Содержание
Отдельные особенности размещения интернет-рекламы
Рассылка рекламных сообщений
Рассылка рекламных сообщений по электронной почте, через мессенджеры или по иным интернет-каналам, разрешена только при наличии предварительного и явного согласия адресата на получение таких сообщений (ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, Закона об информации, п. 35 ст. 2 Закона о связи). Аналогичная позиция подтверждается судебной практикой (см., например, Решение Кировского УФАС России от 07.09.2020 № 043/05/18-733/2020).
ФАС РФ относит email-рассылки к рекламной деятельности, руководствуясь тем, что ключевым признаком рекламы является распространение информации, направленной на продвижение товаров или услуг, даже если такая информация адресована конкретной группе потенциальных покупателей товаров или услуг. Согласно позиции регулятора, факт персонализации сообщений (например, указание имени получателя) не исключает квалификацию рассылки как рекламы, поскольку ее содержание ориентировано на привлечение интереса к объекту продвижения, независимо от способа доставки.
Судебная практика подтверждает данный подход. Так, Второй ААС в Постановлении от 02.03.2023 № 02АП-22/23 по делу № А82-9705/2022 указал, что адресная направленность рассылки не отменяет ее рекламный характер, если контент соответствует целям продвижения. Аналогичная позиция отражена в Постановлении Девятого ААС № 09АП-23057/22 от 07.07.2022 по делу № А40-252571/2021, где подчеркнуто, что критерием рекламы остается её ориентированность на неопределенный или выделенный круг потребителей. Если информация отвечает признакам рекламы и имея некую целевую аудиторию (например, клиенты компании, зрители телеканала, прохожие определенной территории), формирует интерес у неопределенного круга лиц, соответственно, выходит за пределы своей целевой аудитории, такая информация является рекламой и подпадает под регулирование о рекламе.
Ответственность за подтверждение факта получения согласия лежит на рекламодателе или распространителе. Согласие должно быть оформлено так, чтобы:
- однозначно идентифицировать лицо (адресата), предоставившее разрешение;
- подтвердить его добровольное волеизъявление на взаимодействие с конкретным отправителем рекламы.
Важно отметить, что согласие на получение справочных данных (курсы валют, прогноз погоды и т.п.) не может рассматриваться как разрешение на рекламную рассылку. Это прямо указано в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58.
Особенности распространения социальной интернет-рекламы
Социальная реклама — это информация, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства, адресованная неопределенному кругу лиц и распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств ( Закона о рекламе).
Согласно Закона о рекламе, заказывать производство и размещение социальной рекламы могут органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, не входящие в структуру органов местного самоуправления.
Согласно общим требованиям, социальная реклама не должна содержать (ч. 4 ст. 10 Закона о рекламе):
- указания на конкретные марки, модели или артикулы товаров;
- упоминания товарных знаков, знаков обслуживания и иных средств индивидуализации;
- ссылки на физических или юридических лиц.
Из указанного запрета предусмотрены следующие исключения (, Закона о рекламе):
- Для социальной интернет-рекламы. При ее размещении в сети Интернет в ней обязательно указывать сведения, предусмотренные Закона о рекламе.
- В социальной рекламе разрешено упоминать:
- органы государственной власти, иные госструктуры, органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, не входящие в структуру органов местного самоуправления;
- информацию о спонсорах (с соблюдением ограничений по длительности или объёму, установленных ч. 6 ст. 10 Закона);
- социально ориентированные НКО, если реклама связана с их деятельностью, направленной на благотворительность или общественное благо;
- физических лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации или требующих лечения, если реклама призывает к оказанию им помощи.
В случае распространения социальной рекламы, ориентированной на аудиторию в РФ, рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем обязаны передавать данные о её размещении в Роскомнадзор через оператора рекламных данных. Это требование распространяется на (, Закона о рекламе):
- Операторов платформ для публикации объявлений и агрегаторов информации о товарах/услугах, если их сервисы ежесуточно посещают свыше 200 000 пользователей из России.
- Рекламных распространителей, использующих собственные интернет-ресурсы (сайты, программы, информационные системы) для показа рекламы российской аудитории, при условии аналогичного суточного трафика.
