Пересмотрена форма РСВ-1 ПФР
Обновлена форма расчета по страховым взносам на ОПС и ОМС плательщиков, производящих вознаграждения физлицам (форма РСВ-1 ПФР). Приведен порядок ее заполнения.
Это вызвано изменением с 1 января 2013 г. системы тарифов страховых взносов на ОПС.
Так, в разделе 1 формы появились графы для отражения взносов по дополнительному тарифу.
Речь идет о взносах по ставкам 2% и 4% за работников, занятых на вредном производстве и имеющих право на досрочную пенсию. Дополнительные взносы рассчитываются в 2 специальных таблицах. В них приводятся количество работников, за которых они начислены, общие выплаты им и необлагаемые суммы. Все это нужно показывать отдельно за каждый из 3 последних месяцев и в сумме за весь отчетный период.
Появилась строка 121, по которой отражаются доначисления с сумм, превышающих предельную базу.
В разделе 2 отдельно указывается база для начисления страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Добавлен раздел 2.1, в котором отражается расчет дополнительных взносов. А в разделе 4 появились графы, в которых приводятся доначисления по дополнительным тарифам.
В раздел, где считают взносы по конкретному тарифу, ранее вносили только количество работников, по которым выплаты превысили облагаемый лимит. Теперь надо указывать и общее число сотрудников, за которых начислены взносы. Приказ применяется начиная с представления расчета за I квартал 2013 г.
Первичные учетные документы: разъяснения Роструда
В Письме Федеральной службы по труду и занятости от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1 даны разъяснения об оформлении первичных документов.
Роструд считает, что с 1 января 2013 г. негосударственные организации вправе пользоваться формами первичных учетных документов (в том числе формой Т-2), разработанными ими самостоятельно. При этом каждый такой документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные новым Законом о бухучете.
По информации Минфина, с 1 января 2013 г. унифицированные формы первичных учетных документов, содержащиеся в соответствующих альбомах, необязательны к применению. Вместе с тем по-прежнему должны использоваться формы названных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами и на их основании (например, кассовые документы).
Экспорт товаров из России: как платить НДС, если покупатель иностранная организация, а грузополучатель находится в Белоруссии?
Финансисты в Письме Минфина России от 01.03.2013 N 03-07-08/6170 разъяснили порядок уплаты НДС при экспорте товаров по договору, заключенному российской организацией с иностранным лицом, расположенным за пределами Таможенного союза, в соответствии с которым грузополучателем является налогоплательщик Республики Беларусь.
Российская организация заключила договор об экспорте товаров с иностранным лицом, не являющимся налогоплательщиком государства - члена ТС. При этом грузополучатель - налогоплательщик Белоруссии. По данной ситуации разъяснено следующее.
При экспорте товаров из России в страны ТС налогоплательщик-экспортер может применить нулевую ставку НДС. Для этого нужно представить в налоговые органы соответствующие документы (в частности, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов). НДС взимается налоговым органом Белоруссии по месту постановки на учет собственника товаров.
Таким образом, в рассматриваемом случае нулевая ставка применяется российской организацией, если НДС уплачивается при ввозе товаров в Белоруссию иностранным лицом, состоящим на учете в Белоруссии.
Если при ввозе товаров НДС не вносится, а упомянутое выше заявление не составляется, то нулевая ставка НДС не применяется отечественным юрлицом при реализации товаров, вывозимых из России в Белоруссию, иностранному лицу, не являющемуся налогоплательщиком страны ТС.
При реализации продукции, облагаемой налогом по ставкам 0% и 18% нужно вести раздельный учет входного НДС
Минфин России в Письме от 26.02.2013 N 03-07-08/5471 еще раз прокоментировал порядок налоговых вычетов НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций по реализации товаров, облагаемых НДС по ставкам 0 и 18 %.
Такие налогоплательщики не освобождены от раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным в этих операциях, в тех налоговых периодах, когда доля расходов на производство и реализацию продукции, облагаемой по нулевой ставке, не превышает 5% общей величины затрат. Им необходимо вести раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), использованным для производства и реализации.
Об уведомлении налоговиков о контролируемых сделках
В Письме Минфина России от 25.01.2013 N 03-01-18/1-14 разъяснен порядок представления уведомлений о контролируемых сделках, совершенных в календарном году.
Плательщики налога на прибыль обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Это делается в срок не позднее 20 мая года, следующего за тем, в котором совершены такие сделки.
Разъяснено, что все сделки отражаются в одном уведомлении. НК РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение указанного срока и подачу уведомления с недостоверными сведениями.
НДФЛ: если организация заключила с физлицом гражданско-правовой договор...
В Письме Минфина России от 28.12.2012 N 03-04-05/10-1452 разъяснено налогообложение доходов физических лиц от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера.
Разъясняется, что организация заключившая с физлицом договор на выполнение работ (оказание услуг) признается налоговым агентом по НДФЛ в отношении вознаграждения, выплачиваемого гражданину по такому договору.
Если последний обязывает физлицо уплачивать налог самостоятельно, то такие условия договора ничтожны. Чтобы получить профессиональный вычет по НДФЛ, гражданин должен обратиться с соответствующим заявлением к налоговому агенту.
Чем грозит непредставление налоговых документов?
Федеральная налоговая служба в Письме от 18.12.2012 N АС-4-2/21574 дала разъяснения о штрафных санкциях за не предоставление в налоговый орган деклараций и иных документов.
