Содержание
- Изменения по прослеживаемым товарам
- Какую форму счета-фактуры применять с 1 июля 2021
- Реквизиты прослеживаемых товаров. Графы 11-13
- Строка 5а — популярные вопросы
- УПД с 1 июля
- Корректировочные счета-фактуры
- Другие изменения с 1 июля 2021 года
- Изменения по НДС с 1 октября 2021 года
- Как предотвратить риски по НДС
Изменения по прослеживаемым товарам
Новые обязанности в НК РФ
Я буду сегодня рассказывать об изменениях по налогу на добавленную стоимость с 1 июля, потому что именно их нужно учесть в обновленной форме декларации по итогам 3 квартала. Но обо всем по порядку. Начну с системы прослеживаемости товаров.
Во-первых, с 1 июля были внесены изменения в Налоговый кодекс, которые касаются прослеживаемых товаров. Компании и ИП, которые будут участвовать в обороте прослеживаемых товаров, с 1 июля формально обязаны представлять в налоговую инспекцию отчеты о прослеживаемых товарах, а также указывать данные о прослеживаемых товарах (п. 2.3 ст.23 НК РФ).
Отчеты о прослеживаемых товарах мы будем представлять так же, как и декларацию по НДС — не позднее 25 числа после окончания квартала (п.32 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров (утв. Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 г. N 1108 (далее — Положение о прослеживаемости товаров).
Также с 1 июля внесены изменения в статью 169 НК РФ и установлено, что при реализации прослеживаемых товаров счета-фактуры должны выставляться только в электронном виде. Исключения из этого правила составляют случаи экспорта товаров, в т.ч. в страны ЕАЭС и реализации товаров физическим лицам для их личного потребления (п.1.1, 1.2. и пп.1 п.3 ст.169 НК РФ).
Причем, обратите внимание, что формально с 1 июля покупатели, в т.ч. неплательщики НДС (например, «упрощенцы») обязаны обеспечить получение счетов-фактур по прослеживаемым товарам в электронном виде.
Изменения формально вступили в силу с 1 июля, но прослеживаемые товары появились у нас только с 8 июля. Дело в том, что только 8 июля вступило в силу Положение о прослеживаемости товаров и Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 г. N 1110 (далее — Перечень прослеживаемых товаров).
Поэтому только с 8 июля у нас возникла обязанность по выставлению счетов-фактур в электронном виде и другие обязанности по прослеживаемым товарам (Письмо ФНС России от 30.06.2021 № ЕА-4-15/9208@).
для выездной
проверки
Что относится к прослеживаемым товарам?
Сегодняшний вебинар, безусловно, посвящен налогу на добавленную стоимость, но, чтобы нам понять, что и зачем указывать в счетах-фактурах по прослеживаемым товарам, нужно разобраться, что относится к прослеживаемым товарам и зачем ввели эту систему прослеживаемости.
Перечень прослеживаемых товаров утвержден Постановлением Правительства. В него входят импортные товары, приведены их наименования, коды ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2. В Перечень включены:
- холодильники, морозильники
- автопогрузчики, бульдозеры, экскаваторы,
- стиральные машины,
- мониторы и проекторы, приемники телевизионные
- транспортные средства промышленного назначения
- коляски детские, детские сиденья (кресла) безопасности.
Я специально выделила в списке мониторы, потому, что они есть практически в любой компании. А значит практически любая компания попадает в перечень лиц, осуществляющих оборот прослеживаемых товаров. Мы еще подробней на этом остановимся. Зачем нам система прослеживаемости? Под прослеживаемость подпадают импортные товары. И это меры борьбы с серым импортом.
Механизм такой. Когда прослеживаемые товары ввозятся на территорию РФ из «стран дальнего зарубежья», оформляется таможенная декларации и партии товаров присваивается регистрационный номер (РНПТ). При дальнейшей продаже прослеживаемого товара РНПТ будет указываться в товаросопроводительных документах и счетах-фактурах. Налоговые органы будут отслеживать, чтобы не было реализовано бОльшее количество товаров, чем было ввезено на территорию России.
Не секрет, что были случаи, когда на территорию России, ввезли партию из 100 штук мониторов, а потом данные этой таможенной декларации указывали при перепродаже других мониторов, реализовав тысячи мониторов с ссылкой на одну таможенную декларацию.
Чтобы этого не было, налоговые органы будут отслеживать оборот прослеживаемых товаров. И при выявлении нестыковок будут разбираться, кто не заплатил НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, откуда вообще взялись эти товары?
Как нам понять, что мы реализуем или приобрели прослеживаемые товары?
- Выясняем страну происхождения товара. Прослеживаемости подлежат только импортные товары. Узнать страну происхождения товара мы можем в технической документации на этот товар. Соответственно российский товар, например, погрузчик или монитор, к прослеживаемым товарам не относится.
- Открываем Перечень прослеживаемых товаров и по коду ТН ВЭД ЕАЭС или по коду ОКПД 2 смотрим, относятся ли наши товары к прослеживаемым. Если код не нашли — то товар к прослеживаемым не относится.
Кстати ФНС на своем сайте уже разместила сервис «Проверка прослеживаемости товаров», где можно проверить прослеживаемые товары, в т.ч. по наименованию товара.
Популярный вопрос о моноблоках.
«Относятся ли моноблоки к прослеживаемым товарам?» Скажу честно, я техническую документацию на моноблоки не видела, но посмотрев код ТН ВЭД ЕАЭС в Интернет — 8471 41 000 9, сделала вывод, что данный товар к прослеживаемым товарам не относится, поскольку в Перечне такого кода и наименования нет.
Чтобы следить за прослеживаемыми товарами, нужно все оцифровать. Поэтому, как я уже говорила, весь документооборот по прослеживаемым товарам будет только в электронном виде.