Процедура передачи сведений идентична правилам, установленным для интернет-рекламы.
Оператором социальной рекламы может быть определена некоммерческая организация, соответствующая в совокупности следующим требованиям:
- некоммерческая организация не основана на членстве;
- в состав учредителей некоммерческой организации не входят иностранные граждане, иностранные организации или международные организации.
Социальная реклама подлежит:
- обязательной идентификации ( Закона о рекламе).
- обязательной маркировке. В ней должны быть указаны: фраза «социальная реклама», наименование рекламодателя и ссылка на его онлайн-ресурс ( Закона о рекламе).
Исключением являются сайты, зарегистрированные как СМИ, теле- и радиоканалы ( Закона о рекламе).
Специальные требования к субъектам, распространяющим социальную рекламу в интернете
Отдельные категории рекламных распространителей и агрегаторов информации о товарах/услугах обязаны выполнять дополнительные требования при работе с социальной рекламой. Согласно Закона о рекламе, дополнительные обязательства распространяются на:
- Владельцев сервисов размещения объявлений и агрегаторов информации о товарах (услугах), если их сервисы ежесуточно посещают более 200 000 пользователей из РФ.
- Рекламораспространителей, отвечающих следующим критериям:
- используют собственные ресурсы (сайты, программы, информационные системы) для продвижения рекламы на российскую аудиторию;
- имеют суточный трафик на этих ресурсах свыше 200 000 пользователей из РФ.
Для указанных субъектов предусмотрены следующие дополнительные обязанности (ч. 3.13 ст. 10 Закона о рекламе):
1. Передавать оператору социальной рекламы прогнозные объёмы её распространения в интернете и/или следующие данные для формирования прогноза:
- объем, способы, формы и средства распространения рекламы на их ресурсах;
- количество пользователей сервисов/агрегаторов.
Сроки, форматы и требования к информации регулируются Приказом Минцифры от 06.09.2021 № 924.
2. Бесплатно распространять на своих ресурсах социальную рекламу, полученную от оператора социальной рекламы в рамках заключенного с ним договора, в пределах объёма, установленного ч. 3.1 ст. 10 Закона о рекламе.
Для агрегаторов информации о товарах/услугах с аудиторией от 200 000 пользователей/сутки предусмотрено обязательное внедрение утверждённых Роскомнадзором электронных программ для подсчета аудитории ( Закона о рекламе).
Запреты и ограничения
Запрет рекламы определенных товаров
Закон о рекламе содержит перечень товаров (услуг), которые запрещено рекламировать везде, включая интернет ( Закона о рекламе). Нарушение запрета может повлечь административную ответственность ( КоАП РФ) с штрафами до 500 тыс. рублей для юридических лиц.
Не допускается реклама следующих товаров и услуг:
- Товары, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством РФ.
- Наркотики и психотропные вещества.
- Взрывчатые вещества и материалы, за исключением пиротехнических изделий.
- Органы и (или) ткани человека в качестве объектов купли-продажи.
- Товары, подлежащие государственной регистрации, сертификации, требующие получения лицензий/разрешений на их реализацию, в случае отсутствия такой регистрации, сертификации и др.
- Табак, никотин и кальяны.
- Медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности.
- Услуги по написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.
- Реклама иностранных лиц, осуществляющих деятельность в Интернете на территории России, и (или) их информационных ресурсов в качестве объектов рекламирования, направленная на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории России, в случае принятия Роскомнадзором решения о запрете на распространение такой рекламы и включения информации о таком решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в Интернете на территории РФ, в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2021 № 236-ФЗ.
- Информационные ресурсы иностранных агентов.
- Цифровая валюта, а также товары (работы, услуги) в целях организации обращения и (или) обращения цифровой валюты.
- Цифровые финансовые активы, указанные в ч. 1.1 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Общие запреты и ограничения
Что касается остальных товаров и услуг, отсутствующих в данном перечне, то к их рекламе установлены определенные требования и ограничения по содержанию, месту размещению. Общие требования к рекламе содержатся в Закона о рекламе. В соответствии с данной нормой реклама должна быть добросовестной и достоверной.
Реклама считается недобросовестной, если:
- Содержит некорректные сравнения товаров с продукцией конкурентов.
