Переход на налоговый мониторинг в 2022 году. Порядок, преимущества и альтернатива

09 февраля 2022

Налоговый мониторинг предоставляет компаниям значительные преимущества, так как помогает свести к минимуму налоговые риски. А значит, можно не опасаться будущих доначислений. Теперь налоговый мониторинг стал доступнее, но по-прежнему актуален только для крупных налогоплательщиков. Рассмотрим, стоит ли компаниям переходить на налоговый мониторинг и существует ли альтернатива для минимизации налоговых рисков.

Что такое налоговый мониторинг?

Налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, при которой обычные проверки со стороны налоговой инспекции заменяют на онлайн-взаимодействие путем предоставления инспекторам удаленного доступа к информационным системам и отчетности. Иными словами, инспекция контролирует правильность расчета и своевременность перечисления платежей в бюджет в режиме реального времени.

Контролю подлежат: налоги, сборы, страховые взносы, а также те обязательства, которые компания должна исполнять в качестве налогового агента (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Например, подлежит налоговому мониторингу НДС, уплачиваемый за иностранное юридическое лицо.

Если проверяемое лицо — участник консолидированной группы налогоплательщиков, то в целях налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков проверяющие также смотрят корректность определения доходов и расходов.

Налоговый мониторинг проводят на добровольной основе. При этом проверяемому лицу следует соответствовать обязательным критериям (о них расскажем ниже).

Проведение налогового мониторинга несет в себе определенные преимущества. В частности, это:

  • экономия времени за счет отмены традиционных форм контроля, в т.ч. камеральных проверок (за некоторым исключением);
  • уменьшение количества истребуемых документов и др.;
  • возможность оперативного согласования вопросов налогообложения планируемых и уже совершенных операций (налоговая инспекция предоставляет мотивированное мнение относительно той или иной сделки);
  • отсутствие штрафов и пени в случае выполнения мотивированного мнения налогового органа.

Таким образом, налоговый мониторинг — это гарант снижения налоговых рисков и, следовательно, доначислений по результатам налоговых проверок. Это способствует наиболее точному прогнозу налоговой нагрузки в обозримом будущем.

Однако на ряду с преимуществами у налогового мониторинга есть и недостатки:

  • постоянный контроль со стороны инспекторов;
  • необходимость настройки доступа проверяющим к информационным системам компании и обязательность постоянного обновления данных в IT-программах;
  • повышенный риск утечки конфиденциальной информации из-за расширенного доступа к системе;
  • прозрачность учета и, как следствие, риск увеличения обязательных платежей;
  • высокие требования к системам внутреннего контроля и учета;
  • существенные затраты на налоговый мониторинг (трудовые, материальные и временные).
УЗНАЙТЕ, ПОДЛЕЖИТЕ ЛИ ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ
АУДИТУ

Заказать звонок

Кто вправе перейти на налоговый мониторинг?

Для того, чтобы осуществить переход на налоговый мониторинг, необходимо предоставить в инспекцию соответствующее заявление. Его рассмотрят и примут решение. Положительный ответ получат не все. В первую очередь, проверяющие посмотрят показатели деятельности компании и сверят их с критериями, которые установлены Налоговым кодексом РФ.

С 1 июля 2021 года критерии налогового мониторинга были значительно снижены (п. 3 ст. 105.26 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ). Рассмотрим их подробнее:

  • совокупная сумма налогов (НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ и страховых взносов, в том числе уплаченных в качестве налогового агента) за календарный год, который предшествовал году подачи заявления, должна составлять не менее 100 млн руб. (без налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза);
  • совокупная сумма доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, который предшествовал году подачи заявления, должен быть не менее 1 млрд руб.;
  • совокупная сумма активов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности на 31 декабря календарного года, который предшествовал году подачи заявления, должен составлять не менее 1 млрд руб.

Для компании — участника консолидированной группы налогоплательщиков, включая ответственного участника, а также для юридических лиц, которые уже находятся на налоговом мониторинге и планируют его продлить, соответствие вышеприведенным условиям необязательно.

Какой порядок перехода на налоговый мониторинг?

Крайняя дата подачи заявления на налоговый мониторинг — 1 сентября года, который предшествует периоду проведения налогового мониторинга.

Таким образом, в 2022 году компания может представить заявление на налоговый мониторинг с 1 января 2023 года, если сделает это не позднее 1 сентября 2022 года. Основание — п. 1 ст. 105.27 НК РФ. Форма заявления утверждена приказом ФНС от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@ (приложение № 1). Для перехода на налоговый мониторинг с 1 января 2022 года, заявление следовало представить не позднее 1 сентября 2021 года.

