Из-за ошибки в бухучете лизингового ОС налоговая доначислила более 300 млн руб.

28 декабря 2021

Организация при реализации инвестиционного проекта по строительству фабрики приобрела в лизинг движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, инженерную и транспортную инфраструктуру), сформировав его первоначальную стоимость из лизинговых платежей. Но затем, в связи с изменением учетной политики она исправила первоначальную стоимость объектов, применив МСФО и проводила ежегодную переоценку по правилам РСБУ. В итоге остаточная стоимость основных средств уменьшилась с 6,2 млрд руб. до 1,239 млрд руб., уменьшив налоговую база по налогу на имущество.

Судебное решение
  • Определение ВС РФ от 21.07.2021 N 307-ЭС21-14175 по делу N А56-69080/2020
  • Постановления АС СЗО от 31.05.2021 N Ф07-4934/2021, 13 ААС от 15.02.2021 N 13АП-38290/2020, решение АС Санкт-Петербурга и ЛО от 06.11.2020 N А56-69080/2020
Результат
  • Суд первой инстанции поддержал налогоплательщика, однако апелляционный суд и суд округа встали на сторону налогового органа и поддержали доначисление налога на имущество, штрафов и пени

Ситуация

Налоговая инспекция доначислила налог на имущество, штраф и пени в общей сумме превышающие 300 млн руб.

Налоговые органы пришли к выводу о том, что среднегодовая стоимость основных средств налогоплательщика неправомерно занижена в целях экономии на налоге на имущество. Они исходили из следующего:

  1. В 2014-2016 году учет лизингового имущества регулировали: ПБУ 6/01 «Учет основных средств», Методические указания по учету основных средств, утв. Приказом Минфина РФ № 91н, Приказ Минфина РФ от 17.02.1997 N15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» (далее — Приказ N 15). Согласно этим нормам РСБУ, если лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то предмет лизинга принимается лизингополучателем на балансовый учет в составе основных средств по первоначальной стоимости, которая формируется из затрат лизингополучателя, связанных с приобретением предмета лизинга, и выражающихся в сумме обязательств по лизинговым платежам, подлежащих выплате по договору (общей стоимости договора лизинга). Первоначальная стоимость лизингового имущества в бухгалтерском учете лизингополучателя должна соответствовать общей сумме задолженности перед лизингодателем по договору лизинга (без учета НДС). Для целей бухучета балансовая стоимость имущества по данным лизингодателя не имела никакого отношения к балансовой стоимости данного имущества у лизингополучателя, так как лизингодатель приходует данное имущество на баланс по своим затратам, то есть, по цене договора с поставщиком.
  2. Использование налогоплательщиком для целей формирования первоначальной стоимости лизингового имущества справедливой стоимости, определенной в соответствии с МСФО, не соответствовало требованиям законодательства РФ о бухгалтерском учете, действовавшим в проверяемом периоде.
  3. Исключение из первоначальной стоимости вознаграждения лизингодателя (т.е. «лизингового процента» ) неправомерно, так как плата за финансирование в составе лизинговых платежей не является денежной оценкой будущих затрат, связанных с этим основных средством, о которых идет речь в п.3 ст. 375 НК РФ, п. 8 ПБУ 6/01, п. 8 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».
  4. Лизингополучатель-балансодержатель лизингового имущества не имеет права на переоценку предметов лизинга.

Налогоплательщик возражал, ссылаясь на п.4 ПБУ 15/2008, согласно которому расходы по займам (проценты), отражаются в бухгалтерском учете обособленно от основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту), а плата за финансирование по договору лизинга представляет собой проценты годовых на размер финансирования. Кроме того, по мнению налогоплательщика, Приказ N 15 это не нормативно-правовой, а нормативно-технический документ, не являющийся самостоятельным источником права, и ПБУ6/01 не содержит запрета на переоценку лизингополучателем предмета лизинга.

Переоценку основных средств, которые облагаются налогом на имущество по среднегодовой стоимости надо проводить крайне аккуратно, соблюдая как нормы бухгалтерского учета, так и нормы ст. 54.1 НК РФ. Другими словами, при «агрессивной уценке» имущества не исключено, что основной целью такой операции будет признано уменьшение налоговой обязанности по налогу на имущество.

Ольга Новикова
Член Палаты налоговых консультантов, DipIFR Russian, глава экспертного совета «Правовест Аудит», к. э. н.

