По результатам выездной проверки компании доначислили 1,1 млрд руб. и она не смогла расплатиться с бюджетом. Ее признали банкротом и налоговый орган предъявил иск о привлечении к субсидиарной ответственности к нескольким руководителям, возглавлявшим компанию в разные периоды и ее учредителю.
Судебное решение
Постановления АС Московского округа от 13.04.2023 года и 05.12.2022 года по делу № А40-258031/18
О признании физлиц КДЛ и взыскании с них долга в рамках субсидиарной ответственности
Результат
Судебный акт вынесен в пользу бюджета (ФНС)
Ситуация
По результатам выездной налоговой проверки компании доначислили 702 млн руб. (налог на прибыль и НДС), начислили пени — 262 млн руб. и привлекли к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 135 млн руб. (п.3 ст. 122 НК РФ). Общий итог проверки — 1,1 млрд руб.
Основанием стали выводы инспекции о несоблюдении компанией условий ст. 54.1 НК РФ (искажение данных бухгалтерской и налоговой отчетности, ненадлежащее отражение финансово-хозяйственных операций), что привело к необоснованному уменьшению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а также занижению НДС на сумму необоснованного вычета по сделкам с 3 сомнительными контрагентами.
Так, например, в ходе проверки было установлено:
у спорных контрагентов отсутствуют необходимые условия для реального осуществления поставок товара в рамках взаимоотношений с компанией (трудовые и материальные ресурсы, закупки сырья);
при значительных оборотах денежных средств на банковских счетах, в налоговых декларациях контрагентов отражены минимальные суммы налогов к уплате в бюджет;
из анализа выписок по расчетным счетам контрагентов установлено, что денежные средства, поступившие от компании, далее перечисляются контрагентами на счета организаций (второго и последующих звеньев), имеющих признаки фирм — «однодневок»;
компания систематически не перечисляла часть денежных средств в адрес контрагентов, возникла кредиторская задолженность, которая в дальнейшем увеличивалась, а не перечисленные денежные средства оставались в обороте проверяемого налогоплательщика.
Попытка признать решение налогового органа незаконным закончилась для компании фиаско, арбитражные суды трех инстанций поддержали инспекцию (Постановление АС Московского округа от 22.09.2022 года по делу № А40-100160/2020).
Компания не смогла погасить налоговый долг, и по инициативе налогового органа была признана банкротом.
Конечно, дело на этом не завершилось, налоговый орган обратился в суд с заявлением о признании руководителей компании (возглавлявшим компанию в проверяемом периоде и далее до момента банкротства) и учредителя контролирующими должника лицами (КДЛ) с целью взыскания с них налоговых долгов компании. И это получилось.
Налоговые долги компаний никто прощать не будет. Если компания сама не в состоянии рассчитаться с бюджетом, это сделают ее собственники, руководители и иные лица, которые будут признаны КДЛ. Поэтому всегда важно учитывать последствия налоговых рисков и не допускать их. Ведь речь идет не только о колоссальных доначислениях по итогам проверок, но и личной имущественной безопасности руководящего состава бизнеса. Налоговые «игры» и ошибки слишком дорого сейчас стоят.
Наталья Наталюк Советник налоговой службы РФ II ранга, ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам «Правовест Аудит»
Решение
Суды, привлекая к субсидиарной ответственности руководителей компании и учредителей, указали, в частности, следующее:
Руководитель, возглавлявший компанию в проверяемом инспекцией периоде, допустил искажение компанией бухгалтерской и налоговой отчетности, не отражение и ненадлежащее отражение совершенных финансово-хозяйственных операций. А также совершение сделок с сомнительными контрагентами, получение компанией необоснованной налоговой выгоды (нарушение ст. 54.1 НК РФ), что привело доначислениям, появлению недоимки и к последующему банкротству компании.
Руководитель/учредитель, возглавлявший компанию в ходе проверки и после нее, должен был не позднее чем через месяц с даты вынесения решения инспекцией, обратиться с заявлением о банкротстве, поскольку с этого времени у должника имелись объективные признаки неплатежеспособности. Такая обязанность не исполнена.
Не исполнены требования Закона о банкротстве в части передачи конкурсному управляющему активов и сведений о дебиторской задолженности. Это не позволило управляющему в полном объеме сформировать конкурсную массу, выявить источники для погашения требований конкурсных кредиторов. Кроме того, директором были совершены мнимые сделки по приобретению товаров, которыми причинен существенный вред имущественным правам кредиторов.
Действия руководителей компании, уже имевшей признаки несостоятельности (банкротства) после налоговой проверки фактически были направлены на вывод активов компании — должника, что привело к уменьшению его имущества и ущемлению прав должника и его кредиторов и является основанием для привлечения к субсидиарной ответственности. В действиях руководителей усматривается состав правонарушения, влекущего за собой привлечение к субсидиарной ответственности, поскольку имеются сведения о выводе денежных средств с расчетных счетов компании, противоправных сделках, иных умышленных действиях.
Результат
Руководитель является самым уязвимым в части последствий налоговых ошибок и упущений. Поскольку именно он в первую очередь привлекается к уголовной и субсидиарной ответственности за налоговые нарушения и долги компании. Так, Законом о банкротстве определено, что пока не доказано иное, предполагается, что лицо являлось КДЛ, если оно являлось руководителем компании-должника (п. 4 ст. 61.10 Закона о банкротстве).
Берегите себя и бизнес, используйте превентивные меры защиты от налоговых ошибок и недочетов — выявляйте и «убирайте» налоговые риски вовремя, чтобы не платит долги компании из своего кармана.
Защищайте себя и компанию от налоговых рисков и финансовых потерь
Оптимальным решением для исключения налоговых рисков компании и персональных рисков руководителей, а также для законных способов налоговой экономии и уверенном их применении является проведение аудита с углубленной проверкой налогов, страховкой и гарантией юридической защиты от налоговых претензий в течении 3 лет.