недостаточно для оказания услуг (штатная численность 4 человека). Договором предусмотрено привлечение Исполнителем 3-х лиц и наем персонала. Ежемесячно подписывается Акт и детализация к Акту с перечнем торговых точек, количеством и стоимостью услуг. Для признания в расходах в налоговом учете и минимизации налоговых рисков — нужно ли запрашивать у Исполнителя информацию о найме персонала или привлечения 3-х лиц для исполнения обязательств по договору? Нужно ли дополнительно подтверждать факт оказания услуг по выкладке товара (например, выборочным фотоотчетом Исполнителя), если договором это не предусмотрено?
Ответ: Обязанность исполнителя по предоставлению информации о фактических исполнителях (в том числе о наличии с ними трудовых или гражданско-правовых отношений) можно прописать в договоре оказания услуг, однако исполнитель вправе не согласится на такие условия. Также в целях подтверждения реальности оказанных услуг целесообразно указать в условиях договора обязанность исполнителя подготовить отчёт с материалами фото-видео фиксации результатов оказания услуг мерчендайзинга. В случае отказа исполнителя от предоставления такой информации (материалов), целесообразно самостоятельно осуществить видеосъёмку работы сотрудников исполнителя, а также зафиксировать их паспортные данные (например, при прохождении пропускного режима на объект заказчика).
Хотите получить ответ на свой вопрос с полным правовым обоснованием? Закажите индивидуальную консультацию по абонементу «Хочу все знать». А для блиц-ответов — подписка «В курсе дела».
ПРОСТО АУДИТ!