НДС 0% у экспедиторов по «российскому» этапу международной перевозки

26 июля 2024

Оказываются транспортно-экспедиционные услуги в рамках международных перевозок груза по маршруту Китай — Россия. Для исполнения обязанностей по договору ТЭУ привлекается несколько перевозчиков: море (Китай-порт РФ) + Ж/Д (порт РФ — ж/д в РФ) + автовывоз (ж/д станция в РФ — склад грузополучателя в РФ). Клиент дает заявку на полный маршрут от грузоотправителя (Китай) до грузополучателя (РФ). Какую ставку НДС применять экспедитору с 01.07.2024 г.?


Отвечает:
Виктория Варламова
 — Советник налоговой службы II ранга, руководитель отдела консалтинга, главный эксперт по бухучету и налогообложению «Правовест Аудит», аттестованный аудитор


Ответ:

При заключении договора ТЭУ на организацию перевозки из Китая в РФ (склад грузополучателя), по нашему мнению, до и после 01.07.2024 г. по услугам экспедитора вам следует применять НДС по ставке 0%, в т.ч. если вы сами осуществляете автоперевозку по территории РФ. Но в случае осуществления собственными силами автоперевозки по территории РФ, не исключено, что у налоговых органов может быть иное мнение по данному вопросу: возможно, что стоимость самой перевозки (но не услуг транспортной экспедиции) будет облагаться НДС по ставке 20% с 01.07.2024 г.

Обоснование

В соответствии с пп. 2.1 п.1 ст.164 НК РФ услуги по международной перевозке товаров облагаются НДС по ставке 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

В целях указанной статьи, международные перевозки товаров — это перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами Российской Федерации.

К услугам международной перевозки относятся транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

К транспортно-экспедиционным услугам относятся:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров,
  • оформление документов,
  • прием и выдача грузов,
  • разработка документов для проектных перевозок,
  • организация и выполнение перевозки грузов,
  • завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги,
  • информационные услуги,
  • подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств,
  • услуги по организации страхования грузов,
  • платежно-финансовые услуги, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств,
  • экспедиторское сопровождение,
  • разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов,
  • розыск груза после истечения срока доставки,
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования,
  • перемаркировка грузов,
  • обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей,
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

С 01.07.2024 г. (Федеральный закон от 22.04.2024 г. N 92-ФЗ) положения пп.2.1 п.1 ст.164 НК РФ не распространяются на услуги организаций (индивидуальных предпринимателей) по перевозке вывозимого (ввозимого) с территории Российской Федерации (на территорию Российской Федерации) товара, а также на транспортно-экспедиционные услуги организаций (индивидуальных предпринимателей) при организации такой перевозки, если одновременно выполняются следующие условия:

  1. Указанные организации (индивидуальные предприниматели) осуществляют перевозку только между пунктами, находящимися на территории Российской Федерации.
  2. Указанные организации (индивидуальные предприниматели) не указаны в транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), в качестве одного из перевозчиков.

По нашему мнению, данное ограничение установлено для налогоплательщиков, осуществляющих/организующих только российский этап международной перевозки, когда пункт отправления и назначения находятся на территории РФ и не оформляется единый перевозочный документ на всю перевозку.

Иными словами, для «потери» права на ставку 0% должно быть выполнено 2 условия, одно из которых – осуществление перевозки только между пунктами, находящимися на территории РФ. Поэтому, если вы организуете перевозку и пунктом отправления или пунктом назначения в соответствии с условиями вашего договора является территория иностранного государства, то это условие для запрета на ставку 0% не выполняется. А значит не важно, выполняется ли другое условие о наличии в документах организации-экспедитора в качестве перевозчика, т.к. одновременно два условия соблюдаться не будут и право на ставку 0% вы не потеряете.

