В повестку были включены две самые актуальные проблемы бизнеса по взаимоотношениям с налоговыми органами:
1. Снятие вычетов НДС и расходов по «неблагонадежным» контрагентам без доказательства умысла в неуплате налогов (ст. 54.1 НК РФ).
2. Отсутствие четких правил проведения мероприятий налогового контроля: осмотра, изъятия документов, порядка проведения допросов и опросов (ст. 90, 92, 94 НК РФ) и истребования документов/информации (ст. 93, 93.1 НК РФ).
В обсуждении вопросов и предложений по усовершенствованию законодательства и восстановлению баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов принимали участие эксперты, налоговые юристы и представители бизнеса.
Экспертами выступили:
Наталья Наталюк — Советник налоговой службы II ранга, компания «Правовест Аудит»;
Виктория Варламова — Советник налоговой службы II ранга, компания «Правовест Аудит»;
Вадим Чимидов — Советник налоговой службы II ранга, компания «Правовест Аудит»;
Оксана Айсина — владелец, генеральный директор ООО «Учет.Налоги.Консалтинг».
Все участники согласились, что самая большая проблема у добросовестных налогоплательщиков, отнимающих силы, время и деньги—доначисления налогов из-за «неблагонадежных» контрагентов.
Многие сталкиваются с ситуациями, когда налоговый орган настойчиво предлагает представить уточненные декларации и уменьшить расходы и вычеты, если оказывается, что прямой контрагент или даже контрагент 3-5 звена не уплатил налоги по сделке или выясняется, что у контрагента не было ресурсов для исполнения договора.
Например, оказаны услуги перевозки, а у исполнителя нет в собственности автомобиля и договор аренды или субподряда на перевозку он ни с кем не заключал. На практике налоговые органы могут снять расходы и вычеты, если посчитают, что контрагент не имел возможности осуществить перевозку, даже если не оспаривают, что сделка была действительно совершена (перевозка оказана). Такое право, предоставляет им пп.2 п.2 ст.54.1 НК РФ (если сделка исполнена не тем лицом, с которым заключен договор, расходы и вычеты учесть нельзя). И этаже норма возлагает на налогоплательщика обязанность по проверке своего контрагента на «налоговую благонадежность», в т.ч. проверять возможность выполнить сделку.
Но добросовестный налогоплательщик, если захочет, не сможет проконтролировать, есть ли у контрагента, особенно 2-3 звена, официальные ресурсы для исполнения сделки.
Также налогоплательщик, который взаимодействует с представителями контрагента, действующими по доверенности (например, с менеджерами по продажам), не всегда своевременно может узнать, что предполагаемый контрагент причислен к «фирмам-однодневкам». Налоговый орган вызывает на допрос руководителя организации, он заявляет, что руководителем не является, но информации об этом в ЕГРЮЛ или в «Прозрачном бизнесе» нет.
В результате обсуждения участники предложили:
1. Внести изменения в НК РФ и исключить пп.2 п.2 ст.54.1 НК РФ, запрещающий при отсутствии обстоятельств, указанных в п.1 ст.54.1 НК РФ (при отсутствии умысла) включать в расходы и вычеты суммы по сделкам, если они исполнены НЕ тем лицом, с которым заключен договор.
Данное предложение не ограничивает права налоговых органов по доначислению налогов, если налогоплательщик создал формальный документооборот (сам исполнил операцию, например, сам построил объект, а по документам это сделал подрядчик или фактически сделка не осуществлена). При искажении сведений о фактах хозяйственной жизни и при наличии умысла налоговый орган и так сможет убрать расходы и вычеты на основании п.1 ст.54 НК РФ. Но наличие пп.2 п.2 ст.54 НК РФ накладывает на налогоплательщиков обязанность контролировать, кто фактически исполняет сделку и как контрагент оформляет свои взаимоотношения с субподрядчиками для исполнения сделки, что сделать практически нереально. Если сделка фактически исполнена, налогоплательщик не должен нести ответственность за правильность оформления операций своим контрагентом.
2. Активизировать работу налоговых органов по оперативному отражению в ЕГРЮЛ, в сервисе «Прозрачный бизнес» информации о налогоплательщиках, в отношении которых руководители и учредители компаний отказались от причастности к ним.
3. Законодательно установить для налогоплательщиков возможность получить от налогового органа Сертификат добросовестного налогоплательщика (срок действия 1 год). Такой документ выдает налоговый орган при отсутствии претензий к налогоплательщику и при предъявлении Сертификата контрагентам, заключающим с ним договор обязанность по проверке налогоплательщика на «налоговую благонадежность» у контрагента считается выполненной.
4. Подготовить пакет запросов в ФНС РФ по конкретным ситуациям и инициировать создание Инструкции действий налогового органа при доказывании нереальности сделки или ее выполнении не тем лицом, с кем у налогоплательщика был заключен договор для исключения споров и судебных разбирательств по ситуациям, в которых суды приняли решения не в пользу налоговых органов.
Налоговые юристы также отметили, что в НК РФ нет четких правил проведения контрольных мероприятий: осмотров, допросов, изъятия документов.
На данный момент нормы НК РФ (например, ст. 90,92 НК РФ) не содержат четкого перечня действий, которые может проводить налоговый орган период времени, когда можно проводить мероприятия налогового контроля). Нередко ФНС пытается расширить права инспекторов, выпуская соответствующие письма, рекомендации, которые используются, как руководство к действию. Наличие четкого регламента прав налогового органа и налогоплательщика в нормах НК РФ позволило бы этого избежать.
Также статья 92 НК РФ не содержит прямого указания на проведение осмотра исключительно в рабочее время, нет запрета на осмотр в ночное время (ограничения есть только в ст. 94 НК РФ, согласно которой не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время с 22 ч до 6 ч. утра). При этом Минфин в своих письмах указывает на возможность составления протокола по результатам мероприятий налогового контроля после 22.00 ч. (например, письмо от 05.10.2017 № 03-02-08/64830).
Представители бизнеса пожаловались, что приходится тратить массу времени и денег на сбор и представление документов, запрашиваемых налоговыми органами при проверке деклараций. Причем часто такие запросы касаются представления пояснений и документов по отчетности, камеральная проверка которой давно завершена. При этом налоговые органы при направлении требований ссылаются на п.1 ст.31 НК РФ.
Участники заседания рабочей группы решили, подготовить следующие предложения по регламентированию контрольных мероприятий и истребованию документов и информации:
1. Внести дополнения в НК РФ, устанавливающие порядок и условия осуществления процессуальных действий в рамках налогового контроля: допросов, осмотров и выемки предметов и документов (ст. 90, 92, 94 НК РФ). В том числе положения, регламентирующие время, место, продолжительность проведения контрольных мероприятий, время составление протоколов по их итогам, ввести обязанность выемки носителей информации только с участием специалистов, установить право налогоплательщика вести аудио- и / или видеозапись в ходе любых мероприятий налогового контроля.
2. Внести изменения в пп.1 п. 1 ст. 31 НК РФ, уточнив, что налоговые органы вправе требовать документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов только в случаях, предусмотренных НК РФ (т.е. ограничить расширительное толкование данной нормы)
Все предложения участников рабочей группы будут вынесены на обсуждение с представителями УФНС по г. Москве для формирования законодательной инициативы. Такая встреча должна состояться в январе 2020 года