Общее правило отчетности по прослеживаемым товарам такое:
Если вы — плательщики НДС, то данные о реализуемых прослеживаемых товарах указываете в счетах-фактурах, а точнее говоря, в электронном универсальном передаточном документе с функцией счета-фактуры.
Данные о прослеживаемых товарах мы включаем в декларацию по налогу на добавленную стоимость. А в отчет о прослеживаемых товарах у нас попадут только те операции, которые не вошли в декларацию по НДС. Например, в отчет попадут операции, когда прекращается прослеживаемость товаров: например, прослеживаемый товар утилизируется, или мы обнаружили недостачу.
А если вы — не плательщики НДС, то в отчете о прослеживаемых товарах отражаете любые операции с прослеживаемыми товарами, предусмотренные Положением о прослеживаемости товаров. Кроме того, при реализации прослеживаемых товаров составляется универсальный передаточный документ в электронном виде только с функцией первичного документа.
Какую форму счета-фактуры применять с 1 июля 2021
Конечно, самые главные изменения с 1 июля связаны с обновленными формами счетов-фактур.
Понятно, чтобы следить за прослеживаемыми товарами в счета-фактуры включили дополнительные реквизиты.
Форма счета-фактуры утверждается Постановлением Правительства (п.8 ст.169 НК РФ), и поэтому если в эту форму были внесены изменения, то независимо от того, какие товары мы реализуем, приобретаем, выполняем ли мы работы, оказываем услуги, форма счета-фактуры с 1 июля должна быть новая. Если счет-фактура составлен не по форме, утвержденной Постановлением Правительства, формально это не счет-фактура.
Поэтому проведите своеобразный аудит и посмотрите, какие счета-фактуры вы получили от своих поставщиков. И если вы увидели, что вам выставили счета-фактуры по старой форме, обратитесь к поставщику. Ему следует выставить исправленный счет-фактуру по новой форме (другого способа исправления ситуации я не вижу). Конечно, если счет-фактура был составлен на бумаге, то, на мой взгляд, просто можно заменить (это не в рамках Налогового кодекса, но практично).
Напомню, при исправлении счетов-фактур выставляется новый счет-фактура с тем же номером и датой, и в нем указывается, какой счет-фактура исправляется.
ФНС также акцентирует внимание, что нельзя использовать старые формы счетов-фактур и убирать из формы предусмотренные графы (Письма ФНС от 01.06.2021 г. N ЕА-4-15/7550@, от 17.08.2021 N СД-4-3/11571@ (с Минфином РФ согласовано (письмо Минфина России от 12.08.2021 N 03-07-15/64905)). Соответственно покупатель может лишиться права на вычет НДС по старым счетам-фактурам.
Как я уже сказала, в счетах-фактурах появились дополнительные реквизиты для прослеживаемых товаров — это графы 12-13.
Поскольку по прослеживаемым товарам счета-фактуры выставляются только в электронном виде, при выставлении счетов-фактур на бумажном носителе графы 12-13 не формируются. Так написано в Постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 г. N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Постановление 1137). Это значит, что счета-фактуры на бумаге должны состоять из 11 граф. Но это 11 граф в новой форме счета-фактуры, в т.ч. со строкой 5а.
В электронном виде счета-фактуры, даже если они выставляются на непрослеживаемые товары (работы, услуги), формально должны состоять из всех 13 граф. Но поскольку в этих графах при реализации непрослеживаемых товаров (работ, услуг) нет информации, то соответствующие элементы электронного счета-фактуры не формируются (Письмо ФНС России от 09.09.2021 N ЕА-4-15/11188) и производители программного обеспечения, бухгалтерских программ просто не выводят на экран графы с 12-й по 13-ю, чтобы вы могли видеть на экране текст в выставленном счете-фактуре.
А по прослеживаемым товарам электронные счета-фактуры могут состоять из двух листов, то есть отдельные графы с 12-й по 13-ю могут быть на другом листе (Письмо ФНС от 23.08.2021 г. N 3-1-11/0116@).
Реквизиты прослеживаемых товаров. Графы 11-13
Итак, в счетах-фактурах появились дополнительные реквизиты для прослеживаемых товаров — это графы с 12-й по 13-ю. Кроме того, изменилось наименование строки 11, теперь она называется «регистрационный номер декларации на товары или регистрационный номер партии прослеживаемых товаров».
Посмотрим сначала 12-ю графу счета-фактуры — количественная единица измерения товаров, подлежащих прослеживаемости. Здесь мы ставим ту единицу измерения, которая предусмотрена в Перечне прослеживаемых товаров. Пока там только одна единица измерения, это штуки — «шт.» и код «796», поэтому в графе 12 укажем код «796», а в 12а — «шт.». Теоретически единица измерения прослеживаемых товаров может отличаться от единицы измерения, которую мы укажем в графе 2 счета-фактуры.
В графе 13 указываем количество прослеживаемого товара в штуках.
Отдельно остановимся на графе 11. Если вы продаете импортные НЕпрослеживаемые товары, то в графе 11 по-прежнему вы указываете данные таможенной декларации.
А если продаете импортные прослеживаемые товары, то в графе 11 вы должны указать регистрационный номер партии товара, РНПТ.
Где мы берем РНПТ?
- Импортеры товаров присваивают РНПТ партии товаров самостоятельно, это:
- регистрационный номер ДТ/порядковый номер товара в ДТ;
- регистрационный номер заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары / порядковый номер товара в этом заявлении (п.2 Положения о прослеживаемости).
- Если прослеживаемые товары ввозятся из стран ЕАЭС, то импортеры получат РНПТ после представления в налоговый орган Уведомления о ввозе товаров на территорию РФ. Его представляют в течение 5 рабочих дней с даты принятия к учету прослеживаемых товаров (п.25 Положения о прослеживаемости).
- Перепродавцы прослеживаемых товаров указывают в счетах-фактурах на прослеживаемые товары РНПТ из документов, полученных при их приобретении.