- Порочит честь, достоинство иди деловую репутацию физических или юридических лиц, включая конкурентов.
- Маскирует запрещенную рекламу под видом разрешенной, используя схожие товарные знаки или имитируя продвижение другого продукта.
- Нарушает антимонопольное законодательство, например, распространяются ложные сведения о конкурентах.
Реклама признается недостоверной, если размещенная в ней информация (о качестве, составе, ценах, скидках, результатах исследований и т.п.) не соответствует фактическим обстоятельствам. Например, если шампунь рекламируют как «единственный, одобренный врачами», но это не подтверждено соответствующими документами. Или если в рекламе говорится, что данный товар «лучший», «первый», «номер один», но не приводится конкретный критерий, по которому проводится сравнение и который имеет объективное подтверждение, рекламу могут признать недостоверной (п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58).
Установлены определенные запреты и ограничения к содержанию рекламы, в частности, реклама не должна:
- пропагандировать насилие, противоправные действия или жестокость;
- копировать дорожные знаки, создавая угрозу безопасности движения;
- формировать негатив к людям, которые не пользуются товаром («Только неудачники не берут наш кредит!»);
- содержать порнографию, пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, смены пола или педофилии.
В рекламе не допускается:
- использовать иностранные слова и выражения, что может искажать смысл информации, создавая путаницу у потребителей;
- демонстрировать курение, употребление алкоголя или никотинсодержащей продукции;
- использовать образы медицинских работников, кроме рекламы медицинских услуг, распространяемой среди медицинских работников или на профильных мероприятиях;
- указывать на «лечебный эффект», если товар не является лекарством или медицинским изделием;
- использовать бранные слова, оскорбительные сравнения или образы, затрагивающие пол, расу, национальность, религию, культуру и т.п.;
- распространять скрытую рекламу, способной оказать воздействие на подсознание (например, двойная звукозапись в видео).
Запрещается размещать рекламу в определенных местах, в частности:
- в учебных материалах для детей (учебники, тетради);
- на платежках за ЖКУ (допустима только в виде социальных или справочных сообщений);
- на информационном ресурсе иностранного агента;
Помимо общих правил, Закон о рекламе предусматривает дополнительные ограничения для продвижения отдельных категорий товаров. В случае с лекарственными препаратами, например, запрещено:
- ориентировать маркетинговые сообщения на аудиторию младше 18 лет;
- использовать примеры реальных случаев исцеления или улучшения здоровья после приема препарата;
- включать благодарственные высказывания от пациентов;
- формировать у людей без медицинских показаний ложное убеждение в необходимости приема рекламируемого средства.
Кроме того, недопустимы сравнения, подчеркивающие превосходство конкретного препарата над аналогами без научного обоснования, а также утверждения, гарантирующие абсолютную безопасность и отсутствие побочных эффектов. Эти меры направлены на минимизацию рисков некорректного влияния на потребителей и предотвращение манипуляций при выборе медицинских продуктов.
Запреты и ограничения на рекламу в сети Интернет
Существуют также определенные запреты и ограничения, распространяющиеся исключительно на рекламу в сети Интернет:
- В сети Интернет запрещено рекламировать алкогольную продукцию ( Закона о рекламе). Запрет распространяется на рекламу через мобильные приложения, а также на сайтах, зарегистрированных в качестве СМИ (сетевых изданий) (, Письма ФАС России от 25.09.2019 № АК/83509/19).
- Реклама основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах (тотализаторах) допускается только на определенных сайтах. Например, разрешена реклама игр в букмекерских конторах на сайтах, которые зарегистрированы в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера, игр в тотализаторах — на официальных сайтах общероссийской и региональных федераций конного спорта (, Закона о рекламе).
- Реклама для российской аудитории на иностранных интернет-ресурсах может быть запрещена, если Роскомнадзор включил их в специальный перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети Интернет на территории РФ (ч. 10.4. ст. 5 Закона о рекламе).
- Любая реклама запрещена на информационных ресурсах иностранного агента (ч. 10.5. ст. 5 Закона о рекламе).
- апрещена реклама на персональных станицах в соцсетях, аудитория каждой из которых составляет более 10 тыс. пользователей и сведения о которой не включены в перечень персональных страниц, который ведет Роскомнадзор (ч. 10.6. ст. 5 Закона о рекламе).
