- Компания-поставщик
цветных металлов и металлопроката. - На рынке – с 2005 г.
- Годовой оборот около 500 млн руб.
- Обжалование на досудебном
этапе доначислений по результатам выездной налоговой проверки. - Продолжительность налогового спора – полгода
- Стоимость услуг налоговых юристов – 650 тыс. руб.
- Снижены налоговые
претензии в 2 раза. - Отменены доначисления по налогу на прибыль и НДС, пени и налоговые санкции в общей сумме порядка 9 млн руб.
Ситуация
По итогам выездной налоговой проверки Компании были предъявлены налоговые претензии по налогу на прибыль и НДС:
По эпизоду выполнения ремонтных работ на арендуемом Компанией складе подрядной организацией с признаками «проблемной» - проверяющими было предложено Компании уплатить налоги в общей сумме около 4 млн. руб., а также штраф по пункту 3 статьи 122 НК РФ в размере 1,6 млн. рублей.
По эпизоду приобретения оборудования у посредника с признаками «проблемной» организации - проверяющими было предложено Компании уплатить налоги в общей сумме около 2,6 млн. руб. и штраф по пункту 3 статьи 122 НК РФ в сумме около 1 млн. рублей.
Проверяющие посчитали, что Компанией получена необоснованная налоговая выгода по операциям с такими контрагентами.
Налоговый орган в акте проверки в обоснование своей позиции по эпизоду выполнения ремонтных работ приводил следующие аргументы: у подрядной организации не было трудовых и материальных ресурсов, генеральный директор подрядной организации в ходе допроса подтвердил, что является номинальным руководителем и т.д. Следовательно, эта организация не выполняла и не могла выполнять ремонтные работы на складе Компании.
Руководитель направления налоговой практики и арбитражных споров
Решение
Нам удалось уже на досудебном этапе налогового спора доказать, что произведенные на складе Компании ремонтные работы действительно были выполнены. То есть Компания убедила налоговый орган в реальности самих хозяйственных операций, как того требует положения пункта 4 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53, а также правовые позиции высших судов, изложенные в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 №18162/09, в определении СКЭС ВС РФ от 29.11.2016 №305-КГ16-10399.
В подтверждение этого были представлены вместе с возражениями на акт проверки доказательства (результаты строительно-технической экспертизы и др.). Также в возражениях на акт проверки мы ссылались на полученные налоговым органом доказательства того, что подрядная организация осуществляла реальную предпринимательскую деятельность в области выполнения ремонтных работ. Кроме того, в налоговой отчетности ею были отражены спорные операции и уплачены соответствующие налоги.
По другому эпизоду мы смогли на досудебном этапе убедить налоговый орган в реальности поставок оборудования именно спорным контрагентом, а также в экономической целесообразности приобретения такого оборудования у посредника, а не у производителя. Например, в возражениях на акт проверки мы ссылались на доказательства, в том числе полученные самими налоговиками. Речь идет, главным образом, о свидетельских показаниях, деловой переписке и коммерческих предложениях.
В частности, из деловой переписки между производителем и Компанией, а также из содержания адресованных Компании коммерческих предложений производителя и спорного поставщика-посредника следовало, что с коммерческой точки зрения (по условиям и срокам поставок, по цене и условиям оплаты и т.п.)
Компании было значительнее выгоднее приобрести оборудование у такого посредника, нежели напрямую у производителя. Также было наглядно и доказательно продемонстрировано проверяющим, что спорный поставщик-посредник специализировался на купле-продаже аналогичного оборудования и работах по его установке, что опровергало вывод проверяющих о неосуществлении им реальной предпринимательской деятельности.
Результат
- Признаны незаконными доначисления по налогу на прибыль и НДС в общей сумме около 10 млн. руб. и привлечение к налоговой ответственности по пункту 3 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 40%.
- Отказ налоговым органом от рассматриваемых претензий как необоснованных позволило руководству Компании быть уверенным в правомерности учета для целей налогообложения операций с этими же контрагентами в других налоговых периодах, не охваченных выездной налоговой проверкой.