Содержание
- Льготные ставки по налогу на прибыль
- Ограничение льгот для «иноагентов»
- Освобождения от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль
- Налогообложение участников международной группы компаний (МГК)
- Налогообложение игорного бизнеса
- Применение приостановленных СОИДН
- Инвестиционный налоговый вычет
- Перенос убытков
- Расходы на российское ПО и базы данных
- Резерв по сомнительным долгам
- Резерв на капремонт
- Изменен перечень необлагаемых доходов (ст.251 НК РФ)
- Безвозмездно полученное и переданное имущество
- Выручка при неденежных расчетах
- Новый внереализационный расход
- Амортизируемое имущество
Льготные ставки по налогу на прибыль
Ставки для радиоэлектронной промышленности
Уточнены условия применения льготной ставки по налогу на прибыль для организаций радиоэлектронной промышленности, установленной п. 1.16. ст. 284 НК РФ (8% в федеральный бюджет и 0% — в бюджет субъекта РФ).
В доле профильных доходов организаций радиоэлектронной промышленности (установлен п. 1.16. ст. 284 НК РФ) разрешат учитывать не только доходы от реализации оборудования для производства электронной компонентной базы и радиоэлектронной продукции, но и доходы от услуг по проектированию и разработке такого оборудования (п. 1.16. ст. 284 НК РФ в редакции подп. «б» п. 62 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Напомним, размер профильных доходов влияет на возможность налогоплательщика применять пониженную ставку налога на прибыль (доля профильных доходов должна составить не менее 70 % в общей сумме доходов налогоплательщика).
Обращаем внимание, что аналогичная поправка внесена в условия для применения льготы по страховым взносам.
Ставки для ИТ-компаний
Уточнен порядок применения льготной ставки, предусмотренной для ИТ-организаций (5% в федеральный бюджет и 0% — в бюджет субъекта РФ в соответствии с п. 1.15 ст. 284 НК РФ):
- с 01.01.2026 г. организации — участники проекта «Сколково» либо проекта «Об ИНТЦ» не вправе применять льготную ставку для ИТ-компаний, предусмотренную п. 1.15 ст. 284 НК РФ, независимо от выполнения ими условий, предусмотренных данной нормой (абз. 22 п. 1.15 ст. 284 НК РФ в редакции подп. «а» п. 62 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ). Т.е. «сколковцы» должны применять только «свои льготы»: освобождение от исполнения обязанностей плательщика налога на прибыль (ст. 246.1 НК РФ) или пониженную налоговая ставка в размере 0% (п. 5.1 ст. 284, п. 18 ст. 274, п. 6 ст. 289 НК РФ)
- после утраты права на использование освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по критерию дохода);
- в отношении «организаций (в том числе кредитных организаций), в которых прямо и (или) косвенно участвует Российская Федерация с долей участия не менее 50 процентов» уточнено, что льготная ставка для ИТ компаний не применяется, но с 2026 года такие компании могут применять льготные ставки, если они соответствуют критериям, установленным Правительством Российской Федерации нормой (абз. 21 п. 1.15 ст. 284 НК РФ в редакции подп. а п. 62 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Пока такие критерии Правительством РФ не утверждены.
Ограничение льгот для «иноагентов»
Ограничивается ряд преференций для организаций, которым был присвоен статус иностранного агента.
С 2026 г. организации — иностранные агенты, а также компании, в которых участвуют иностранные агенты с долей 10% или более, лишаются следующих преференций по налогу на прибыль:
- права не учитывать в доходах для целей налога на прибыль безвозмездно полученное имущество, имущественные права в случаях, предусмотренных подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ в редакции подп. «б» п. 49 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ), т.е. при получении помощи от участников с долей в уставном капитале не менее 50% или от дочерних компаний;
- большинства пониженных ставок по налогу на прибыль, а именно: ставок, установленных абзацами четвертым — шестым, восьмым — одиннадцатым пункта 1, пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.5-1, 1.7 — 1.9, 1.12, 1.14 — 1.16, 4, 4.1, 4.3, 4.5. В частности, «иноагенты» не смогут применять льготные ставки для образовательных и медицинских организаций, для ИТ-компаний, пониженные ставки для резидентов особых экономических зон, в т.ч. в Калининградской области и др. (п. 8 ст. 284 НК РФ в ред. подп. г, ж п. 62 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Освобождения от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль
Освобождение организаций на территории Курильских островов
Уточнены условия освобождения от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций, зарегистрированных на территории Курильских островов.