Перед представлением заявления необходимо собрать «пакет документов».

К заявлению на проведение налогового мониторинга необходимо приложить такие документы, как (п.2 ст.105.27 НК РФ):

  • регламент информационного взаимодействия;
  • сведения о физических и юридических лицах, которые прямо или косвенно участвуют в компании, и доля такого участия превышает 25%;
  • учетная политика для целей налогообложения за календарный год, в котором подано заявление на проведение налогового мониторинга (с описанием порядка отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета расходов и доходов, налоговой базы и объектов налогообложения, а также нужны сведения о регистрах бухгалтерского и налогового учета);
  • внутренние документы, согласно которым функционирует система внутреннего контроля.

На первый взгляд, подготовка вышеуказанных документов не представляет для компаний какой-либо сложности. Однако, не следует забывать об участии в этом инспекции.

Ведь подготовка необходимого «пакета» сопровождается тесным взаимодействием с представителями налоговой службы, а его согласование требует не только повышенного внимания, но и времени. Поэтому крайне важно заранее начать подготовку, чтобы завершить оформление документов к переходу на налоговый мониторинг.

АКГ «Правовест аудит» имеет успешный опыт по комплексному сопровождению процедуры вступления в налоговый мониторинг, разработке и подготовке необходимых документов и готова оказать помощь налогоплательщикам.

Следует указать, что компании с государственным участием также могут перейти на налоговый мониторинг. Правительство РФ утвердило специальные Директивы для лиц, которые представляют интересы Российской Федерации на заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ.

Для того, чтобы реализовать Концепцию развития и функционирования системы налогового мониторинга в России (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.02.2020 № 381-р), а также вышеуказанных Директив Федеральная налоговая служба разработала рекомендуемые образцы документов и форматы для использования сотрудниками налоговых инспекций и компаниями. В перечне документов есть дорожная карта перехода на налоговый мониторинг (форма по КНД 1125330, письмо ФНС от 01.06.2021 № СД-4-23/7614@).

Рассмотрим подробнее особенности подготовки документов для налогового мониторинга.

ОБРАЩАЙТЕСЬ
ЗА ПОМОЩЬЮ
Будем рады оказать вам консультационную поддержку по вопросам бухгалтерского и налогового учета, налогового права, трудового законодательства.
Задать вопрос

Составление регламента информационного взаимодействия

Перед проведением налогового мониторинга необходимо заранее согласовать с проверяющими порядок взаимодействия. Для этого составляют регламент. Форма утверждена приказом ФНС от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@ (приложение № 7). Она включает в себя следующее:

  • титульный лист;
  • порядок представления налоговому органу документов (информации);
  • раскрытие показателей налоговой отчетности;
  • информация о системе внутреннего контроля;
  • информация о порядке внесения изменений;
  • приложения.

В регламенте информационного взаимодействия прописывают определенные моменты. В частности, это:

  • сроки и правила предоставления документов, а также сведений, которые связаны с расчетом обязательств перед бюджетом (в электронной форме по ТКС);
  • порядок доступа проверяющих к информационным системам компании, где отражены документы и сведения — основания для исчисления обязательств перед бюджетом (такой вариант может быть как дополнительным, так и заменить первый из вышеприведенного пункта, выбор за налогоплательщиком, но если компания предоставляет только возможность подключения к информационным системам, то ей необходимо указать время доступа в период проведения налогового мониторинга и на протяжении последующих трех лет);
  • план ознакомления инспекторов с подлинниками документов;
  • правила раскрытия показателей регистров бухгалтерского и налогового учета;
  • сведения о системе внутреннего контроля за хозяйственными операциями, правильностью расчета и перечисления платежей в бюджет.

Основание — п. 6 ст. 105.26 НК РФ. Если что-либо упустить, то инспекторы потребуют пояснений и/или дополнений уже представленных сведений. При этом с ответом тянуть нельзя. Срок — 10 рабочих дней (п. 3.1 ст. 105.27 НК РФ).

Несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным требованиям может послужить основанием для отказа в переходе на налоговый мониторинг (подп. 3 п. 5 ст. 105.27 НК РФ).

Сведения о системе внутреннего контроля

Под системой внутреннего контроля (далее — СВК) следует понимать совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных компанией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (п. 7 ст. 105.26 НК РФ). Цели СВК — это:

  • достижение финансовых и операционных показателей;
  • сохранность активов;
  • выявление, оценка, минимизация, устранение рисков неправильного исчисления и несвоевременной уплаты налогов, сборов, страховых взносов;
  • выявление, исправление и предотвращение ошибок и искажений информации при исчислении налогов, сборов, страховых взносов, полноты, своевременности их уплаты;
  • своевременная подготовка бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.