По вопросу применения с 1 июля 2024 года НДС при оказании транспортно-экспедиционных услуг на основании договоров транспортной экспедиции при организации международной перевозки, если пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации, с привлечением для доставки товаров в международном сообщении нескольких видов транспорта (морской, речной, воздушный, железнодорожный, автомобильный) Минфин РФ разъясняет, что ставка НДС в размере 0 процентов при оказании транспортно-экспедиционных услуг на основании договора транспортной экспедиции по организации перевозки товаров от пункта отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до пункта назначения, расположенного за пределами территории Российской Федерации, либо в обратном направлении и при наличии документов, предусмотренных п. 3.1 ст.165 НК РФ, применяется ставка НДС в размере 0 процентов (Письмо Минфина России от 26.06.2024 г. N 03-07-08/59665).

Если экспедитор помимо услуг по организации перевозки сам осуществляет перевозку грузов, и она осуществляется силами экспедитора-перевозчика только по территории РФ, например, перевозка от порта или ж/д станции до склада, то вопрос налогообложения услуг перевозки неоднозначен.

С одной стороны, если стоимость перевозки, осуществляемой экспедитором собственными силами (как перевозчиком) включена в стоимость услуг экспедитора, например, договором установлена единая стоимость услуг экспедитора по организации международной перевозки, в которую включены все его расходы, то, по нашему мнению, экспедитор к своему вознаграждению, в т.ч. включающему стоимость услуг перевозки, должен применить ставку 0%. Данная позиция объясняется тем, что услуги по организации и выполнению перевозки грузов в целях применения нулевой ставки НДС относятся к транспортно-экспедиционным услугам, указанным в пп.2.1 п.1 ст.164 НК РФ и облагаемым по ставке 0%. Поэтому вся стоимость услуг экспедитора, если он организует всю международную перевозку, а не только осуществляет перевозку по территории РФ, должна облагаться по ставке 0% (у экспедитора не соблюдается «первое» условие для потери права на ставку 0%).

С другой стороны, если экспедитор, помимо оказания услуг, связанных с перевозкой груза, принимает на себя обязательство по непосредственной доставке груза в пункт назначения, это означает, что между сторонами заключен смешанный договор, содержащий элементы как транспортной экспедиции, так и перевозки. К такому договору в соответствующих частях будут применяться правила о договорах, элементы которых содержатся в этом договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ, ст.805 ГК РФ, смотрите также постановление Четырнадцатого ААС от 07.06.2011 N 14АП-2945/11).

В случае, если стоимость услуг перевозки, осуществляемой самим экспедитором в договоре перевозки выделена отдельно (договор транспортной экспедиции заключен с использованием правовой конструкции агентского договора, когда клиент уплачивает экспедитору вознаграждение и компенсирует расходы) и такую перевозку экспедитор-перевозчик осуществляет только между пунктами в РФ, единый перевозочный документ на международную перевозку не оформляется. Соответственно в документах «на пересечение границы РФ» (в коносаменте, СМР и т.п.) экспедитор, выполняющий российский этап автоперевозки не назван в качестве перевозчика.

По нашему мнению, это значит, что есть риск, что такая перевозка (из РФ — в РФ) будет облагаться НДС по ставке 20%. Но услуги экспедитора (его вознаграждение) по организации всей международной перевозки, в т.ч. этапом которой является его перевозка по территории РФ, должны облагаться по ставке 0%. В тоже время, и в такой ситуации можно говорить о том, что сама перевозка в целях НДС относится к услугам транспортной экспедиции, указанным в пп.2.1 п.1 ст.164 НК РФ (организация и выполнение перевозки грузов). А раз так, то и в отношении услуг перевозки по территории РФ, осуществляемых самим экспедитором, должна применяться ставка 0%, поскольку экспедитор «осуществляет» не только перевозку по РФ в качестве перевозчика, но и организует («осуществляет») всю международную перевозку.

При этом не исключено, что у налоговых органов может быть иное мнение по данному вопросу.

Подробно этот и иные вопросы по применению нулевой ставки НДС с 01.07.2024 г. мы рассматривали на бизнес-встрече, запись которой можно посмотреть.

Хотите получить ответ на свой вопрос с полным правовым обоснованием? Закажите индивидуальную консультацию по абонементу «Хочу все знать». А для блиц-ответов — подписка «В курсе дела».

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.
Рассчитать стоимость аудита
5 сен
11:00
Налоговый контроль 2024−2025: риски и защита бизнеса
Открытый вебинар
Записаться
Наверх