Указ Президента РФ от 08.08.2023 года № 585
В связи с совершением рядом иностранных государств недружественных действий приостановлены действия основных норм соглашений об избежании двойного налогообложения (СоИДН), регулирующих вопросы налогообложения доходов и имущества. Соответствующий Указ был
Речь идет о СоИДН, ранее заключенных со следующими странами: Польшей, США, Южной Кореей, Швецией, Люксембургом, Румынией, Болгарией, Великобританией, Венгрией, Ирландией, Словакией, Албанией, Бельгией, Словенией, Хорватией, Канадой, Швейцарией, Черногорией, Чехией, Данией, Италией, Финляндией, Германией, Францией, Македонией, Кипром, Испанией, Литвой, Исландией, Португалией, Австрией, Грецией, Новой Зеландией, Австралией, Сингапуром, Мальтой и Японией. СоИДН приостановлены до устранения указанными странами нарушений законных экономических и иных интересов России, прав ее граждан и юрлиц.
Правительству поручено разработать соответствующие законы и внести их в Госдуму, а Министерству иностранных дел — уведомить иностранные государства о приостановлении действия соглашений.
Указ вступает в силу со дня официального опубликования — с 08.08.2023 года, т.е. новый режим налогообложения применяется в отношении доходов, выплаченных начиная с 08.08.2023 года.
Следует отметить, что Указом фактически приостановлены действия основных статей СоИДН, регулирующих вопросы какая страна вправе облагать доходы налогоплательщика (своего резидента, «иностранного» резидента государства, с которым заключено СоИДН) и по какой максимальной ставке. Т.е. это означает, что при выплате «пассивных» доходов иностранным компаниям — резидентам «недружественных» стран из вышеуказанного списка, российские компании обязаны удерживать и перечислять в бюджет налог с доходов таких иностранных компаний по полным, а не пониженным ставкам.
Смущает тот факт, что из буквального прочтения текста Указа, следует вывод о продолжении действия «вспомогательных» норм, определяющих терминологию, используемую в СоИДН, правила налогового резидентства, нормы об обмене информации, механизмы устранения двойного налогообложения и пр. Логично, что в общих случаях применение этих «вспомогательных» норм напрямую связано с действием основных норм СоИДН, действие которых приостановили. Для ясности картины однозначно требуются официальные разъяснения Минфина и ФНС, возможно внесение изменений в нормы НК РФ для сохранения «налогового баланса» для бизнеса.
По крайней мере, ждем писем Минфина о праве физлиц на зачет «иностранного» налога в счет НДФЛ, несмотря на формулировки норм СоИДН. Поскольку в СМИ представители Минфина не раз высказывались о стремлении сохранить за физлицами право на зачет при приостановлении СоИДН.
Подробно о налоговых последствиях приостановления СоИДН для российских компаний мы
ПРОСТО АУДИТ!