Новой редакцией п. 1 ст. 246.3 НК РФ снято ограничение на применение освобождения от уплаты налога на прибыль для вновь создаваемых организаций, которые «реализуют новый инвестиционный проект, отвечающий установленным Правительством РФ критериям и одобренный президиумом Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока» (п. 1 ст. 246.3 НК РФ в редакции п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.10.2025 № 386-ФЗ).
Напомним, ранее было установлено, что освобождение от налога на прибыль не может применять вновь создаваемая организация 50 % или более доли участия в которой принадлежат лицу и (или) его взаимозависимому лицу, которое владеет не менее чем 50 % доли участия в другом участнике, утратившем право на освобождение в связи с несоблюдением условий, или в другой организации, зарегистрированной на территории Курильских островов до 1 января 2022 года.
Документы для освобождения участников Технополиса
Для организаций, освобождаемых от исполнения обязанностей плательщика налога на прибыль в связи с получением статуса участника Технополиса (ст. 246.1-1 НК РФ) утверждены формы и форматы представления в электронной форме документов, необходимых для получения такого освобождения (или для отказа от освобождения):
- уведомления об использовании права на такое освобождение (об отказе от освобождения);
- расчета совокупного размера полученной выручки.
Соответствующие формы документов утверждены Приказом ФНС России от 24.09.2025 N БВ-7-3/818@.
Налогообложение участников международной группы компаний (МГК)
Для участников международной группы компаний установлен особый порядок налогообложения прибыли.
В частности, с 2026 г. для участников закреплено право на применение ставка 15% по итогам налогового периода при соблюдении особых условий и порядка её применения (п. 1.20 ст. 284 НК РФ в редакции п. 62 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 №425-ФЗ).
Условия установлены введенной в НК РФ ст. 288.5, и, в частности, предусматривают, что:
- доход (выручка) МГК превышает или может превышать пороговое значение (сумму, выраженную в рублях и не превышающую 750 млн евро)
- на последний день налогового периода материнская компания МГК является налоговым резидентом иностранного государства;
- материнская компания и (или) промежуточные холдинговые компании МГК на последний день налогового периода имеют статус налогового резидента государства (территории) из особого перечня или как минимум один участник той же МГК является налоговым резидентом государства (территории), входящего в другой специальный перечень. Соответствующие перечни утверждаются Министерством финансов Российской Федерации;
- рассчитанный участником МГК коэффициент налоговой нагрузки имеет положительное значение и составляет менее 0,15 (ст. 288.5 НК РФ в редакции п. 69 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 №425-ФЗ).
Учитывая, что ФИНВ могут применять только те компании, которые уплачивают налог в федеральный бюджет в 2025-2030 году по ставке 8% (п.1 ст.286.2 НК РФ), можно считать, что «норматив» остался прежним (уменьшение налога по ставке 8% на 3% от налоговой базы = 5% от налоговой базы).
Налоговая база в этом случае также рассчитывается по специальным правилам (ст. 274 НК РФ в редакции п. 58 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 №425-ФЗ).
При этом, если соответствующие условия не будут соблюдены, участники МГК должны будут применить общую ставку налога.
Налогообложение игорного бизнеса
На отдельных субъектов игорного бизнеса распространяется общеустановленный порядок налогообложения прибыли.
