Письмо ФНС от 20.11.2023 года № БВ-4-9/14632@
Сейчас действует ФНС от 20.12.2019 года № ММВ-7-9/645@, которым утверждены форма, форматы и порядок представления жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия (бездействие) их должностных лиц. В него планируют внести изменения, а пока появились временные рекомендации ФНС, предусматривающие уточненный порядок подачи электронной жалобы (в т.ч. апелляционных).
Так, например, жалоба может быть направлена по ТКС в налоговый орган, ненормативные акты, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются, либо в вышестоящий по отношении к нему налоговый орган. Налоговый орган, получивший жалобу, должен направить ее на рассмотрение либо самостоятельно принять решение по ней. При этом исключено такое основание для отказа в приеме жалобы, как ее подача в налоговый орган, не выносивший оспариваемых актов. Т.е, если подали жалобу сразу в вышестоящую инстанцию, налоговые органы сами перенаправят ее куда нужно и «возвращать» жалобу не должны.
Напомним, что сейчас жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются ( НК РФ). С 2025 года РФ предусматривает возможность рассмотрения электронных жалоб в упрощенном порядке, т.е. самим налоговым органом, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, если это указано в жалобе (ст. 140.1 НК РФ). Например, инспекция сама сможет рассмотреть жалобу, поданную на нее (если налогоплательщик согласен). Срок рассмотрения жалоб будет короткий — в течение 7 дней со дня ее получения.
ФНС отмечено, что временные рекомендации применяются с момента установки соответствующей версии единого клиентского приложения АИС «Налог-3» на контуре промышленной эксплуатации (установка запланирована на декабрь 2023) и до момента издания ФНС приказа о внесении изменений в вышеуказанный № ММВ-7-9/645@.
ПРОСТО АУДИТ!