Таким образом, СВК — это важный и достаточно объемный документ. Как правило, при его составлении главные бухгалтеры обращаются за помощью к аудиторам. И в этом нет ничего удивительного, так как построение оптимальной системы внутреннего контроля требует немало времени, а его у штатных специалистов компании иногда не хватает (из-за повседневных задач). К тому же при проведении аудиторской проверки положения СВК подвергаются особому контролю, в том числе на соответствие международным нормам (Международный стандарт аудита 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения») и при ее создании организации необходимо учитывать требования аудиторов. Как известно, те компании, которые переходят на налоговый мониторинг, не могут не проводить обязательный аудит. Их финансовые показатели не попадают под освобождение.

Проведение аудита СВК важно не только для руководства и собственников компании, но и для налоговой инспекции. Такие сведения необходимо отражать в регламенте информационного взаимодействия (приложение № 18 к приказу ФНС от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@).

При проверке СВК сотрудники АКГ «Правовест аудит» выявляют все возможные упущения и неточности при ее составлении, а также предоставляют рекомендации по устранению недостатков.

Практика показывает, что именно построение и доработка СВК вызывает у компаний наибольшие трудности. Связано это с тем, что именно этот этап в рамках подготовки к налоговому мониторингу является наименее урегулированным на законодательном уровне.

БОЛЬШЕ ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ
Аудиторы помогут проверить систему внутреннего контроля, разрешить вопросы налогового и бухгалтерского учета любой сложности
Узнать за минуту стоимость аудита

Получение ответа от налоговой инспекции

Руководитель налоговой инспекции должен принять решение о проведении налогового мониторинга или решение об отказе до 1 ноября года, в котором налогоплательщик подал заявление.

Следовательно, если для перехода на налоговый мониторинг с 1 января 2022 года компания отправила заявление до 1 сентября 2021 года, то принять решение должны были до 1 ноября 2021 года. А решение о переходе на налоговый мониторинг с 1 января 2023 года должно быть принято до 1 ноября 2022 года. Основание — п. 4 ст. 105.27 НК РФ.

Для того, чтобы отказать компании в проведении налогового мониторинга должно быть основание. Например, некорректный расчет финансовых показателей, неполное представление документов, несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным требованиям.

Независимо от причин, которые послужили мотивом, а также в случае положительного ответа решение направляют в компанию в течение 5 рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 105.27 НК РФ).

Почему налоговый мониторинг могут прекратить досрочно?

Основная сложность при проведении налогового мониторинга — это строгое соблюдение его требований. Если нарушить правила, то налоговый мониторинг прекратят досрочно (п. 1 ст. 105.28 НК РФ). Рассмотрим подробнее.

Причина № 1. Компания не исполнила регламент информационного взаимодействия, что стало препятствием для проведения налогового мониторинга

Требования к регламенту информационного взаимодействия определяют сроки представления документов проверяющим (п. 3.9.1 приложения № 8 приказа ФНС от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@).

Таблица 1. Порядок представления документов в налоговую инспекцию при проведении налогового мониторинга в 2022 году

№ п/п Документ Срок представления в ИФНС Комментарий
1 учетная политика для целей бухгалтерского учета на 2022 год (с приложением рабочего плана счетов) не позднее 1 марта 2022 года x
2 учетная политика для целей налогового учета на 2022 год не позднее 1 марта 2022 года x
3 информация о физических и юридических лицах, которые прямо и/или косвенно участвуют в компании, и доля такого участия превышает 25% при подаче заявления о проведении налогового мониторинга затем ежегодно на 1-е число месяца соответствующего года, но не позднее 31 января соответствующего года
4 регистры бухгалтерского учета не позднее одного месяца со дня представления соответствующей налоговой декларации / расчета / уточненки x
5 оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета, сводные и аналитические регистры налогового учета не позднее одного месяца со дня представления налоговой декларации / уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль x
6 расшифровки показателей строк налоговых деклараций и расчетов не позднее одного месяца со дня представления налоговой декларации / расчета / уточненки x
7 первичные учетные документы и иные документы (информация) не позднее 10 рабочих дней со дня получения запроса от ИФНС срок представления документов можно продлить в соответствии с п. 5 ст. 105.29 НК РФ

Помимо этого, как было указано ранее, Федеральная налоговая служба предъявляет требования к СВК. А значит, документы СВК также подлежат проверке.