Так, с 01.01.2026 г. букмекерские конторы и тотализаторы становятся плательщиками налога на прибыль по общей ставке 25% в отношении доходов/расходов от деятельности по организации и проведению азартных игр. Налог на прибыль подлежит уплате в дополнение к налогу на игорный бизнес (подп. 48.15 п. 1 ст. 264 НК РФ, подп. 19.16 п. 1 ст. 265 НК РФ, п. 9 ст. 274, п. 9 ст. 274 НК РФ в редакции подп. «г» п. 51, подп. «в» п. 52, подп. «в» п. 58, ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 N 425-ФЗ).
Применение приостановленных СОИДН
В настоящее время действует Указ Президента России № 585, которым с 08.08.2023 г. частично приостановлены 38 налоговых соглашений с «недружественными» юрисдикциями. При этом ст. 310 НК РФ содержит ряд специальных норм, позволяющих в определенных случаях применять приостановленные СОИДН. Ранее предусматривалось, что срок указанных специальных норм истекает 31 декабря 2025 г. Однако новой редакции НК РФ действие этих специальных норм продлено до 2028 года (если не указано иное) включительно, также в нормы внесены изменения (подп. 11 п.2, п. 3.1 ст. 310 НК РФ в редакции подп. «а» и «в» п. 72 ст. 2, п. 28, 29 ст. 25 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Так, до 2028 года включительно (если не указано иное) продлена возможность применять положения приостановленных СОИДН, которые позволяют не облагать или облагать по пониженным ставкам, определенные виды доходов, выплачиваемых российской организацией в адрес иностранной организации — резидента государства, действие СОИДН с которым приостановлено, в отношении следующих доходов:
процентных доходов, выплачиваемых иностранным экспортно-кредитным агентствам и иностранным организациям, осуществляющим банковскую деятельность в соответствии с их личным законом, по соглашениям, устанавливающим или изменяющим долговые обязательства между российской организацией — должником и иностранной организацией — кредитором, заключенным до дня принятия Указа (абз. 2 подп. 11 п. 2, подп. 1 п. 3.1 ст. 310 НК РФ);
Обращаем внимание, что действие данного положения продлено до 31.12.2035 г. (п. 28 ст.25 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
- доходов от сдачи в аренду (лизинг) воздушных судов (включая вспомогательные силовые установки и (или) авиационные двигатели) по заключенным с иностранными организациями — арендодателями (лизингодателями) до 05.03.2022 г. договорам аренды (лизинга) воздушных судов, зарегистрированных или подлежащих регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ (абз. 3 подп. 11 п. 2, подп. 2 п. 3.1 ст. 310 НК РФ);
- доходов от использования и (или) предоставления права использования любого патента, чертежа, модели, схемы, секретной формулы, технологии либо информации относительно промышленного или научного опыта (ноу-хау) (абз. 5 подп. 11 п. 2, подп. 4 п. 3.1 ст. 310 НК РФ);
доходов от международных морских перевозок по договорам, заключенным с иностранными организациями до дня принятия Указа (абз. 7 подп. 11 п. 2 ст. 310 НК РФ).
Обращаем внимание, что данное положение с 2026 г. применяется только в отношении международных морских перевозок (до 2026 г. его действие распространяется на любые виды международных перевозках);
доходов от предоставления в аренду или субаренду морских судов по договорам, заключенным с иностранными организациями — арендодателями (фрахтовщиками) до дня принятия Указа (абз. 8 подп. 11 п. 2 ст. 310 НК РФ).
Также с 2026 г. в перечень доходов, выплачиваемых российской организацией в адрес иностранной организации, к которым применяются положения приостановленных СОИДН, включены следующие виды доходов:
- доходы от использования и (или) предоставления прав на трансляцию Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, Всемирных шахматных олимпиад, чемпионатов и кубков мира и Европы или иных международных и иностранных спортивных соревнований и мероприятий, а также права пользования международным и иностранным спортивным контентом при наземном эфирном, спутниковом, кабельном и (или) ином распространении таких трансляций (абз. 4 подп. 11 п. 2, подп. 3 п. 3.1 ст. 310 НК РФ);
- доходы, выплачиваемые иностранным экспортно-кредитным агентствам и иностранным организациям, осуществляющим банковскую деятельность в соответствии с их личным законом, по соглашениям, устанавливающим или изменяющим долговые обязательства между российской организацией — должником, созданной в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 292-ФЗ (т.е. кредитной организаций, созданной в результате реорганизации в соответствии с правилами данной статьи) и иностранной организацией — кредитором, если такие соглашения заключены до дня принятия Указа (абз. 8 подп. 11 п. 2, подп. 5 п. 3.1 ст. 310 НК РФ).