- Если прослеживаемые товары были приобретены до 8 июля 2021 года или после этой даты, но у физических лиц, самозанятых или в иных случаях, установленных п.28 Положения о прослеживаемости (когда отсутствует РНПТ), то РНПТ следует получить в налоговой инспекции (п. 28 и 29 Положения о прослеживаемости). Для этого необходимо направить Уведомление об остатках прослеживаемых товаров.
- уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства — члена ЕАЭС на территорию РФ (форма по КНД 1169008);
- уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства — члена ЕАЭС (форма по КНД 1169009);
- отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (форма по КНД 1169010);
- уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (форма КНД 1169011).
Приказом ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@ (зарегистрирован в Минюсте России 10.08.2021 N 64587) утверждены формы, форматы, порядки заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, в том числе:
Новые формы и форматы стали обязательными к применению с 11 сентября 2021 года.
Формально товары, подлежащие прослеживаемости, появились с 8 июля. Но ФНС разъяснила, если усердные налогоплательщики представили Уведомление об остатках товаров с 01.07.2021 по 07.07.2021, то они могут использоваться в электронных счетах-фактурах (УПД) присвоенные этим товарам РНПТ. Второй раз уведомление представлять не надо (Письмо ФНС от 9 июля 2021 г. N ЕА-4-15/9627@).
Популярный вопрос о старых мониторах и погрузчиках
У компании на 8 июля есть старые импортные мониторы, старые импортные бульдозеры, погрузчики и т.п., которые используются в деятельности компании. Эта техника относится к прослеживаемым товарам? С ней нужно что-то делать?
Да, это не товар с точки зрения налогообложения, если мы не собираемся это продавать.
Но ФНС разъяснила, что основные средства и так называемая «малоценка» также относятся к прослеживаемым товарам (Письмо ФНС от 12 мая 2021 г. N ЕА-4-15/6469@). Дело в том, что для целей прослеживаемости товаров к товарам относится движимое имущество, принадлежащее на праве собственности хозяйствующим субъектам, в том числе используемое в производственных целях.
Поэтому старые основные средства и МБП: импортные мониторы, бульдозеры, экскаваторы и др., которые у вас были в собственности на 8 июля 2021 года, подлежат прослеживаемости. Формально вы должны сообщить об этих товарах, представив уведомление в налоговую инспекцию об остатках на 8 июля. Налоговый орган присвоит им РНПТ, и если вы захотите продать бэушные прослеживаемые товары, то в счете-фактуре вы укажете этот присвоенный РНПТ.
«А если я не собираюсь их продавать? Сломается монитор — выброшу его, буду утилизировать. В этом случае надо представлять уведомление и получать РНПТ или не надо?». Формально — надо. То есть в любом случае, если вы собираетесь утилизировать, например, те же мониторы, то их прослеживаемость прекращается, и формально за квартал, в котором утилизируете монитор вы должны будете представить Отчет о прослеживаемых товарах, а для этого понадобится РНПТ. Значит перед этим (в любое время) нужно будет представить уведомление об остатках таких товаров на 8 июля 2021 года.
Скажу честно, я не понимаю, зачем присваивать РНПТ тем прослеживаемым товарам, которые я буду утилизировать. Налоговая инспекция не знала, что у меня были прослеживаемые товары, а после утилизации их нет. Зачем им сообщать о том, чего они не знали, и чего уже нет и как бы не будет? Но формально эти операции, получается, нужно сделать.
Счет-фактура на набор с прослеживаемым товаром
Также возникает вопрос: «Мы продаем набор из прослеживаемых товаров, например, „Рабочее место“, состоящее из процессора и монитора. Что показать в счете-фактуре?»
В этом случае в наименовании товаров, разъясняет ФНС, указываем наименование комплекта, например, «Рабочее место», а в графах 11-13 показываем РНПТ и количество мониторов, входящих в комплект (п.7 Письма ФНС от 12 мая 2021 г. N ЕА-4-15/6469@).
Также Минфин сообщил, что в ежемесячных счетах-фактурах на лизинговые платежи, когда в лизинг передается прослеживаемый товар, не нужно указывать данные РНПТ (Письмо Минфина от 11.08.2021 года № 27-01-22/64473). Данные о прослеживаемых товарах указываются только в счетах-фактурах на товары. На услуги эти графы не заполняются.
Прослеживаемы товары приобретает «подотчетник»
Еще на один популярный вопрос ответил Минфин. Как купить прослеживаемые товары в рознице?
Компания хочет приобрести монитор в розничном магазине и направляет своего «подотчетника» для покупки. Минфин говорит, что в этом случае, раз подотчетник идет приобретать товары для организации, ему нужно выдать доверенность, и с этой доверенностью он должен прийти в магазин и сообщить, что он представитель юрлица. В этом случае, розничный магазин обязан будет выставить вашей компании счет-фактуру на прослеживаемые товары в электронном виде.
Конечно, подотчетник может пойти без доверенности и просто купить монитор. Но Минфин говорит — это неправильно. Потому что, если он купит монитор как обычное физическое лицо, прослеживаемость монитора прекратится, магазин сообщит, что монитор реализован физлицу для личных нужд. Но это же не так. Физлицо-то купило монитор не для личных нужд, а для нужд компании. Поэтому резюме: хотите купить прослеживаемый товар, «подотчетнику» надо дать доверенность, он должен показать доверенность в магазине, и вам должны выставить электронный счет-фактуру на прослеживаемый товар.
И кстати, меня как-то спросили — а надо ли заключать договор об электронном взаимодействии с магазином?
