- Цементный завод
- Годовой оборот более 3 млрд руб.
- Оспаривание результатов выездной налоговой проверки
- Стоимость услуг налоговых юристов – 3 млн руб.
- Отмена доначислений
по НДС на общую сумму
более 50 млн руб.
Ситуация
По результатам выездной налоговой проверки налоговый орган доначислил организации-производителю цемента более 50 млн руб. НДС. Основанием послужили необоснованные вычеты НДС, предъявленного при приобретении услуг по доставке цемента автомобильным транспортом.
По мнению налоговой инспекции эта сумма налоговых вычетов явилась для завода необоснованной налоговой выгодой, поскольку организации-грузоперевозчики не могли оказать услуги перевозки, не имея необходимых автотранспорта и штата водителей. Кроме того, по результатам почерковедческой экспертизы было получено заключение о том, что договоры с заводом подписали от имени перевозчиков неустановленные лица. Серьезность предъявленных заводу претензий усугублялась также тем, что в еще неохваченных налоговой проверкой периодах он продолжал пользоваться услугами тех же грузоперевозчиков.
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров
Решение
Привлеченные к спору налоговые юристы ПА с самого начала сделали главную ставку на то, что услуги перевозки были реально оказаны теми грузоперевозчиками, с которыми заключены договоры. «Сомнительные» грузоперевозчики привлекали к оказанию услуг перевозки третьих лиц, но не оформляли такие отношения документально.
При этом нарушение законодательства перевозчиками не может являться доказательством необоснованной налоговой выгоды у цементного завода. Кроме того, исходя из объемов перевозки цемента завод предполагал, что к оказанию услуг будут привлечены третьи лица, поскольку трудно найти организацию, владеющую техникой в количестве, необходимом для удовлетворения нужд завода. Т.е. завод проявил должную осмотрительность при выборе контрагентов (они реально оказывали услуги).
Так, учредитель и одновременно директор одной из организаций-грузоперевозчиков, на которую пришлась преобладающая доля в сумме доначислений, в ходе допроса в инспекции определенно подтвердил свое действительное участие в этой организации и руководство ей. Ответственность этого лица за свою организацию следовала также из свидетельских показаний водителей, которых он нанимал, и собственников цементовозов.
При этом в целом оценка степени осмотрительности при выборе контрагентов критиковалась потому, что, заявив о неосторожности завода в смысле выбора контрагентов, инспекция не указала на то, каким требованиям должны были удовлетворять потенциальные исполнители услуг, чтобы считаться в достаточной степени отвечающими условиям обоснованного получения налоговой выгоды применительно к конкретным объемам оказанных услуг.
Между тем, как возражали представители налогоплательщика, обеспеченность контрагентов собственным штатом водителей, автотранспортом и пр. не являлась критерием выбора исполнителей услуг грузоперевозки и не могла им являться, так как убеждаться в способности потенциальных контрагентов исполнять обязательства лично (без привлечения третьих лиц) завод не мог ввиду отсутствия строго определенного объема планируемых к приобретению услуг.
Кроме того, поскольку необходимые услуги заведомо предполагали использование десятков и даже сотен машин специального назначения (цементовозов), концентрация которых в собственности одного или нескольких непосредственных исполнителей представлялась маловероятной, завод обоснованно допускал, что оказание услуг грузоперевозки будет обеспечиваться прежде всего благодаря действиям, направленным на поиск и привлечение такой техники и обладающих соответствующей квалификацией водителей.
Несмотря на такую аргументацию инспекция, вышестоящий налоговый орган, а также суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели оснований для признания доначислений незаконными; при этом отказ в удовлетворении требований завода суд первой инстанции обосновал помимо прочего нереальностью хозяйственных операций, о чем, по мнению суда, свидетельствовала невозможность выполнения грузоперевозок организациями, не обладающими для этого необходимыми ресурсами (персоналом, техникой и пр.).
Однако арбитражный суд федерального округа, рассматривая кассационную жалобу налогоплательщика попытался выяснить у представителей инспекции и Управления причины, по которым установленные в ходе налоговой проверки факты не послужили основаниями для проведения налогового контроля в отношении непосредственно контрагентов заявителя; кроме того суд интересовали критерии оценки должной осмотрительности, на которые ориентировался налоговый орган, применительно к конкретным сделкам и обстановке, в которой они заключались.
Итогом разбирательства в суде кассационной инстанции стало направление дела на новое рассмотрение по причине несоответствия имеющимся в деле доказательствам вывода судов о нереальном характере спорных сделок с указанием на необходимость применения обязательных по данной категории дел правил оценки обоснованности полученной налоговой выгоды, установленных Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Решением арбитражного суда доначисление НДС было признано полностью незаконным ввиду отсутствия применительно к налоговой выгоде завода признаков ее необоснованного получения.
Результат
Возврат Клиенту излишне взысканных налога, пени и штрафа на сумму более 50 млн руб. с правом на компенсацию в виде процентов.
Усиление позиции клиента в возможном споре с налоговой инспекцией относительно применения налоговых вычетов по НДС по операциям с теми же контрагентами в более поздних налоговых периодах.