Ответственность за нарушения в сфере интернет-рекламы
Нарушение законодательства о рекламе может повлечь ответственность в соответствии с гражданским законодательством, законодательством об административных правонарушениях, а также иные меры ответственности (, , Закона о рекламе).
Административная ответственность
РФ (КоАП РФ) содержит ряд составов, предусматривающих ответственность за нарушения требований законодательства в сфере рекламы, в частности:
- нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3.);
- нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов (ч. 4 ст. 14.3.1.);
- нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции (ст. 14.37.);
- размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах (ст. 14.38.);
- нарушение сроков хранения рекламных материалов (ст. 19.31).
Основной статьей является статья 14.3 КоАП РФ, которая состоит из 17 частей, предусматривающих ответственность за различные правонарушения в области рекламы. Часть 1 данной статьи содержит общий состав правонарушения, предусматривающий ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя за нарушения законодательства о рекламе, которые не подпадают под специальные составы, закрепленные в других нормах Кодекса, а именно в ч. ч. 2 — 17 ст. 14.3 КоАП РФ, ч. 4 ст. 14.3.1, ст. ст. 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ. Часть 1 предусматривает штрафы в следующих размерах:
- на граждан — от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб.;
- на должностных лиц — от 4 тыс. до 20 тыс. руб.;
- на юрлиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
КоАП РФ устанавливают административную ответственность за отдельные нарушение требований к рекламе и включают новые составы административных правонарушений в связи с введением обязательной маркировки интернет-рекламы. Так, с 1 сентября 2023 г. вступили в силу следующие части данной статьи, предусматривающие ответственность за следующие нарушения требований в отношении интернет-рекламы:
1) Непредоставление рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламной системы информации об интернет-рекламе в Роскомнадзор влечет ответственность по КоАП РФ в виде штрафа:
- на граждан — от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;
- на должностных лиц — от 30 тыс. до 100 тыс. руб.;
- на юрлиц — от 200 тыс. до 500 тыс. руб.
2) Распространение интернет-рекламы без идентификатора либо нарушение требований к его размещению влечет ответственность по ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа:
- на граждан — от 30 тыс. до 100 тыс. руб.;
- на должностных лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб.;
- на юрлиц — от 200 тыс. до 500 тыс. руб.
3) Непредоставление оператором рекламных данных предоставленной ему информации об интернет-рекламе в Роскомнадзор влечет ответственность по ч. 17 ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа:
- на должностных лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб.;
- на юрлиц — от 300 тыс. до 700 тыс. руб.
В настоящее время статья 14.3 КоАП РФ широко применяется контролирующими органами в отношении лиц, допускающих нарушения установленных требований к интернет-рекламе. С нарушителей взыскиваются штрафы за непредставление или несвоевременное предоставление в Роскомнадзор сведений об интернет-рекламе, отсутствие идентификатора в размещенной рекламе.
Например, Роскомнадзором в порядке административного производства рассмотрено дело в отношении ООО, которое разместило рекламный материал в соцсети «ВКонтакте». Рекламный материал был с пометкой «Реклама» и содержал идентификатор. Однако ООО не предоставило вовремя информацию о средствах распространения рекламы и объемах показов в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), как требует закон. Роскомнадзор установил нарушение частей 3 и 5 ст. 18.1 Закона о рекламе, сроки предоставления информации были пропущены. Компания пыталась оправдаться техническими проблемами и загруженностью сотрудников, но эти доводы были отклонены, так как обязанность предоставления информации безусловна и не ставится в зависимость от действий или бездействия третьих лиц. ООО было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 15 ст. 14.3 КоАП РФ. Учитывая, что ООО микропредприятие и есть смягчающие обстоятельства (прекратило нарушение), штраф назначен в размере половины минимального размера — 100 тыс. рублей (Постановление Роскомнадзора от 22.08.2024).