Действительно, до 1 июля, чтобы выставлять электронные счета-фактуры мы должны были прийти к взаимному согласию с контрагентами, что будем это делать. С 1 июля в п.1 ст.169 НК РФ добавили, что согласие на электронные счета-фактуры нужно, если иное не предусмотрено ст.169 НК РФ. Поскольку при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, выставление счетов-фактур в электронном виде обязательно (п.1.1 ст.169 НК РФ), то заключать соглашение, в частности с розничным магазином о выставлении вам электронного счета-фактуры, формально не нужно, то есть это и так магазин должен сделать.
Поставщик нарушает требования по прослеживаемым товарам
Что делать, если РНПТ в счете-фактуре не указан или указан неверно или выставили счет-фактуру на прослеживаемые товары на бумаге? Таких жалоб на поставщиков немало.
Пока за несоблюдение правил по прослеживаемым товарам никаких штрафных санкций нет. Штрафы будут введены с 1 июля 2022 года и будут применяться к тем нарушениям, которые мы совершим с 1 июля 2022 года. Пока переходный период, и мы только учимся делать все правильно.
Кроме того, в Налоговом кодексе определено, если в счете-фактуре неверно указали данные по прослеживаемым товарам или даже вообще не указали, то эти ошибки не лишают покупателя права на вычет НДС по прослеживаемым товарам (п.2 ст.169 НК РФ).
Минфин РФ разъясняет, если поставщик не указал РНПТ в счете-фактуре, то покупателю нужно обратиться к нему, чтобы поставщик выставил корректный счет-фактуру (Письмо Минфина от 11.08.2021 года № 27-01-22/64473). То есть получается, что никакого, административного давления на поставщика оказать нельзя. Штрафов нет. В этом же письме Минфин указал, что, если счета-фактуры на прослеживаемые товары составляются на бумажном носителе, административной ответственности за это нет.
все победит!
Строка 5а — популярные вопросы
Что написать в строке 5а
В счете-фактуре появилась новая строка 5а. В ней отражаются реквизиты документов об отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг. Это обязательный реквизит в «отгрузочном» счете-фактуре с 1 июля. И, наверное, по этой строке больше всего задают вопросов.
В Постановлении 1137 (правила заполнения счета-фактуры), единственное, что написано — если у вас несколько отгрузочных документов, показываете их через точку с запятой. Все. То есть никаких четких рекомендаций по заполнению этой строки нет.
Понятно, если у нас одна запись в счете-фактуре, то мы напишем — порядковый номер 1, и покажем, например, реквизиты товарной накладной, если счет-фактура на товар. Если это выполненная работа, значит, реквизиты акта выполненных работ. Если у нас несколько записей в счете-фактуре, например, под номером 1 идет картофель, под номером 2 — морковь, и один отгрузочный документ, т.е. и картофель, и морковь отгружены по одной товарной накладной, то в этом случае мы напишем в строке 5а «1-2» и укажем реквизиты товарной накладной, по которой отгрузили морковь и картофель.
Единственное, что пока разъяснила ФНС (Письмо ФНС от 29 июля 2021 г. N СД-4-3/10681@): при выставлении УПД с функцией счета-фактуры в строке 5а нужно повторить реквизиты счета-фактуры, то есть номер и дату, которые указаны в строке 1.
А если ошибка?
Возникает вопрос: если в строке 5а указали неверные реквизиты или не тот документ? Ничего страшного.
Но, если вы получили счет-фактуру по старой форме, там вообще нет строки 5а, то такая ошибка (старая форма) может лишить вас права на вычет.
Также хочу отметить, ФНС обнаружила, что в электронном формате счета-фактуры в строке 5а нельзя отразить порядковый номер записи в счете-фактуре (но может конечно какие-то программисты сумели это сделать), это не предусмотрено форматом электронного счета-фактуры. ФНС говорит: ничего страшного, до внесения изменений в электронный формат выставляйте электронные счета-фактуры без указания порядкового номера в строке 5а (Письмо ФНС от 29 июля 2021 г. N СД-4-3/10681@).
«Розничный» счет-фактура
Еще вопрос. У нас розничная торговля, и мы раз в месяц или раз в квартал составляем сводный счет-фактуру на все розничные продажи и регистрируем его в книге продаж. Что указать в строке 5а?
Прежде всего отмечу, что в этом случае сводный счет-фактура — это НЕ счет-фактура, а «просто» сводный документ о продажах неплательщикам НДС, которым продавец может не выставлять счета-фактуры.
Напомню, что мы можем не выставлять счета-фактуры физическим лицам, если они с нами рассчитываются наличными и мы выдали им чек ККТ, или если у нас в договоре написано, что мы не выставляем счета-фактуры, потому что они не плательщики НДС (п.3 ст.169 НК РФ). Правда, из разъяснения ФНС и Минфина можно сделать вывод, что даже если розничные покупатели рассчитываются с нами карточкой («безналом»), достаточно выписать счет-фактуру в одном экземпляре.
Когда мы не выставляем счета-фактуры в розничной торговле, в книге продаж мы можем зарегистрировать первичный документ на отгрузку товаров, работ, услуг, или сводный документ по итогам месяца или квартала. В качестве сводного документа можно использовать счет-фактуру. Поэтому ФНС и говорит, что при составлении сводного счета-фактуры при розничной торговле в строке 5а никакие отгрузочные документы перечислять не нужно (Письмо ФНС от 24.08.2021 № 3-1-11/0122@).
Отвечу сразу на самые популярные вопросы, которые задают по строке 5а.
Что указать при выполнении СМР?
Что указать в строке 5а при выполнении СМР: КС-3 или КС-2?
Формально ни один из этих документов не будет неверным ответом. Почему? Потому что верный ответ: в строке 5а нужно указать реквизиты акта выполненных работ. Поэтому читайте условия договора. Если КС-2 в соответствии с условиями договора подряда выполняет функцию акта выполненных работ, то в строке 5а нужно указать реквизиты КС-2.
А некоторые говорят: «Знаете, что! У нас в КС-3 сводная информация, и может быть к одному счету-фактуре 20 КС-2. Как же мне их перечислять?».
