Под налоговый мониторинг попадет больше компаний: есть ли альтернатива в 2025?

16 мая 2025
Налоговый мониторинг — постоянный онлайн-контроль ФНС за налогами компании. Изначально мониторинг предназначался для очень крупных налогоплательщиков. Но ФНС ежегодно снижает финансовые критерии, желая усилить налоговый контроль и взять «под свое крыло» как можно больше «солидных» компаний. Уже разработан очередной законопроект, предусматривающий возможность налогового мониторинга среднего бизнеса. Стоит ли переходить на налоговый мониторинг?

Критерии и перспективы налогового мониторинга

Сейчас по общему правилу для перехода на налоговый мониторинг организации нужно сопоставить данные за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление, и соблюсти одновременно 3 критерия (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  1. Совокупная сумма налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ в качестве налогоплательщика и налогового агента (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДПИ и страховые взносы), без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС — не менее 80 млн руб.
  2. Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации — не менее 800 млн руб.
  3. Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря — не менее 800 млн руб.

Например, чтобы перейти на налоговый мониторинг в 2026 году, нужно представить соответствующее заявление в 2025 году, указав в нем данные отчетности за 2024 год.

По законопроекту (ID 02/04/01-25/00154001) предполагается, что для перехода на налоговый мониторинг нужно будет выполнить хотя бы одно из вышеперечисленных условий. Это означает, что большинство компаний среднего бизнеса могут перейти на налоговый мониторинг. Вероятно, новые критерии будут применяться уже для перехода с 2026 года.

В 2025 году доступ к данным бухгалтерского и налогового учета в режиме реального времени предоставили 744 компании, что на 30% больше уровня 2024 года.

Полагаем, что с 2026 года участников налогового мониторинга станет еще больше. Не исключено, что в недалекой перспективе налоговый мониторинг станет обязательным для всех компаний.

Виктория Варламова
Советник налоговой службы II ранга, руководитель отдела консалтинга, главный эксперт по бухучету и налогообложению «Правовест Аудит», аттестованный аудитор
Выбор за вами

«Плюсы» и «минусы» мониторинга

Проведение налогового мониторинга несет в себе определенные преимущества. В частности, это:

  • экономия времени из-за отсутствия камеральных и выездных проверок (за некоторым исключением);
  • снижение количества истребуемых документов и др.;
  • возможность получить мотивированное мнение налогового органа относительно той или иной сделки и применить его, не опасаясь штрафов и пени.

Таким образом, налоговый мониторинг — это «инструмент» для снижения налоговых рисков.

Но даже при таких преимуществах не каждый налогоплательщик готов находится под постоянным контролем налоговых инспекторов, когда, по сути, проводится «нескончаемая» выездная налоговая проверка в режиме онлайн. Тем более, что за снижение налогового риска можно «заплатить» увеличением налоговых платежей.

Мотивированное мнение налогового органа можно получить в двух случаях:

  1. По инициативе налогового органа — мера предупреждения налогоплательщика об ошибках (неправильных действиях). Сначала компании направляется уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения и дается 15 рабочих дней на представление пояснений или внесение исправлений в учет и сообщении о данном факте. Если компания не отреагирует на уведомление или пояснения не удовлетворят налоговый орган — составляется мотивированное мнение.

    При несогласии с мотивированным мнением компания в течение 1 месяца со дня его получения может представить в ФНС разногласия, на основании которых инициируется взаимосогласительная процедура (п. 8 ст. 105.30 НК РФ).

  2. По инициативе налогоплательщика — для подстраховки и оценки налоговых рисков, чтобы узнать мнение налогового органа по конкретной ситуации, спорным вопросам.
Виктория Варламова
Советник налоговой службы II ранга, руководитель отдела консалтинга, главный эксперт по бухучету и налогообложению «Правовест Аудит», аттестованный аудитор

Дело в том, что мотивированное мнение — это документ, обязательный к исполнению для обеих сторон налогового мониторинга (п. 7 ст. 105.30 НК РФ). В случае неисполнения налогоплательщиком мотивированного мнения (в отношении которого не было возражений либо принятого по итогам взаимосогласительной процедуры) до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг, налоговый орган может назначить выездную налоговую проверку (п.5.1 ст.89 НК РФ) и есть риск получить доначисления, штрафы и пени.

Например, в 2025 году при проведении налогового мониторинга налоговый орган посчитал, что компания неверно исчислила налог и направила ей мотивированное мнение — налог нужно доначислить и уплатить. Если налогоплательщик не согласен с этим мнением, ведь, как известно нормы НК РФ неоднозначны, и в результате взаимосогласительной процедуры налоговый орган не изменил свою позицию — оспорить мотивированное мнение в суде вряд ли получится (например, постановления АС Московского округа от 21.02.2025 года по делу № А40-305119/23-75-1581, от 06.09.2024 года по делу № А40-306027/23-75-1590). Значит налогоплательщику придется:

  • либо доплатить налог (исполнить мотивированное мнение),
  • либо готовиться к доначислениям по итогам выездной налоговой проверки и оспаривать уже ее результаты в судебном порядке.

При проведении налогового мониторинга могут возникнуть другие риски и неудобства, например:

  • повышенный риск утечки конфиденциальной информации из-за расширенного доступа к системе;
  • существенные затраты на налоговый мониторинг (трудовые, материальные и временные) и др.

