Налоговые риски при аренде квартиры у учредителя

15 апреля 2021
Компания арендует квартиру у учредителя. Можно ли аренду относить на затраты компании, используя квартиру для проживания командированных сотрудников, в т.ч. самого учредителя, являющегося генеральным директором компании? При этом командировки фактически никак не оформляются, командировочные расходы в учёте не отражаются, нет приказов на командировку, авансовых отчётов и т.п. Есть ли риск привлечь внимание налоговой инспекции?

Согласно нормам гражданского законодательства, Общество вправе заключить с физическим лицом договор аренды жилого помещения. Договор аренды должен быть составлен в письменной форме, в случае если договор заключается на срок более года, то такой договор подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 671, ст. 606, ст. 609 ГК РФ).

При этом ни нормы гражданского, ни налогового законодательства не содержат запрета на заключение договора аренды между юридическим лицом и учредителем данного юридического лица.

При выплате арендной платы у Общества возникает обязанность по исполнению функции налогового агента по НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 208, п. п. 1, 2 ст. 226 НК РФ). При этом данная выплата не подлежит обложению страховыми взносами (п. 4 ст. 420 НК РФ).

Однако необходимо учитывать, что данная операция может быть квалифицирована налоговыми органами как оплата труда руководителя, которая подлежит обложению страховыми взносами в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, так как данное жилое помещение не используется Обществом в приносящей доход деятельности (отсутствие разумной деловой цели аренды данного помещения). В качестве примера такого подхода можно посмотреть постановление АС ЦО от 23.11.2020 № Ф10-3955/2020 по делу № А48-11923/2019.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе учесть расходы при налогообложении прибыли в случае, если данные расходы удовлетворяют следующим условиям:

  • экономически обоснованы;
  • направлены на получение дохода;
  • документально подтверждены;
  • прямо не поименованы в ст. 270 НК РФ.

Расходы на наём жилого помещения могут быть учтены в составе прочих расходов в качестве:

  • расходов на аренду (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • командировочных расходов (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Необходимо учитывать, что по мнению Минфина РФ расходы по аренде жилого помещения, предназначенного для проживания в нем командированных работников, включаются в состав налоговой базы по налогу на прибыль организаций за период, когда в арендуемом жилом помещении проживали командированные работники организации, на основании документов, косвенно подтверждающих факт пребывания в нем данных работников (письма от 15.01.2016 № 03-03-07/803, от 25.03.2010 № 03-03-06/1/178).

Как следует из вопроса, необходимых «командировочных» документов нет. Кроме того, указанное жилое помещение не используется компанией каким-либо иным способом в приносящей доход деятельности). Таким образом, по нашему мнению, договор аренды жилого помещения у учредителя (руководителя) компании с высокой долей вероятности привлечёт внимание налоговых органов. При этом налоговыми органами может быть доказано, что данный договор был заключен с единственной целью — занижение базы для исчисления страховых взносов, занижение налоговой базы по налогу на прибыль. В связи с чем у компании возникает риск доначисления страховых взносов, налога на прибыль, привлечения к ответственности в виде штрафа по ст. 122 НК РФ, начисление пеней по ст. 75 НК РФ. Учитывая существование арбитражной практики по аналогичным ситуациям (например, Определение ВС РФ от 17.12.2018 № 308-КГ18-21056 по делу № А22-1436/2016), считаем наступление неблагоприятных последствий высоковероятным.

Получите
консультацию
эксперта
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
сегодня
11:00
«Вахтовики» и работники с разъездным характером работы: новое в НДФЛ и страховых взносах с 2024 года
Открытый вебинар
Записаться