Если каждый КС-2 — это в соответствии с условиями договора акт выполненных работ, то придется перечислить все 20 штук в строке 5а. Или определите договором, что работы передаются на основании акта выполненных работ, а КС-2 — это всего лишь уведомление заказчику о готовности тех работ, которые перечислены в КС-2. Тогда на 20 КС-2 вы составите один акт выполненных работ, который подпишет заказчик. И реквизиты одного акта выполненных работ вы покажете в строке 5а.
Также, кстати, задают вопрос: если мы составили акт выполненных работ, например, 29 сентября, а заказчик подпишет акт выполненных работ 5 октября и поставит эту дату в акте? Что нам указать в строке 5а?
Если речь идет действительно о работах, которые имеют материальное выражение, то работы передаются на основании акта и считаются выполненными только после того, как заказчик подпишет акт выполненных работ. Поэтому в моем примере, если заказчик подписал акт выполненных работ в октябре, налоговая база по НДС возникнет в 4 квартале (5 октября). А значит в течение пяти дней с этого события подрядчик должен выставить счет-фактуру.
А что же нам написать в строке 5а: 29 сентября или 5 октября? Как я уже сказала, четких рекомендаций нет. Надо написать реквизиты документа о выполнении работ. В ст. 169 НК РФ (пп.4 п.5 ст.169 НК РФ) написано, что в строке 5а указывают реквизиты, позволяющие идентифицировать документ об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав. Эта формулировка несколько отличается от Постановления Правительства 1137.
На мой взгляд, позволяют идентифицировать документ даты, которые указаны на этом документе. То есть в моем примере, если у нас акт выполненных работ от 29 сентября, но подписан 5 октября, то реквизиты, которые позволяют идентифицировать этот акт, это 29 сентября, то есть акт от 29 сентября.
Но, у меня и я думаю у многих слушателей есть опасения, что если счет-фактуру выставить 5 октября и зарегистрировать его в книге продаж за 4 квартал, а в строке 5а показать дату акта — 29 сентября, то мне придет требование от налогового органа о представлении пояснений. Велика вероятность, что налоговые органы, будет сверять дату в строке 5а, считая ее «датой отгрузки» с датой счета-фактуры.
Поэтому, наверное, на месте бухгалтера я бы взяла на себя ответственность и написала, что акт выполненных работ от 5 октября. Тем более что в соответствии с новым ФСБУ 27/2021 (п.8) в качестве даты составления первичного учетного документа указывается дата его подписания лицом (лицами), совершившим (совершившими) сделку, операцию и ответственным (ответственными) за ее оформление, либо лицом (лицами), ответственным (ответственными) за оформление свершившегося события. Поэтому в идеале, на мой взгляд, дата акта выполненных работ должна совпадать с датой подписания акта выполненных работ заказчиком.
Теоретически, если руководствоваться нормами гражданского законодательства, подрядчик обязан уведомить заказчика о готовности работ. Поэтому, на мой взгляд, когда вы выполнили работы, следует направить заказчику уведомление о том, что работы выполнены. И когда заказчик придет принимать работы и подпишет акт, мы поставим дату на акте и выставим счет-фактуру.
Строка 5а при аренде или лизинге
У многих есть аренда. Что указать в строке 5а при аренде (лизинге), если ежемесячные акты по аренде не составляются?
Еще раз читаем статью 169 НК РФ: в счете-фактуре должны быть указаны реквизиты, позволяющие идентифицировать документ об оказании услуг. Аренда для НДС — это услуги. Какой документ при аренде позволяет нам говорить о том, что услуги аренды оказаны? На мой взгляд, это два документа: договор аренды и акт приема-передачи арендованного имущества. Поэтому, если вы не составляете акты об оказанных услугах по аренде, на мой взгляд, в строке 5а следует указать реквизиты договора аренды и реквизиты акта приема-передачи имущества в аренду.
Некоторые считают, что строка 5а может оставаться пустой. На мой взгляд, таких вариантов формально не предусмотрено. Откройте Постановление 1137 (правила заполнения счетов-фактур), вы увидите, что в строке 5а нужно указать реквизиты документа, подтверждающего оказание услуг. И в тех строках счета-фактуры, которые мы можем оставить незаполненными, или поставить прочерк, в Постановлении 1137 прямо предусмотрена возможность проставить прочерк или оставить строки незаполненным. Поэтому, на мой взгляд, в строке 5а лучше что-то написать. Конечно, я не исключаю, что опять же, можете получить требование о представлении пояснения, почему дата «отгрузочных документов» раньше, чем дата возникновения налоговой базы. Придется пояснить, что речь идет об аренде.
При перевыставлении счета-фактуры посредником
Как комиссионеру заполнить строку 5а при перевыставлении счет-фактура в адрес комитента? Речь идет о договорах на приобретение товаров, работ и услуг.
Поскольку никаких особенностей по посредническим операциям обновленное Постановление 1137 не содержит, то, на мой взгляд, порядок прежний, Комиссионер, получив счет-фактуру от поставщика при приобретении товаров, работ и услуг для комитента, «берет» этот счет-фактуру, «меняет» в нем номер счета-фактуры, дата остается прежняя, и «меняет» в перевыставленном счете-фактуре покупателя. В первоначальном счете-фактуре покупателем был комиссионер, в перевыставленном будет покупатель. Все. Соответственно, что было в строке 5а счета-фактуры, полученного от поставщика, то и останется в перевыставленном счете-фактуре.
УПД с 1 июля
Если вы выставляете универсальный передаточный документ с функцией счет-фактуры, то с 1 июля счет-фактурная часть должна быть обновлена. Напомню, что в Постановлении 1137 говорится, что мы вправе дополнять счета-фактуры реквизитами для того, чтобы этот документ считался первичным. УПД — это счет-фактура, «обросший» реквизитами первичных документов. Четко утвержденной формы универсального передаточного документа нет. Поэтому, поскольку обновилась форма счет-фактура, то и счет-фактурная часть УПД тоже должна обновиться. Но если УПД вы выставляете только с функцией первичного документа, без функции счета-фактуры, то вы можете формировать этот УПД как угодно, главное, чтобы соответствовал реквизитам, утвержденным для первичных документов, то есть Закону о бухучете.
