Налоговая декларация по НДС II квартал

01 января 2012
Узнайте об основных моментах, на которые стоит обратить внимание при составлении налоговой отчетности за 1 полугодие 2015 года. Читайте актуальную статью по теме НДС за 2 квартал, подготовленную для Вас аудиторами компании «Правовест Аудит» по итогам семинара.
Ольга Новикова
руководитель консалтинга «Правовест Аудит» Wiseadvice Consulting Group
Задать вопрос

Большой интерес наших клиентов вызывает новая форма декларации по НДС, в частности налоговый контроль за ней. Напомним, что с 2015 года налоговая декларация подается в налоговый орган не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Декларация сдается в электронном виде.

Право сдать декларацию на бумаге осталось только у налоговых агентов, не являющихся налогоплательщиками (например, упрощенцы) или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС согласно статьям 145, 145.1 НК РФ. У таких организаций есть право выбора — представить декларацию на бумаге или в электронном виде.

Налогоплательщики сдают налоговую декларацию в электронной форме, заполняя при этом разделы декларации в зависимости от своей деятельности в отчетном квартале.

Посредники — спецрежимники, либо освобожденные от обязанностей налогоплательщика НДС по статьям 145 и 145.1 НК РФ, и не признаваемые налоговыми агентами, обязаны представлять в ИФНС по месту своего учета соответствующие журналы учета полученных и выставленных «транзитных» счетов-фактур по установленному формату в электронной форме (письмо ФНС России от 08.04.2015г. N ГД-4-3/5880).

Большое внимание в 2015 году стоит уделять порядку заполнению книг покупок и продаж, поскольку эти данные налогоплательщика сравниваются со сведениями, отраженными в налоговых декларациях его контрагентов.

При этом по многим неспецифическим операциям налоговый орган при камеральной проверке не найдет соответствующего счета-фактуры у контрагента, поскольку его попросту может не быть. Например, при приобретении услуг, оформленных БСО, при возврате товаров, оплаченных наличными деньгами от покупателей — физлиц и многие другие.

В данных ситуациях особое внимание нужно уделить Кодам видов операций. Основные коды утверждены Приказом ФНС России от 14.02.2012г. № ММВ-7-3/83. Письмом ФНС России от 22.01.2015г. № ГД-4-3/794 также утверждены дополнительные коды видов операций по НДС. Так, при покупке ж/д (авиа) билетов проставляется код вида операции «23».

Это поможет ИФНС при камеральной проверке понять — почему сумма налогового вычета не стыкуется с данными раздела 9 декларации продавца, который в книге продаж регистрирует суммарные данные о продажах, а не отдельные счета-фактуры.

При покупке товаров (работ, услуг) у хозяйствующих субъектов из Крыма или Севастополя ФНС России рекомендует при заполнении книги покупок (дополнительного листа книги покупок) указывать код вида операции — значение «99» (письмо ФНС России от 07.04.2015г. № ГД-4-3/5757).

Схема камерального контроля декларации по НДС, включающая как автоматические процедуры, так и ручную обработку, выглядит следующим образом

ФНС разработаны и направлены контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДС (письмо ФНС России от 23.03.2015 г. № ГД-4-3/4550). Они представлены в виде таблицы, где сопоставляются разделы декларации. Их можно и нужно использовать при составлении декларации.

Контрольные соотношения относятся к внутренней структуре налоговой декларации. А вот внешний контроль построен другим способом.

Если при камеральной налоговой проверке декларации выявлены ошибки, противоречия, либо несоответствия каких-либо сведений налоговый орган направит налогоплательщику сообщение в электронной форме (с требованием представления пояснений) по рекомендуемым формам (приложения к письму ФНС России от 07.04.2015 г.

Схема камерального контроля декларации по НДС, включающая как автоматические процедуры, так и ручную обработку, выглядит следующим образом:

  1. Прием декларации.
  2. Расчет контрольных соотношений (КС).
  3. Автотребование о предоставлении пояснений по КС.
  4. Сопоставление операций контрагентов.
  5. Автотребование о представлении пояснений по расхождениям.
  6. Обработка формализированных пояснений по расхождениям.
  7. Ручная обработка расхождений.
  8. Требование о предоставлении документов по расхождениям.