Решение

Суды, отменяя решение суда первой инстанции, приняли во внимание показания бывшего главного бухгалтера (2008-2014 г.г.), нормы ПБУ 1/2008 и ст. 375 НК РФ, действовавшие в этот период и пришли к выводам, что:

  1. Действующими российскими стандартам бухгалтерского учета установлены правила определения первоначальной стоимости лизингового имущества лизингополучателем (ГК РФ, Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон о лизинге), ПБУ 6/01, Приказ N 15). При передаче на баланс лизингополучателя — лизинговое имущество приходуется по общей сумме лизинговых платежей, в которую помимо цены имущества, включаются дополнительные услуги и лизинговый процент. Налогоплательщик не имел права уменьшать стоимость принятых к учету объектов основных средств (полученных в рамках договоров лизинга) вследствие изменения учетной политики для целей бухгалтерского учета на основании правил МСФО.
  2. Применение норм ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» к лизинговым отношениям, неправомерно, так как порядок определения первоначальной стоимости лизингового имущества установлен ПБУ 6/01 и Приказом N 15. «Лизинговый процент» не относится к оценочным обязательствам по ПБУ 8/2010, и не уменьшает налоговую базу по налогу на имущество в соответствие с п. 3 ст.375 НК РФ.
  3. Проведение переоценки предмета лизинга в учете у лизингополучателя неправомерно. Из совокупности норм ст. 6 Федерального Закона «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 N135-ФЗ, ст. 216 ГК РФ, п.1 ст. 11 Закона о лизинге следует, что поскольку лизинговое имущество в период лизинга (до полной уплаты всей суммы лизинговых платежей и выкупной стоимости) является собственностью лизингодателя, право на его переоценку и изменение стоимости возникает только у лизингодателя. Арендатор (лизингополучатель) не имеет права изменения стоимости арендованных основных средств (лизингового имущества).

Судами поддержано решение налогового органа о доначислении недоимки по налогу на имущество организаций, пени и штрафа.

Результат

Налогоплательщик — герой нашего кейса подал жалобу в Конституционный суд РФ на нарушение его конституционных прав положением п.3 ст. 375 НК РФ во взаимосвязи с ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ». КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, отметив, что данные законоположения не могут нарушать конституционные права заявителя, в деле которого доначисление недоимки по налогу на имущество организации было связано с действиями по включению в регистры бухгалтерского учета и в документы по учету основных средств искаженных сведений о первоначальной стоимости основных средств, полученных по договорам лизинга. С налогового периода 2022 года по налогу на имущество организаций, п.3 ст. 378 НК РФ установлено, что имущество, переданное в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), подлежит налогообложению у арендодателя (лизингодателя). Установление таких особенностей обусловлено изменениями в правилах бухгалтерского учета имущества организаций (в т.ч. вступлением в силу ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды») (см. Письмо ФНС от 29.11.2021 NБС-4-21/16631@ «О реализации Федерального закона от 29.11.2021 N382-ФЗ (в части вопросов налогообложения имущества)». Так что в будущем подобных споров не должно возникать.

Налоговые органы довольно часто доначисляют недоимку по этому налогу при несоблюдении правил переоценки объектов основных средств и суды поддерживают налоговиков (Определение ВС РФ от 12.03.2020 N306-ЭС20-2596, от 28.12.2016 N305-КГ16-17924 по делу N А40-141360/2015, Постановления АС ПО от 04.10.2021 NФ06-8538/21 по делу NА12-33248/2020, АС ЦО от 19.12.2016 NФ10-4867/2016 по делу NА23-7674/2015 и др.). Т.е. переоценка, как способ экономии налога на имущество имеет определенные риски, требуется безупречное соблюдение процедуры и норм бухучета и оценочной деятельности — «сто раз отмерь, один раз отрежь».

С 2022 года обязательными к применению станут новые ФСБУ 6/2020, ФСБУ 26/2020, а значит вопросов к налоговой базе по налогу на имущество, облагаемого по среднегодовой стоимости станет еще больше.

Минимизируйте налоговые риски
Аудиторы и эксперты «Правовест Аудит» поддерживают своих клиентов в рамках договора на аудит и помогают при переходе на новые ФСБУ.
Рассчитать стоимость
26 ноя
11:00
Налоговый контроль и безопасность 2024−2025: инструкция для бизнеса
Круглый-стол (online)
Записаться
Наверх