Корректировочные счета-фактуры
Новые реквизиты
В форме корректировочных счетов-фактур тоже произошли изменения. Появились данные о прослеживаемых товарах, появился порядковый номер записи, изменилось наименование граф.
На что здесь хочу обратить внимание?
Порядковый номер записи (графа 1) — на самом деле это не порядковый номер записи в корректировочном счете-фактуре, а порядковый номер записи в том счете-фактуре, к которому мы выставляем корректировочный.
Например, мы отгрузили товары и выставили счет-фактуру с 5-ю наименованиями товаров. А теперь, по условиям договора изменилась их стоимость или при возврате товаров нам нужно выставить корректировочный счет-фактуру. Предположим, нам возвращают товар № 4, изменилось его количество. В этом случае мы выставляем корректировочный счет-фактуру только на тот товар, стоимость или количество которого изменилось. И раз у меня изменилось количество товара № 4, то в корректировочном счете-фактуре, даже если в нем будет одна строка, я укажу в графе 1 порядковый номер «4» и запишу наименование товара, который у меня под номером 4 в отгрузочном счете-фактуре.
ФНС уже пояснила, какие ограничения есть при выставлении единых корректировочных счетов-фактур (Письмо ФНС от 17.08.2021 г. N СД-4-3/11571@).
Напомню, я могу выставлять корректировочный счет-фактуру по каждому «отгрузочному» счету-фактуре, по которому изменилась стоимость, или один корректировочный счет-фактуру на несколько отгрузочных счетов-фактур, по которым изменилась стоимость отгруженных товаров, работ и услуг.
Например, у меня есть договор, в соответствии с которым, если вы приобретете у меня в течение года товаров на миллион рублей, стоимость всех товаров будет снижена, предположим, на 10%. Я вам предоставлю так называемую ретро-скидку. Покупатель выполнил условия договора, поставщик отправил ему кредит-ноту с сообщением, что стоимость товаров теперь будет не 120 рублей, а минус 10%, 108 рублей.
Предположим, что стоимость товаров меняется по 1 тысячи счетов-фактур (была тысяча отгрузок). Я могу выставить один корректировочный счет-фактуру на эту тысячу отгрузок, но там через точку с запятой укажу реквизиты всех первичных отгрузочных счетов-фактур, по которым у меня изменяется стоимость товаров. Или я могу выставить тысячу корректировочных счетов-фактур, к каждому отгрузочному счету-фактуре.
Раньше, когда я выставляла один корректировочный счет-фактуру на тысячу отгрузочных документов, я могла в одну строку собрать товары с одинаковым наименованием и ценой. Например, я весь год отгружала гвозди по 120 рублей за килограмм. И у меня в отгрузочных счетах-фактурах были только гвозди по одной и той же цене. Я могла выставить корректировочный счет-фактуру к 1000 отгрузочным счетам-фактурам и указать в нем одной строкой «гвозди», было 120 рублей, стало 108 рублей за килограмм и вывести разницу, на которую уменьшилась стоимость гвоздей по всем отгрузочным счетам-фактурам. Теперь (с 01.07.2021 г.) так делать нельзя.
В моем примере про гвозди, даже если они отгружались по одной цене, я выставлю сводный корректировочный счет-фактуру и в нем будет 1000 строк по каждому отгрузочному документу, возможно даже повторяющихся. (например, № 1, гвозди, было 120 рублей, стало 108 рублей, во второй строке в графе № 1 опять может быть указано «1» и далее было 120, стало 108 и т.д.).
С 1 июля 2021 года в корректировочных счетах-фактурах нужно указывать страну происхождения товаров (графа 10), регистрационный номер декларации на товары если товары импортные (или РНПТ по прослеживаемым товарам), а также данные о прослеживаемых товарах. В правилах заполнения корректировочного счета-фактуры указано, что мы берем их из отгрузочных счетов-фактур. Если я сейчас выставляю корректировочный счет-фактуру на прослеживаемые товары, которые были отгружены до 8 июля, понятно, что у меня никаких РНПТ в отгрузочных счетах-фактурах не было. Значит, и в корректировочном счете-фактуре я тоже не покажу данные по прослеживаемым товарам. Вот такое правило.
Изменения формы
Бумажная форма корректировочного счета-фактуры должна состоять из 11 граф, электронная форма — из 13 граф. Здесь все то же самое, что и по обычным счетам-фактурам (п.7 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры, утв. Постановлением № 1137).
ФНС заметила (Письмо ФНС от 29.07.2021 г. N СД-4-3/10681@), что в электронной форме корректировочного счета-фактуры тоже учли не все изменения с 1 июля. В частности, в электронном формате корректировочного счета-фактуры не предусмотрено заполнение страны происхождения товара. Поэтому до внесения изменений в электронный формат, корректировочные счета-фактуры и УКД с функцией корректировочного счета-фактуры следует выставлять как есть. Соответственно, если вы получили корректировочный счет-фактуру (УКД) по импортным товарам без указания страны происхождения, ничего страшного, это не лишает вас права на вычет.
И это согласуется с п.2 ст.169 НК РФ о «несущественных ошибках».
просто аудит
Другие изменения с 1 июля 2021 года
Пробежимся по другим поправкам с 1 июля
С 1 июля применяется новый порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде (Приказ Минфина России от 05.02.2021 г. N 14н). Например, если вы выставляете счета-фактуры на прослеживаемые товары, они должны быть в незашифрованном виде. Вот такое ограничение.