За некоторым исключением переход компаний на налоговый мониторинг — дело добровольное. Но на практике налоговые органы очень настоятельно «рекомендуют» воспользоваться такой формой контроля.



Аудит 2025

Альтернатива налоговому мониторингу

Если компания рассматривает налоговый мониторинг как инструмент снижения налоговых рисков, то ему есть альтернатива — аудит с углубленной проверкой налогового учета и страховкой от налоговых претензий. Тем более, что большинство компаний, соответствующих критериям перехода на налоговый мониторинг, подлежат обязательному аудиту. Поэтому «усилив» обязательную процедуру проверкой налогового учета, компания, собственники, руководители и финансовая служба сможет получить максимальную пользу, в т.ч. личную финансовую безопасность.

Аудит помогает разделить ответственность за налоги с аудиторами и быть уверенным, что компании не грозят доначисления при налоговых проверках, «льготы» применены верно.

«Правовест Аудит» — единственная аудиторская компания, работая с которой, вы будете застрахованы от налоговых рисков. Страховка Ингосстрах включает не только пропуск ошибок, но и риск неверных рекомендаций. Ингосстрах компенсирует пени и штрафы, доначисленные по проверенному периоду аудиторами периоду (реальный ущерб), если:

  • аудиторы не увидели налоговые риски в тех документах, которые проверяли,
  • или компания применила преференции, в т.ч. амортизационную премию, повышающий коэффициент при формировании некоторых расходов, льготы для «айтишников» и т.п., но аудиторы и налоговые юристы не сделали замечаний.

При проведении аудита с углубленной проверкой налогового учета сотрудникам финслужбы не о чем беспокоится — их позиция подтверждена аудиторами и ошибок по проверенному периоду быть не должно.

Преимущества аудита значительно превосходят «плюсы» налогового мониторинга, т.к. помимо минимизации налоговых рисков аудит выполняет и другие функции. Поэтому качественный аудит не теряет своей актуальности, даже в случае перехода налогоплательщика на налоговый мониторинг.

Аудит по индивидуальному техзаданию помогает:

1) Принимать взвешенные управленческие решения, опираясь на верные ДЕТАЛИЗИРОВАННЫЕ данные бухгалтерского, управленческого и налогового учета, увеличивать рентабельность, прибыль и не допускать финансовых потерь. Налоговые инспекторы НЕ анализируют управленческий учет и не дают рекомендаций по увеличению прибыли и рентабельности, но это могут сделать эксперты аудиторской компании.

2) Выявить налоговые резервы и уверенно применять преференции НК РФ, позволяющие оптимизировать налоговые платежи.

Налоговые инспекторы не будут советовать, применить «льготы» по налогам, у них контрольная функция. Но привлеченные к аудиторской проверке налоговые юристы могут предложить пути законной «экономии» для вашей компании (повышающие коэффициенты к расходам, амортизационная премия и т.п.).

3) Убедиться в корректности перехода на новые ФСБУ, в т.ч. на новую промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность,

4) Решить ваши задачи, в т.ч. повысить рейтинг для взаимодействия с партнерами и инвесторами и др.

Если вы только планируете вступить в налоговый мониторинг, стоит заранее позаботиться о порядке в бухгалтерском и налоговом учете компании. Мониторинг — это полная прозрачность учета и налогов. Запишитесь на экспертную встречу с лидерами практики аудита для обсуждения задач аудита для вашей компании: +7 495-134-32-23 +7 968-923-0981 sale@pravovest-audit.ru.

До аудита в «Правовест Аудит» многие клиенты даже не задумывались, как аудит может помочь компании, собственникам, руководителям и финансовой службе и что вложения в качественный аудит окупаются в сотни раз.

Виктория Варламова
Советник налоговой службы II ранга, руководитель отдела консалтинга, главный эксперт по бухучету и налогообложению «Правовест Аудит», аттестованный аудитор

Перед переходом на налоговый мониторинг следует выявить и проанализировать налоговые риски компании за последние 3 года (глубина выездной налоговой проверки), т.е. провести «репетицию» налоговой проверки, но без налогового инспектора и с возможность исправить ошибки и избежать доначислений и штрафов — аудит с углубленной проверкой налогового учета или налоговый аудит. Не исключено, что у компании есть методологические ошибки по исчислению налогов, которые будут выявлены при налоговом мониторинге и налоговый орган захочет провести выездную налоговую проверку, чтобы доначислить налоги за «до мониторинговый» период.

Кроме того, налоговый мониторинг — это не только дорогое ПО и плотная работа с айти-специалистами для настроек доступов, но и в связке с ними формирование необходимой документации методологического характера в части учета и учетной политики, а также системы внутреннего контроля в части мониторинга, выявления и предотвращения налоговых рисков (приказы ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/476@ и от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@), с которой также могут помочь аудиторы и эксперты аудиторской компании. АКГ «Правовест аудит» имеет успешный опыт по комплексному сопровождению процедуры вступления в налоговый мониторинг, разработке и подготовке необходимых документов и готова оказать помощь налогоплательщикам.



Аудит риски предотвратит
АУДИТ СЕГОДНЯ — ЭТО ВАША УВЕРЕННОСТЬ И СТРАХОВКА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ЗА ОШИБКИ ЗАВТРА
Узнать цену за 1 минуту
Наверх