Нужен ли сотруднику иностранцу ИНН?

31 октября 2017
В нашей организации работают иностранные граждане, которые прибыли из визовых стран. В своей стране они имеют аналог ИНН и отказываются его получать в нашей стране. На основании какого закона мы должны обязать их получить ИНН?

Согласно п. 7 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», после принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налоговом органе данного иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.

В случае отсутствия указанных сведений федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания и в налоговый орган по месту своего нахождения. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем постановки на учет иностранного гражданина, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Таким образом, факт не обращения иностранного работника в налоговый орган за получением ИНН не свидетельствует о его не присвоении.

Обоснование

Пунктом 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ установлено, что каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика. При этом налогоплательщиками признаются, в том числе физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ч. 1 ст. 19 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ физическими лицами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Сведения миграционная служба должна получать у налогового органа самостоятельно. Исходя из абз. 4 п. 7 ст. 84 НК РФ порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с п. 9 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденного Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ (далее — Порядок), ИНН физическому лицу присваивается при впервые осуществляемых действиях по постановке на учет в налоговом органе:

  1. По месту жительства;
  2. По месту пребывания (при отсутствии места жительства физического лица на территории Российской Федерации);
  3. По месту нахождения недвижимого имущества или транспортного средства (при отсутствии у физического лица места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации).

ИНН используется налоговым органом в качестве номера учетного дела организации или физического лица (п. 12 Порядка).

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания. Приказом Минфина России от 21.10.2010 N 129н утверждены Особенности учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями (далее — Особенности).

Исходя из положений п. 1 Особенностей иностранные граждане, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в РФ органами, указанными в п. 3 ст. 85 НК РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах. Место проживания иностранного гражданина в РФ приравнивается к его месту жительства в РФ.

В соответствии с п. 4 Особенностей постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина по месту жительства, в отношении которого получены сведения о факте регистрации по месту жительства и не состоящего на учете в этом налоговом органе, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных органами, указанными в п. 3 ст. 85 НК РФ. Постановка на учет в налоговом органе иностранного работника, в отношении которого получены сведения о факте постановки на учет по месту пребывания и не состоящего на учете в этом налоговом органе, осуществляется налоговым органом также на основании сведений, сообщенных органами, указанными в п. 3 ст. 85 НК РФ.

Согласно нормам п. 3 ст. 85 НК РФ обязанность сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранного работника возложена на органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания). Указанную обязанность они должны выполнить в течение 10 дней после дня регистрации физических лиц (постановки на миграционный учет иностранного работника).

В соответствии с п. п. 4, 5 Особенностей в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом с уведомлением о вручении) иностранному гражданину уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ. При этом датой постановки на учет в налоговом органе иностранного гражданина будет являться дата регистрации иностранного гражданина по месту жительства (дата постановки на учет по месту пребывания).

Кроме того, иностранный гражданин, не имеющий ИНН и не состоящий на учете в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания), вправе самостоятельно обратиться в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) с заявлением о постановке на учет в налоговом органе (п. 11 Особенностей).

Персональная письменная консультация
Наталья Игуш
аудит, due diligence
Виктория Варламова
Налоговый консалтинг
Вадим Чимидов
Досудебные и судебные налоговые споры
Татьяна Тарасова
Зарплата, НДФЛ, соцвзносы, кадровый аудит
Кирилл Неймарк
Налоговое планирование, налоговый консалтинг
Сергей Худяков
Гражданско-правовые и корпоративные споры
Кира Трунтаева
Возмещение НДС представительство в судах
Виталий Цапков
Налоговые проверки, возврат переплаты по налогам
Наталья Наталюк
Налоговые проверки и оспаривание их решений
Ольга Новикова
Консультирование по бухучету и налогам
Любовь Резникова
Учет, аудит и трансформация по МСФО, управленческая отчетность
Анна Козлова
аудит, консалтинг по бухучету и налогам
Михаил Болдин
аудит, консультирование по налогообложению и бухучету
Наталья Сапко
Аудит, методология и автоматизация учета
Наталья
Игуш
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Виктория
Варламова
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Вадим
Чимидов
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Татьяна
Тарасова
Кирилл
Неймарк
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Сергей
Худяков
Кира
Трунтаева
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Виталий
Цапков
Наталья
Наталюк
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Ольга
Новикова
Любовь
Резникова
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Статьи
02 октября 2018
Как пройти аудит по МСФО?
Анна
Козлова
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Михаил
Болдин
Публикации и мероприятия с участием эксперта
Наталья
Сапко
100%конфиденциально
15 500консультаций провели
100 000ошибок исправили
45экспертов-практиков
Тест для бухгалтера: знаете ли Вы о возможных рисках?
Пройти тест