С 23 июля обновлены электронные форматы журнала учета счетов-фактур, это актуально для комиссионеров, агентов, а также, формы книги покупок и книги продаж (Приказ ФНС России от 08.06.2021 N ЕД-7-26/547@).
Отчитываться за 3 квартал все налогоплательщики будут по обновленной форме декларации по НДС (утв. Приказом ФНС России от 08.06.2021 N ЕД-7-26/547@). Ничего страшного там нет, просто в форму добавили дополнительные реквизиты, которые появились в счетах-фактурах.
С 1 июля ужесточили налоговый контроль деклараций по налогу на добавленную стоимость. С 1 июля установлено, что если наша декларация по НДС не соответствует контрольным показателям, утвержденным Федеральной налоговой службой, то наша декларация не будет считаться представленной (п.5.3 и п.5.4 ст. 174 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ). Контрольные соотношения утверждены приказом ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-15/519@.
Если мы представляем декларацию по НДС, она не проходит контрольные соотношения, то налоговый орган должен сообщить нам об этом не позднее следующего дня. Понятно, что он это делает в электронной форме по ТКС. В этом случае нам дается 5 рабочих дней для того, чтобы предоставить правильно заполненную декларацию. Если мы укладываемся в эти 5 рабочих дней, то декларация считается представленной в тот день, когда мы ее представили неверно заполненной.
Это актуально, если декларация будет представлена, например, 24 октября и не пройдет контрольное соотношение. Если при повторном представлении, например, 27 октября, (уже за пределами срока) декларация пройдет контрольные соотношения, то она будет считаться представленной 24 октября — в срок.
Также, налоговые органы будут сравнивать декларации по НДС с отчетами по прослеживаемым товарам на предмет контроля за прослеживаемыми товарами (п.8.9 ст. 88 НК РФ).
С 1 июля в Налоговом кодексе установлено, что при применении льгот налогоплательщики вправе в качестве пояснений «а что это у вас за льготы?» представить в налоговую инспекции электронные реестры документов, подтверждающих льготы. Уже утверждены реестры для подтверждения льгот по НДС и по налогу на имущество (Приказ ФНС от 24.05.2021 № ЕД-7-15/513@).
Напомню, что по НДС мы могли и до 1 июля представлять электронные реестры в качестве пояснений на основании писем Федеральной налоговой службы (См., например, Письмо ФНС от 12.11.2020 г. N ЕА-4-15/18589). Но теперь мы это делаем совершенно официально.
Зачем нам эти реестры? Почему мы просто не можем представить пояснения, что у нас льготы на основании такого-то пункта статьи 149 НК РФ? ФНС разъясняла, что при представлении электронных реестров, количество истребуемых документов, подтверждающих льготы будет сильно сокращено. Т.е. для экономии времени на представление документов по льготам.
Обратите внимание! Не все операции, которые отражены в Разделе 7 декларации по НДС являются льготами.
Хочу напомнить, что в соответствии со статьей 56 НК РФ, льготы — это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. Поэтому, если освобождение от НДС могут применять все налогоплательщики, а не только, например, образовательные организации или организации инвалидов, то это не льготы.
Например, вы предоставили заем под проценты и отразили в Разделе 7 эту операцию. Налоговая требует от вас реестры, подтверждающие льготы. Вы можете культурно ответить на это требование, что ваша организация не применяет льготы в том смысле, который придается этому понятию статьей 56 НК РФ. Вы применяете освобождение, предусмотренное статьей 149 НК РФ для всех налогоплательщиков. И ссылайтесь на пункт п.14 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 г. N 33. Налоговые органы про него знают, но на практике часто запрашивают пояснения по всем операциям, не облагаемым НДС.
В таких случаях у вас есть выбор: либо вы представляете реестры и не спорите, либо вы культурно возражаете, что льготы не применяются. Безусловно, выбирать вам.
6. Узкоотраслевые изменения. Дополнен перечень продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10% (Постановление Правительства от 27.04.2021 № 656). Это касается тех, кто продает рыбную продукцию.
Изменения по НДС с 1 октября 2021 года
1. «Медицинские» изменения
С 1 октября изменяется перечень медицинских товаров, облагаемых по ставке 10% (Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 N 851), и перечень, освобождаемых от НДС (Постановление Правительства РФ от 13.07.2021 г. N 1174). Посмотрите те, кто реализует медицинское оборудование, что у вас меняется с 1 октября.
2. Изменения у налоговых агентов
С 1 октября вступят в силу изменения у налоговых агентов, которые приобретают товары, работы, услуги у иностранных лиц.
Но, чтобы понять, что именно меняется, нужно напомнить при каких условиях обязанности налогового агента возникают сейчас, если российская организация или ИП заключают договоры с иностранными контрагентами на приобретение товаров, работ и услуг. Нужно выполнение одновременно двух условий:
Условие 1. Местом реализации товаров (работ, услуг) является территория РФ (п.1 и п.2 ст.161 НК РФ). С 1 октября это условие не изменится.
Для определения места реализации товаров нужно открыть ст.147 НК РФ, по работам и услугам место реализации определяем в соответствии со ст.148 НК РФ, но если у нас контракт с налогоплательщиками из стран ЕАЭС, то смотрим Приложение № 18 к договору о ЕАЭС.
Если местом реализации в соответствии с этими нормами территория РФ не является — мы не налоговые агенты. Если определили, что место реализации — Россия, значит, смотри условие 2. Теоретически мы уже можем быть налоговыми агентами.
Условие 2. До 1 октября 2021 года обязанности налогового агента по НДС возникают, если иностранные лица не состоят на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков (п.1 ст.161 НК РФ в ред. до 01.10.2021). Исключения составляют электронные услуги, по которым иностранные организации, оказывающие электронные услуги, указанные в п.1 ст.174 НК РФ обязаны сами платить НДС в наш российский бюджет, зарегистрировавшись на сайте Федеральной налоговой службы. С 1 октября это исключение тоже не меняется.
