Содержание
Кто имеет право на пособия
Напомним, что порядок выплаты и размеры «детских» пособий установлены Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Закон № 81-ФЗ).
Пособие по уходу за детьми до полутора лет может получать один из членов семьи как работающий, так и безработный, который фактически ухаживает за ребенком (ст. 13 Закона № 81-ФЗ). То есть это может быть не только мама, но и папа, бабушка, дедушка и т.д. Главное, что они фактически тратят время на уход за ребенком и поэтому у них нет возможности трудового заработка.
Пособие могут получать и иностранные граждане, и лица без гражданства, если они имеют статус постоянно или временно проживающих на территории РФ. Временно пребывающим в России иностранцам пособия на детей не положены.
Размер пособия у безработных
Безработные, т.е. неработающие граждане, получают пособие на ребенка до 1,5 лет в твердой денежной сумме. Каждый год с 1 февраля его размер индексируется (ст. 4.2 и ст. 15 Закона № 81-ФЗ).
Справочно. Коэффициент индексации для пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет с 1 февраля 2022 г. составляет 1,084 Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 57 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году».
Размер пособия у безработных граждан будет проиндексирован с 1 февраля 2022 в соответствии с Постановлением Правительства РФ (оно еще не принято). Соответственно в январе 2022 года пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет будет прежнее — 7 082,85 руб. (Федеральный закон от 06.12.2021 N 406-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 N 73), а с 1 февраля 7 677,81 руб. (7 082,85×1,084%).
Напоминаем, что с 1 июня 2020 года размер пособия одинаков для любого ребенка не достигшего полуторагодовалого возраста (ст. 24 Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ).
Таким образом, минимальный размер пособия по уходу за ребенком не важно от очередности рождения в январе 2022 будет не менее 7 082,85 руб., а с 1 февраля 2022 года этот размер будет повышен с учетом индексации и составит 7 677,81 руб. В районах, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия увеличивается на районные коэффициенты (ч. 2 ст. 15 Закона от 19.05.95 N 81-ФЗ).
Размер пособия у тех, кто в отпуске по уходу
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, у сотрудников, которые оформили отпуск, зависит от их среднего заработка и составляет 40 процентов от него, но не более установленного максимального размера и не менее минимального (ст. 15 Закона № 81-ФЗ).
Для расчета «усредненной зарплаты» нужно взять два календарных года, перед оформлением отпуска по уходу за ребенком (См. ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ от 29.12.2006).
Расчет можно произвести по следующей формуле:
*Справочно: Из числа календарных дней исключаются периоды:
- временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
- освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, на которую не начислялись страховые взносы.
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком по отпускам, наступившим в 2022 году, составляет 31 282,82 руб. = (912 000+966 000)/730) х 30,4×40%), где:
- 912 000 руб. — максимальный размер вознаграждения на которую начисляются взносы в ФСС в 2020 году (Постановление Правительства РФ от 06.11.2019 N 1407);
- 966 000 руб. — максимальный размер вознаграждения на которую начисляются взносы в ФСС в 2021 году (Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 N 1935);
- 30,4 коэффициент (среднемесячное количество календарных дней) — п. 23 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 N 375;
По общему правилу, минимальный размер пособия составляет 40% от минимального размера оплаты труда на момент оформления отпуска по уходу за ребенком. В 2022 году соответственно минимальный размер ежемесячного пособия — 5 556 руб. (13 890 руб. x 40%, где 13 890 руб. — МРОТ (Федеральный закон от 06.12.2021 N 406-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 N 73)).
Обратите внимание! Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком у работодателя не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого не застрахованным лицам (безработным).
Таким образом, минимальный размер ежемесячного пособия по уходу детьми у работодателя с 1 февраля 2022 года не может быть ниже 7 677,81 рублей.
Размеры минимальных пособий не зависят от даты обращения за пособием, то есть если обращение за пособием было до 2022 года, например, по уходу за ребенком, рожденным в 2021 году, то пособие, выплачиваемое в 2022 году не может быть менее этих минимальных размеров.
Работа в период отпуска по уходу за ребенком
Если сотрудник не готов полностью посвятить себя присмотру за свои чадом и хочет просто сократить время нахождения на рабочем месте, т.е. продолжать работу во время отпуска по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени или на дому, он может получать и зарплату, и пособие (ст. 256 ТК РФ, ст.13 Закона № 81-ФЗ). Причем работодатель не вправе отказать работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, в установлении неполного рабочего времени, если он напишет об этом заявление.
Но сокращать рабочий день нужно таким образом, чтобы действительно можно было успеть обеспечить ребенку уход. В противном случае, есть риск лишится пособия из ФСС.
Закон № 81-ФЗ и ТК РФ не конкретизируют, сколько максимально может трудиться работник, что бы его рабочий день считался сокращенным и он не был лишен пособия на ребенка. Однако гарантия получения пособия предполагает замену заработной платы, а не дополнительного материального стимулирования (Письмо ГУ — МРО ФСС РФ от 14.10.2020 N 14-15/7710-4421л). Сложившаяся судебная практика также поддерживает ФСС. Например, Постановление АС Центрального округа от 21.04.2021 по делу N А09-11880/2019: суд признал, что работодатель злоупотреблял правом. По его мнению, работник получил дополнительное материальное обеспечение, т.к. пособие было выше компенсации утраченного заработка в 5,4 раза.
Также чиновники разъяснили, что сокращение рабочего времени должно быть в часах. Арбитры тоже придерживаются этого мнения (например, Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 329-О).