В другом деле Роскомнадзор привлек к административной ответственности ООО, которое не предоставило информацию о рекламе, размещенной в Telegram, в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) в установленный срок. Рекламный материал был размещен 19.10.2023, а данные за ноябрь и декабрь 2023 года не были отправлены вовремя. Контролирующий орган выявил нарушение через сверку данных. Общество пыталось оправдаться договором с физическим лицом, но это не было принято во внимание, так как ответственность лежит на рекламораспространителе. В итоге Общество было привлечено к административной ответственности за нарушение требований ч. 3 ст. 18.1 ФЗ «О рекламе» и п. 10 Правил взаимодействия, взыскан штраф в размере 200 тыс. руб. по ч. 15 ст. 14.3 КоАП РФ (Постановление Роскомнадзора от 04.04.2024).
Организации и физические лица привлекаются к ответственности и за распространение интернет-рекламы без идентификатора. Так, физическое лицо разместило в социальной сети ВКонтакте пост, рекламирующий услуги провайдера. Реклама не содержала идентификатора, а информация о ней отсутствовала в ЕРИР. Роскомнадзор признал данный пост рекламой (по заключению УФАС), поскольку он адресован неопределенному кругу лиц, продвигает услуги провайдера. Отсутствие идентификатора рекламы в ЕРИР подтверждено актом осмотра. За распространение рекламы в интернете без идентификатора физическое лицо привлечено к ответственности по ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ, наложен штраф 30 тыс. руб. (Постановление Роскомнадзора от 07.08.2024). Размещение рекламы в мессенджерах (например, Telegram) без идентификатора также влечет административную ответственность по ч. 16 ст. 14.3. КоАП РФ (Постановление Роскомнадзора от 21.03.2024).
Гражданско-правовая ответственность
Нарушение законодательства о рекламе может повлечь не только административную, но и гражданско-правовую ответственность. Согласно Закона о рекламе, лица, чьи права или интересы нарушены ненадлежащей рекламой, вправе обратиться в суд с требованиями:
- о возмещении убытков (включая упущенную выгоду);
- о компенсации вреда здоровью или имуществу;
- о компенсации морального вреда;
- о публичном опровержении (контрреклама).
Кроме того, в суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя может обратиться ФАС России. Для этого должно быть принято решение антимонопольного органа о признании рекламы недостоверной и выдано предписание о прекращении распространения недостоверной рекламы. Форма, место и сроки размещения такого опровержения определяется судом (, , Закона о рекламе).
Как соблюдать требования к рекламе
Таким образом, нарушение законодательных требований в сфере интернет-рекламы создает значительные правовые и финансовые риски для субъектов предпринимательской деятельности. Помимо административной ответственности в виде штрафов, достигающих сотен тысяч рублей, нарушения в сфере рекламы могут повлечь гражданско-правовую ответственность в виде возмещения причиненных убытков, компенсации морального вреда, вреда здоровью или имуществу.
В целях минимизации указанных рисков субъектам рекламной деятельности настоятельно рекомендуется принимать комплекс необходимых мер, направленных на обеспечение строгого соблюдения законодательных требований и предупреждение потенциальных нарушений в сфере интернет-рекламы, в частности:
- Систематически проводить аудит рекламных кампаний на соответствие нормам Закона о рекламе, требованиям Роскомнадзора и антимонопольного законодательства.
- Строго соблюдать сроки предоставления данных в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
- Закреплять ответственность за учет рекламы в договорах с подрядчиками, контролируя исполнение ими обязательств по передаче данных в ЕРИР.
- Внедрять автоматизированные инструменты мониторинга для оперативного выявления ошибок в размещении рекламы и несвоевременной подачи сведений.
- Обеспечивать юридическое сопровождение на всех этапах размещения рекламной компании — от разработки креативов до анализа договоров с рекламными площадками.
- Обучать сотрудников актуальным требованиям законодательства, включая изменения в КоАП РФ, критерии Роскомнадзора и судебную практику.
Соблюдение этих мер позволит не только избежать административных штрафов и судебных исков, но и защитит деловую репутацию компании.
Наша компания готова оказать профессиональную поддержку по всем вопросам, связанным с рекламной деятельностью. вас по актуальным требованиям рекламного законодательства, поможет проверить рекламные материалы на соответствие нормам Закона о рекламе, требованиям Роскомнадзора и антимонопольного законодательства, а также окажет правовое сопровождение на всех этапах рекламной кампании.