Но, оказывается, что наш иностранец может быть зарегистрирован в налоговых органах на территории России, даже если никакой деятельности он не ведет. Если у него есть расчетный счет на территории России, он автоматически ставится на учет в налоговой инспекции по месту открытия расчетного счета. Если у него есть недвижимость или транспортное средство на территории России, он тоже регистрируется в налоговой инспекции. А уж если у него есть представительство (обособленное подразделение) на территории России, он совершенно точно стоит на учете в налоговой инспекции, и при этом не важно, с кем мы заключили договор: непосредственно с головной организацией — «иностранцем» или с его представительством в РФ. А раз так, то в этих случаях у российского покупателя нет обязанностей налогового агента по НДС, уплатить НДС должны сами иностранные лица и выставить российской организации счет-фактуру (Письма Минфина России от 11.06.2021 г. N 03-07-08/46286, от 15.06.2021 г. N 03-07-13/1/46826, от 17.09.2018 N 03-07-08/66314, Письмо ФНС России от 07.06.2013 N ЕД-4-3/10454@).
Были судебные решения (Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 № 2518-О и определение Верховного Суда РФ от 19.04.2016 № 305-КГ16-2688), когда к ответственности привлекли подразделения иностранной организации (саму иностранную организацию), за то, что оно не исчислило НДС по услугам, реализованным иностранной компанией российской организации. Причем российская организация исполнила обязанности налогового агента!
Что может получиться сейчас (до 01.10.2021)? Российская компания хочет купить у иностранной организации недвижимость, находящуюся на территории РФ. Формально сейчас российский покупатель не налоговый агент по НДС поскольку «иностранец» зарегистрирован в ИФНС по месту нахождения недвижимости. И значит, счет-фактуру на эту недвижимость российской организации должна дать иностранная компания. А она не знает, как платить НДС и как выставить счет-фактуру. Поэтому сейчас в такой ситуации выполнить предписания НК РФ очень трудно.
С 1 октября условие 2 для выполнения обязанностей налогового агента будет соблюдено не только, когда иностранные лица НЕ состоят на учете в налоговых органах, но и в случаях, когда они состоят на учете только в связи с:
- нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств;
либо
- с открытием счета в банке.
А также, если иностранная организация, состоит на учете в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений на территории Российской Федерации (за исключением осуществления реализации товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации).
То есть российская организация или ИП будет выполнять обязанности налогового агента по НДС, если иностранная компания вообще не стоит на учете в налоговой инспекции, или стоит, но только потому, что у нее есть недвижимость на территории России, транспортное средство, открыт расчетный счет, или если вы заключили договор с иностранной компанией, имеющей подразделение на территории России, но товары (работы, услуги) российским налогоплательщикам «отгружаются» НЕ через это подразделение.
Как предотвратить риски по НДС
Изменения по НДС происходят каждый квартал. И именно декларации по НДС — это пристальный объект изучения при проведении камеральных проверок. На этом и происходит большинство доначислений. Налоговая нагрузка растет, налоговый контроль усиливается.
Поэтому хочется себя оградить от ненужных споров и нервов.
Как это сделать?
Я понимаю, что у большинства компаний, которые проводят обязательный аудит, уже есть свои аудиторы, к которым они, возможно, привыкли, и трудно, наверное, что-то менять. Но если вы чувствуете, что от аудита хотите получить больше, чем формальное аудиторское заключение о том, что ваша бухгалтерская отчетность достоверна, проведите действительно полезный аудит по индивидуальному техническому заданию или системно комплексный аудит.
Это стоит сделать, если вы хотите получить оцифровку налоговых рисков, чтобы понимать возможный «масштаб бедствия» и как эти риски можно устранить, а не только проверку налогового учета, постольку поскольку ошибки в налогах могут существенно повлиять на бухгалтерскую отчетность. А возможно, вы хотите узнать, есть ли у вашей компании какие-то налоговые резервы. Очень часто бывает, что компании переплачивают налоги. Иногда просто потому, что нет поддержки у бухгалтера (даже самый квалифицированный бухгалтер иногда сомневается, а все ли в учете безупречно). Системный комплексный аудит со страховкой от налоговых претензий — это аудит с углубленной проверкой налогового учета. Если вы следуете рекомендациям аудиторов, и вдруг налоговая инспекция что-то доначисляет по проверенному периоду, наши юристы на вашей защите в течение 3 лет. Например, проверили 2021 год — значит мы отвечаем за ошибки 2021 года 3 года после проверки. И если отбить доначисления не удастся, компания «Ингосстрах» компенсирует штрафы и пени.
Кстати, даже если вы проводите аудит не в нашей компании, хочу посоветовать начать проведение первого этапа аудита уже сейчас. Практика показывает, что аудит в два этапа, позволяет сразу корректировать отчетность, исправлять ошибки, не накапливать их до конца года, и позволяет высвободить время в отчетный горячий период март-апрель, когда все хотят проводить обязательный аудит. Сейчас есть время забронировать тех аудиторов, которых вы хотите, и в то время, когда вы хотите. Если вы обратитесь в нашу компанию, то сейчас у нас шикарные скидки — 15% при проведении аудита до января 2022 года. И к этому аудиту дополнительные бонусы — и часы консалтинга, и горячая линия налоговых юристов, помощь в применении новых ФСБУ, а их немало и еще много полезных дополнений.
Также мы выдаем сертификаты, что очень пользуется популярностью у главбухов и финдиров. В именном сертификате будет указано, что вы возглавляли финансовую службу такой-то компании, которая прошла аудит за такой-то год и получила положительное аудиторское заключение. По мнению главбухов, сертификат может пригодится при трудоустройстве — это дополнительный плюс к резюме и подтверждение вашей квалификации.
на проведение аудита
до 31.01.2022 г.