Практика показывает, что ФСС очень тщательно подходит к вопросу сокращения рабочего дня у работающих «декретников» и довольно часто отказывает в возмещении пособий, если выявит «формальный подход».
Верховный Суд РФ (Определение от 23.07.2020 N 301-ЭС20-9387 по делу N А38-5758/2019) посчитал, что сокращение рабочего дня на 1 час недостаточно для получения пособия. Причем тот факт, что работник, получающий пособия, работал дистанционно, не убедил суд, что данные обстоятельства позволяют ухаживать за ребенком, а также в том, что уход за ребенком привел к утрате заработка.
Из анализа судебной практики можно сделать вывод, что сокращение рабочего времени работника на 1 — 2 часа в день является формальным, поскольку такое сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, и не влечет существенную утрату заработка (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 30.04.2019 N Ф06-44776/2019 по делу N А55-17860/2018, Арбитражного суда Уральского округа от 19.03.2019 N Ф09-792/19 по делу N А76-26851/2018, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.01.2019 N Ф01-6240/2018 по делу N А82-5602/2018).
Как правило, претензии ФСС возникают, когда размер утрачиваемого заработка, значительно меньше суммы пособия. Например, в результате сокращения рабочего времени заработок утрачивается на 2,5%, а возмещается за счет средств Фонда в виде ежемесячных выплат на детей (пособия) в размере 40% заработка (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 30.04.2019 N Ф06-44776/2019 по делу N А55-17860/2018). В этом случае пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Указанные обстоятельства, по мнению ФСС и судов, свидетельствуют о злоупотреблении работодателем правом в целях предоставления своему работнику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств ФСС.
В настоящий момент на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, которым установят норму рабочего времени для сохранения пособия по уходу за ребенком. Предполагается, что продолжительность неполного рабочего времени, при которой сохранят право на пособие по уходу за ребенком, не должна превышать 50% от нормальной продолжительности рабочего времени. Изменения должны вступить в силу 1 июля 2022 года (Проект Федерального закона N 42001-8).
Прямые выплаты пособий из ФСС
С 1 января 2021 года пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается напрямую ФСС. Порядок назначения и выплаты пособий утвержден Приказом Минтруда России от 29.09.2020 N 668н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей». Для назначения пособия работник должен обратится к работодателю с заявлением. С 01.01.2022 заявление о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком работник должен представлять по форме, утвержденной ФСС РФ (ч. 10 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, п. 34 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 N 2010). В настоящий момент форма еще не утверждена, поэтому полагаем можно написать заявление в произвольной форме. Также работодатель должен запросить прочие документы, дающие право на пособие и на основании которых определяется его размер. Например, такие как:
- сведения о застрахованном лице (их работник представляет при трудоустройстве или в период трудовой деятельности (на бумажном носителе или в электронном виде) по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 04.02.2021 N 26;
- свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход;
- справки о заработке с предыдущих мест работы за расчетный период, если они не были представлены ранее и необходимы для определения среднего заработка;
- справка с другого места работы о том, что ежемесячные выплаты по уходу за ребенком (пособие по уходу за ребенком) не выплачивались другим работодателем (представляется, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей);
- заявление о замене лет в расчетном периоде (при необходимости) (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, п. 11 Положения об исчислении пособий по ВНиМ).
Справка о неполучении пособия по уходу за ребенком вторым родителем с 2022 г. не нужна. Это ФСС проверит сам (п. 39 Правил).
После получения заявления и перечисленных выше документов от работника работодатель направляет их в ФСС в течении 3 рабочих дней. Направить можно двумя способами:
- Если в бумажном виде, то помимо основного перечня нужно направить в ФСС:
- копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
- опись документов, составленную по форме, утвержденной ФСС РФ.
- Если в электронном виде, то достаточно представить реестр сведений по форматам, установленным ФСС РФ, в котором содержатся сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия. Другие документы в этом случае подавать в ФСС РФ не надо.
Опись документов, реестр и порядок их заполнения утверждены Приказом ФСС РФ от 04.02.2021 N 26.
Порядок выплаты пособий
Первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня получения документов (сведений) либо реестра сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия. Последующие выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда с 1-го по 15-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие (п.11 Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375).
Прекращение выплаты пособий
На работодателя возлагается обязанность сообщать в ФСС о прекращении права на выплату пособия. Например, если работник уволился, прекратил отпуск по уходу за ребенком и вышел на работу на полное рабочее время, смерти ребенка и в иных случаях прекращения обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия. В таком случае работодатель в трехдневный срок должен направить уведомление в территориальный орган Фонда (п.6 Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375).
Новые штрафы для работодателей
С 1 января 2022 года вступают в силу правила, которые утверждены Федеральным законом от 30.04.21 № 126-ФЗ. ФСС сможет контролировать полноту и достоверность предоставляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий.
Если работодатель предоставил недостоверные (ложные сведения), что повлекло излишнюю выплату пособий его оштрафуют на 20 процентов суммы излишне выплаченных пособий из ФСС, но не более чем на 5 тысяч рублей, и не менее чем на 1 тысячу рублей.
В случае отказа (либо несвоевременной) подачи документов и сведений, необходимых для контроля данных, которые страхователь направил в фонд для назначения и выплаты пособия, предусмотрен штраф в 200 рублей за каждый документ. За нарушение срока подачи сведений установлен штраф — 5 тысяч рублей.
консультацию
эксперта