Указанные положения также применяются до 2028 года включительно (п. 29 ст. 25 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Также с 2026 г. из перечня доходов, к которым применяются приостановленные СОИДН, исключен ряд доходов (подп. 11 п.2, п. 3.1 ст. 310 НК РФ в редакции подп. «а» и «в» п. 72 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 N 425-ФЗ):
- доходы от использования и (или) предоставления прав использования аудиовизуальных произведений или иных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (роялти) на телеканалах при наземном эфирном, спутниковом, кабельном и (или) ином распространении таких телеканалов;
- доходы от использования и (или) предоставления права использования объекта авторского права и (или) смежных прав (любого произведения литературы, искусства или науки, включая компьютерные программы, кинематографические фильмы, фонограммы, записи на пленку или другие носители для использования в радио- и телевизионных передачах или другие средства воспроизведения и распространения информации), а также коммерческого опыта (ноу-хау);
- доходов от реализации морских судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов и находящихся на территории Российской Федерации;
- доходы от международных перевозок (за исключением международных морских перевозок).
Соответствующие доходы с 01.01.2026 г. будут облагаться у источника выплаты (российской организации — налогового агента) без применения приостановленных СОИДН по ставкам, установленным НК РФ.
Инвестиционный налоговый вычет
«Новый» инвестиционный вычет на «затраты»
Установлено новое основание для применения регионального инвестиционного налогового вычета.
С 01.01.2026 субъект РФ вправе устанавливать вид и (или) критерии затрат, к которым применяется инвестиционный вычет, прямо не поименованных в ст.286.1 НК РФ, а также их предельный размер и категории налогоплательщиков, которые вправе применять вычет.
Т.е. субъект РФ может установить инвестиционных налоговый вычет на «любые затраты», которые он считает необходимыми. Главное, чтобы эти расходы не дублировали виды затрат, которые по общему правилу составляют инвестиционный налоговый вычет и указаны в пп. 1 — 10 п. 2 ст. 286.1 НК РФ (п. 15 ст. 286.1 НК РФ в редакции п. 66 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
При этом инвестиционный вычет «на затраты» может составлять в совокупности не более 100% суммы затрат, определенных соответствующим законом субъекта РФ (подп. 11 п. 2, п. 6 ст. 286.1 НК РФ в редакции п. 66 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ). Такой вычет, может быть применен организацией и её обособленными подразделениями при условии, что организация и (или) ее обособленные подразделения, осуществившие подобные затраты, находятся в том субъекте РФ, который предоставил право на вычет и находятся на территории того субъекта Российской Федерации.
При этом расходы, сформировавшие инвестиционный налоговый вычет «на затраты», не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Также не подлежит амортизации амортизируемое имущество, первоначальная стоимость которого сформирована за счет таких расходов (п. 7 ст. 286.1 НК РФ в редакции п. 66 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Также отметим, что ограничений в применении инвестиционного налогового вычета «на расходы» для отдельных категорий налогоплательщиков, в т.ч. для участников региональных инвестиционных проектов, резидентов особых экономических зон, «сколковцев» и др. не предусмотрено (п.11 ст. 286.1 НК РФ в редакции п. 66 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Инвестиционный вычет для участников ОЭЗ Магаданской области
Организации — участники Особой экономической зоны в Магаданской области с 01.01.2026 г. имеют право на применение инвестиционного налогового вычета (п. 11 ст. 286.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 07.06.2025 № 147-ФЗ).