Таблица 2. Порядок представления документов СВК в налоговую инспекцию при проведении налогового мониторинга в 2022 году

№ п/п Документ Срок представления в ИФНС Комментарий
1 налоговые риски компании на 2022 год ежеквартально по состоянию на 1-е число месяца соответствующего квартала не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего квартала
2 информация о налоговых рисках по отдельным сделкам и операциям на 2022 год ежеквартально по состоянию на 1-е число месяца соответствующего квартала не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего квартала
3 контрольные процедуры компании в целях налогового мониторинга на 2022 год при представлении заявления о проведении налогового мониторинга затем ежеквартально по состоянию на 1 число месяца соответствующего квартала, но не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего квартала
4 матрица рисков и контрольных процедур организации на 2022 год ежеквартально по состоянию на 1 число месяца соответствующего квартала не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего квартала
5 результаты выполнения контрольных процедур в целях налогового мониторинга за истекший квартал не позднее 1-го числа второго месяца, следующего за окончанием соответствующего квартала x
6 оценка уровня системы внутреннего контроля за 2021 год при представлении заявления о проведении налогового мониторинга далее за 2022 год — 1 ноября 2023 года
7 мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля за 2022 год 1 ноября 2023 года x
8 информация об организации системы внутреннего контроля при представлении заявления о проведении налогового мониторинга далее ежегодно по состоянию на 1-е число месяца соответствующего года, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего года

Причина № 2. Компания предоставила недостоверную информацию

Если инспекторы обнаружили, что компания предоставила недостоверную информацию, то они вправе досрочно прекратить проведение налогового мониторинга. Такое решение правомерно (подп. 2 п. 1 ст. 105.28 НК РФ).

Причина № 3. Компания систематически нарушала правила представления пояснений и документов

Систематическим нарушением признают многократное отклонение (два раза и более) от норм. Таким образом, если компания периодически не предоставляет пояснения и (или) документы, истребуемые налоговой инспекцией в рамках налогового мониторинга в соответствии со ст. 105.29 НК РФ или отправляет их с опозданием, то инспекторы могут отказать в продолжении проверки. И это будет законно (подп. 3 п. 1 ст. 105.28 НК РФ).

Если компания соблюдает все требования, которые установлены для проведения налогового мониторинга, но понимает, что такой режим контроля не для нее, то она вправе отказаться. Для этого следует уведомить проверяющих до 1 декабря года, за который проводится налоговый мониторинг.

Если налоговый мониторинг проводят за 2022 год, то уведомить инспекторов необходимо до 1 декабря 2022 года. Для этого заполняют соответствующее заявление. Иначе в инспекции примут решение о проведении налогового мониторинга в отношении 2023 года (п. 7 ст. 105.27 НК РФ).
ЗАЩИТИТЕ СВОЙ БИЗНЕС
Вместе с достоверной отчетностью и аудиторским заключением вы получаете страховку от штрафов ФНС и защиту налоговых юристов на 3 года
Узнать больше

Может ли аудит заменить налоговый мониторинг?

Основная цель компаний, которые проводят налоговый мониторинг — это минимизация налоговых рисков. Однако, такая форма контроля может подойти не всем: по финансовым показателям мониторинг возможен только у крупных компаний, да и не многие пока готовы находиться под постоянным контролем у налоговых органов.

Но налоговый мониторинг — это не единственный вариант минимизации налоговых рисков. Альтернатива — системный комплексный аудит со страховкой от налоговых претензий, благодаря которому независимые эксперты (аудиторы) на постоянной основе не только отслеживают правильность исчисления и своевременность погашения обязательств перед бюджетом, но и выявляют финансовые резервы, которые позволяют скорректировать налоговую нагрузку на законной основе.

Аудит не заменит контрольные меры со стороны налоговой инспекции. При этом он может помочь избежать выездных налоговых проверок (Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, письмо ФНС от 25.12.2019 № ЕД-19-2/345@). Ведь проверяющие давно применяют риск-ориентированный подход (письма Минфина от 21.06.2021 № 03-02-11/48726, от 20.02.2019 № 03-01-11/10727). А значит, компании с минимальными налоговыми рисками вне зоне особого контроля.

Конечно, такая налоговая защита «работает», если организация выполняла рекомендации аудиторов по минимизации налоговых рисков. Если после проведения системного комплексного аудита инспекторы доначислят налоги за период, который проверили аудиторы, наши юристы обжалуют решение ИФНС. При этом для компании это будет абсолютно бесплатно. В случае поражения в судебной инстанции — штраф и пени компенсирует «Ингосстрах».

Таким образом, многие преимущества, которые есть у налогового мониторинга, доступны и при проведении аудита.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
Получите максимальную пользу от аудита: проверьте отчетность, устраните риски и найдите финансовые резервы
Рассчитать стоимость аудита
2 апр
11:00
НДС и налог на прибыль: особенности отчетности за 1 квартал 2024
Открытый вебинар
Записаться