Согласно НК РФ непредставление в установленный срок налоговой декларации наказывается штрафом. Он составляет 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей внесению на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее подачи, но не более 30% и не менее 1 000 руб.
Непредставление в установленный срок в налоговый орган иных документов и сведений штрафуется в сумме 200 руб. за каждый неподанный материал.
Нарушение установленных сроков представления налоговой декларации влечет согласно КоАП РФ предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 300 руб. до 500 руб. Также КоАП РФ предусматривает штраф за непредставление в установленный срок либо отказ от подачи в налоговые, таможенные органы документов и (или) иных сведений, необходимых для проведения налогового контроля, а равно представление информации в неполном объеме или в искаженном виде.
Санкция для граждан составляет от 100 руб. до 300 руб., для должностных лиц - от 300 руб. до 500 руб. При этом следует учитывать положение НК РФ, из которого следует, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Почему Кипр исключен из перечня офшорных зон?
В Письме Минфина России от 28.12.2012 N 03-08-05/1 разъяснено, что в 2012 году ратифицирован Протокол от 2010 г. о внесении изменений в российско-кипрское Соглашение об избежании двойного налогообложения от 1998 г. В связи с этим Кипр исключен из перечня офшорных зон.
Протокол вступил в силу 02.04.2012 и применяется с 01.01.2013, т. е. с той же даты, когда начал действовать приказ Минфина России от 2012 г. об исключении Кипра из перечня.
Протокол, в частности, содержит обновленную статью "Обмен информацией", которая призвана повысить эффективность обмена сведениями между налоговыми органами России и Кипра с целью улучшить качество налогового администрирования и контроля. Чтобы пресечь злоупотребление положениями соглашения, добавлена статья "Ограничение льгот".
Подтверждение налогового резидентства в рамках российско-белорусского Соглашения об избежании двойного налогообложения: разъяснение Министерства по налогам и сборам Беларуси
Разъяснения доведены до налогоплательщиков Письмом ФНС от 05.03.2013 N Н-4-13/3634@.
Вопросы, касающиеся применения и толкования соглашения, а также обмена информацией и взаимосогласительной процедуры, входят в компетенцию управления международного налогового сотрудничества Министерства. Подписывать письма по обмену информацией и взаимосогласительной процедуре уполномочены Министр по налогам и сборам, его первый заместитель и 3 заместителя.
Кроме того, с 2004 г. обмениваться информацией могут и региональные налоговые органы России и Белоруссии. Соответственно, письма по обмену данными вправе подписывать начальники областных инспекций МНС и их заместители. Подтверждать постоянное местопребывание резидентов Беларуси вправе инспекции Министерства по месту регистрации юрлица (проживания физлица).
Справки о постоянном местонахождении (сертификаты налогового резидентства) лиц в Белоруссии составляются по формам, установленным в Республике либо в иностранном государстве. Они заверяются начальником (его заместителем) инспекции Министерства по городу (району) по месту нахождения организации (проживания физлица). На справке проставляется гербовая печать с наименованием инспекции.
Сумму удержанного и перечисленного в бюджет Беларуси налога на доходы иностранной организации/подоходного налога с физлиц подтверждает справка установленной формы, выдаваемая инспекцией, которая приняла соответствующую налоговую декларацию (расчет).
Прилагаются формы вышеупомянутых справок, а также образцы заявления о неудержании налога или удержании налога на доходы иностранной организации по пониженным ставкам и о возврате (зачете) этого налога.
Контролируемые сделки: на чем акцентирует внимание Минфин России?
Разъяснения посвящены контролируемым сделкам. В частности, обращено внимание на следующее. Налогоплательщики уведомляют налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Это должно быть исполнено лицом, на которое возложена обязанность уплачивать налоги.
Некоторые сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним в календарном году превышает значение определенного суммового критерия.
Сумма доходов определяется путем сложения поступлений по таким сделкам с 1 лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных для налогообложения прибыли.
Уделено внимание договорам комиссии (в т. ч. аналогичным), займа, кредита, передачи или предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Так, комиссионер, принципал или иной поверенный в соответствии с условиями заключенных договоров учитывает в составе доходов комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
По мнению Минфина, в качестве цены, примененной в сделке, для договоров займа и кредита выступает уровень ставки процентов. Для договоров по передаче или предоставлению в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности - уровень ставки лицензионного платежа (включая роялти) в процентах от установленного показателя (выручки, прибыли и т. п.) или иное вознаграждение (в зависимости от условий договора).
Оформляем личную карточку работника
В Письме Федеральной службы по труду и занятости от 23.01.2013 N ПГ/10659-6-1 разъяснено, как заполняется личная карточка работника (форма N Т-2).
Кадровик оформляет ее на лиц, взятых на работу, на основании приказа (распоряжения) о приеме на работу, паспорта (иного документа, удостоверяющего личность), сведений, сообщенных о себе работником.
В п. 10 раздела 1 карточки (сведения о составе семьи) приводятся те данные о родственниках работника, которые он по своему желанию может предоставить. В п. 6 раздела 2 (сведения о воинском учете) указывается наименование военкомата по месту жительства.
Раздел 2 заполняется на основании документов воинского учета, представленных работником.
Также Роструд обращает внимание, что согласно новому Закону о бухучете формы первичных учетных документов утверждаются руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, отвечающего за бухучет. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством.
Таким образом, с 1 января 2013 г. негосударственные организации вправе пользоваться формами первичных учетных документов (в т. ч. формой Т-2), разработанными ими самостоятельно.
Надеемся, что приведенная в обзоре выдержка из документов будет Вам интересна и полезна.