Ранее данные организации были включены в перечень организаций, которые не вправе применять инвестиционный налоговый вычет (подп. 3 п. 11 ст. 286.1 НК РФ).
Отметим, что одновременно с 2026 г. данные организации утрачивают право на применение нулевой ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (п. 1 ст. 284 НК РФ в редакции Федерального закона от 07.06.2025 № 147-ФЗ).
Перенос убытков
До 31.12.2030 г. продлён срок действия ограничения на перенос убытков (п. 2.1 ст. 283 НК РФ в редакции п. 61 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Так, налоговая база по налогу на прибыль текущего периода может быть уменьшена на убытки прошлых лет, но не более чем на 50 %.
Ранее данное ограничение переноса убытков действовало до 31.12.2026.
Расходы на российское ПО и базы данных
Вводится ограничительное условие для применения повышающего коэффициента по расходам на покупку права на использование ЭВМ и баз данных, программно-аппаратных комплексов, включенных в Российский реестр, по лицензионным и сублицензионным соглашениям. Речь идет о подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ, которым установлен повышающий коэффициент 2 для данной группы расходов. Напомним, что применение повышающих коэффициентов — это элемент учетной политики.
С 2026 года повышающий коэффициент 2 можно будет применить только при условии, что налогоплательщик по договору не может передать права другим лицам (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ в редакции подп. «а» п. 51 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Резерв по сомнительным долгам
Расширен перечень долгов, которые могут быть признаны сомнительными для целей налога на прибыль при формировании резерва по сомнительным долгам.
С 01.01.2026 г. в состав сомнительных долгов, определяемых в соответствии с п. 1 ст. 266 НК РФ, включается также задолженность перед налогоплательщиком по уплате штрафов, пеней и иных санкций, подтвержденная решением суда, принятым по договорам, по которым основной долг, возникший в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, признан сомнительным (подп. а. п. 53 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Резерв на капремонт
Уточнены условия для создания резерва на проведение особо сложного и дорогого капремонта: закреплено, что соответствующие работы не должны были проводиться в 3-х предыдущих годах (абз. 3 п. 2 ст. 324 НК РФ в редакции п. 74 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Отметим, ранее нормой НК РФ не было уточнено количество периодов, в течение которых не должен был проводиться сложный и дорогой капремонт, однако Минфин и раньше указывал на необходимость руководствоваться именно трехлетним сроком.
Так, в письме от 12.02.2025 г. № 03-03-06/1/12599 Минфин России указал, что «при формировании дополнительных расходов на особо сложный и дорогой вид капитального ремонта организация должна соблюсти условие о неосуществлении аналогичных видов ремонта основных средств в трех предыдущих налоговых периодах».
Изменен перечень необлагаемых доходов (ст.251 НК РФ)
- Из состава доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, исключены доходы в виде курортного сбора (подп. 9.1 п. 1 ст. 251 НК РФ в редакции п. 49 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ). Обращаем внимание, что данное изменение носит технический характер, поскольку фактически курортный сбор исключен из перечня доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, с 2025 года.
- Доходы в виде безвозмездной помощи, связанной с борьбой с коронавирусной инфекцией (доходы в виде стоимости имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, безвозмездно полученного органами государственной власти и управления и (или) органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а также стоимость такого имущества (за исключением денежных средств), безвозмездно полученного иными организациями из государственной казны РФ), исключены из состава доходов, не учитываемых в целях налогообложения (п. 11.3, 11.4 п. 1 ст. 251 НК РФ исключен подп. в п. 49 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
- В перечень доходов, НЕ учитываемых в целях налогообложения, включены следующие доходы:
доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов ледового класса, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
Под эксплуатацией судов понимается их использование для перевозки товаров в виде сжиженного природного газа и (или) газового конденсата стабильного, вывозимых из Российской Федерации, или для следования в пункт отправления на территории Российской Федерации для погрузки указанных товаров в целях их дальнейшего вывоза из Российской Федерации (п. 33.4 п. 1 ст. 251 НК РФ в редакции подп. д п. 49 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ);
- доходы в виде средств, полученных налогоплательщиком в качестве компенсации убытков от изъятия его имущества для государственных и муниципальных нужд. Исключение составляют средства, полученные в качестве компенсации убытков, ранее учтенных для целей налогообложения (п. 68 п. 1 ст. 251 НК РФ в редакции подп. з п. 49 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Безвозмездно полученное и переданное имущество
Уточнены основания исключения из состава налогооблагаемых доходов безвозмездно полученного имущества (работ, услуг, имущественных прав), в случае, когда принятие указанного имущества (работ, услуг, имущественных прав) обязательно для организации в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и актами Правительства РФ.