Напомним, что с 1 января 2015 налогоплательщики, представляющие налоговые декларации в электронной форме, должны обеспечить получение документов, которые налоговый орган использует при реализации своих полномочий в налоговых отношениях и которые направляются налогоплательщикам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Такими документами являются, в частности, требования о представлении документов или пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган.

При приеме указанных документов налогоплательщик в течение шести рабочих дней со дня их отправки налоговым органом, обязан отправить инспекции по телекоммуникационным каналам связи соответствующую электронную квитанцию об их получении (п. 5.1. ст. 23 НК РФ).

Если налогоплательщик этого не сделает налоговый орган вправе приостановить операции по банковским счетам (данной нормой дополнен пункт 3, а также введен пункт 3.1 статьи 76 НК РФ).

Также с 1 января 2015 года налоговая инспекция вправе проводить осмотр территории и помещений не только при выездной, но и при камеральной проверке налоговой декларации по НДС в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 НК РФ. А именно:

  • представлена декларация с заявленной суммой НДС к возмещению;
  • выявлены определенные противоречия и несоответствия, указывающие на занижение налога к уплате или на завышение суммы налога к возмещению.

Поэтому к составлению налоговой декларации нужно отнестись со всей долей ответственности, дабы не попасть в списки лиц, на которых будет направлен усиленный налоговый контроль.

На злобу дня

Также лектор, Ольга Викторовна Новикова – руководитель консалтинга компании «Правовест Аудит», упомянула несколько последних разъяснений Минфина России по наиболее злободневным ситуациям:

1. Как вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур при реализации комиссионером от своего имени товаров комитента, если счет-фактура получен от комитента после завершения налогового периода, в котором он был выставлен покупателю? (письмо Минфина России от 27.04.2015г. N 03-07-11/24223).

После внесения изменений в часть 1 журнала учета налогоплательщику следует представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за соответствующий налоговый период.

При получении комиссионером от комитента счета-фактуры после завершения налогового периода, в котором был выставлен счет-фактура комиссионером покупателю, счет-фактура, полученный от комитента, регистрируется в графе 4 части 2 журнала учета в периоде получения, а в графу 12 части 1 журнала учета необходимо внести уточнения за тот налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура, выставленный комиссионером, и указать номер и дату счета-фактуры комитента из графы 4 части 2 журнала учета текущего налогового периода.

2. О сроках принятия НДС к налоговому вычету (письма Минфина России от 09.04.2015г. N 03-07-11/20290, N 03-07-11/20293).

Налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг) или товаров, ввезенных им на территорию РФ.

Что касается иных вычетов НДС (например, исчисленного с сумм оплаты, предварительной оплаты; предъявленного продавцом товаров (работ, услуг) в отношении сумм оплаты, частичной оплаты; уплаченного в качестве налогового агента и др.), то право заявлять их в течение трех лет НК РФ не содержит. Поэтому такие вычеты следует заявлять в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика выполнены соответствующие условия, предусмотренные статьями 171 и 172 НК РФ.

3. Как определить пропорцию для ведения раздельного учета НДС при осуществлении как облагаемых, так и освобождаемых от НДС операций? (письмо Минфина России от 24.04.2015г. N 03-07-11/23524).

При определении пропорции учитываются как облагаемые НДС операции, осуществляемые на возмездной и безвозмездной основе, так и не облагаемые этим налогом (исключенные из налогообложения) операции по всем основаниям, предусмотренным главой 21 НК РФ, в том числе операции, не признаваемые объектом налогообложения НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ.

Таким образом, Минфин еще раз подчеркнул, что при расчете пропорции в расчет принимаются не только освобожденные от налогообложения операции по ст. 149 НК РФ, но и операции, упомянутые в статьях 146, 148 НК РФ.

29 ноя
9:30
КЕЙС-СТАДИ: разбор кейсов защиты и развития бизнеса, налоговой реформы-2025
Бизнес-встреча
Записаться
Наверх