С 01.01.2026 г. прямо закреплено, что в перечень соответствующего необлагаемого налогом на прибыль имущества не включены денежные средства. Порядок признания в составе доходов данных денежных средств аналогичен порядку признания в доходах субсидий, предусмотренному пунктом 4.1 статьи 271 настоящего Кодекса (подп. 64 п. 1 ст. 251 НК РФ в редакции подп. ж п. 49 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ); Т.е. в случае, если организация в соответствии с законодательством должна принять в собственность денежные средства, они будут считаться для налога на прибыль субсидиями из бюджета, которые учитываются в составе доходов по мере признания расходов, произведенных за счет «субсидий».
С 01.01.2026 г. уточнено, что организация, передающая безвозмездно имущество, имущественные права, работы, услуги, вправе учитывать расходы, связанные с такой передачей, в целях налогообложения прибыли не только в случаях, когда обязанность по их передаче предусмотрена законодательством РФ, но и в случаях, когда такая обязанность предусмотрена законодательством субъектов РФ и актами Правительства РФ (а федеральным законодательством) (подп. 48.7 п. 1 ст. 264 НК РФ в редакции подп. «б» п. 51 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Выручка при неденежных расчетах
Уточнен порядок определения выручки для целей определения доходов от реализации в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Установлено, что при передаче имущества (имущественных прав), выполнении работ, оказании услуг в счет погашения ранее возникших денежных обязательств, не связанных с передачей такого имущества (имущественных прав), выполнением таких работ, оказанием таких услуг, выручка от реализации определяется как величина этого погашаемого обязательства с учетом положений статьи 105.3 НК РФ (п. 2 ст. 249 НК РФ в редакции п. 47 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 N 425-ФЗ). Такой порядок будет применяться, например, если имущество передается по соглашению об отступном.
Новый внереализационный расход
Закреплено право организации-работодателя учесть во внереализационных расходах суммы материальной помощи при рождении или усыновлении ребенка (п. 19.15 п. 1 ст. 265 НК РФ в редакции подп. «б» п. 10 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2025 № 227-ФЗ).
Речь идет о суммах, необлагаемых НДФЛ в соответствии с абз.7 п.8 ст.217 НК РФ, которые работодатели выплачивают работникам в течение первого года после рождения, усыновления ребенка или установления опеки над ним.
Так, с 1 января 2026 г. единовременные выплаты (материальная помощь) до 1 млн руб. на каждого ребенка, которые освободили от НДФЛ, могут быть учтены во внереализационных расходах организации-работодателя.
Амортизируемое имущество
Внесены изменения в перечень имущества, НЕ подлежащего амортизации.
С 01.01.2026 г. из перечня имущества, не подлежащего амортизации, исключается имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования (подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ в редакции п. 50 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Отметим, однако, что несмотря на указанные изменения, указанные расходы (бюджетные средства целевого финансирования) не могут быть списаны через амортизацию, поскольку они не учитываются при формировании первоначальной стоимости основного средства в силу прямого указания п. 1 ст. 257 НК РФ.
Масштабные изменения в законодательстве увеличивают налоговые риски компаний. Поэтому важно обращаться к профессиональным аудиторам для углубленной проверки налогового учета — чтобы своевременно выявить и минимизировать возможные ошибки, вовремя внести изменения в налоговый учёт, что позволит избежать штрафов и обеспечить устойчивое развитие бизнеса. Посмотрите, и .