- Постановление АС Поволжского округа от 14.06.2022 № А12-10713/2021
- О признании недействительным решения налогового органа
- Судебный акт вынесен в пользу налогового органа
Ситуация
Основанием для доначислений налога на прибыль и НДС, пени и штрафов стали выводы инспекции об использовании налогоплательщиком схемы «дробления бизнеса» для минимизации своей налоговой нагрузки. При такой схеме налоговые риски перераспределены на подконтрольное лицо (на комитента), использующего в своей деятельности данные «технических» компаний для формального документооборота и вычетов по НДС. При этом основная компания — налогоплательщик (комиссионер) остается не замешанной во взаимоотношениях с «техничками» и платит минимальные налоги с вознаграждения комиссионера, а не с сумм реализации товаров покупателям.
Несколько замысловатую схему выдали следующие факты:
- учредитель и директор проверяемой компании, сначала создал одну компанию, осуществляющую торговлю пищевыми продуктами. Позже он практически одновременно создает еще 2 компании, в которые «перетекают» все работники первой компании, помещения, оборудование. Затем между вновь созданными компаниями выстраиваются выгодные в налоговом плане формальные договорные отношения — договор комиссии, согласно которому налогоплательщик выступает комиссионером и реализует товар комитента (подконтрольной компании). Т.е. «посредническая» схема не имеет какую-либо разумную деловую цель, единственная цель — экономия на налогах;
- «комитент» абсолютно несамостоятелен и полностью зависит от налогоплательщика (оплата товаров поставщикам осуществлялась со счетов комиссионера, подчинение сотрудников комитента налогоплательщику, отчетность компаний отправлялась с одного компьютера, использование одних офисных, торговых, складских помещений и пр.);
- налогоплательщик комиссионного вознаграждения в размерах, заявленных им в налоговой отчетности, фактически не получал.
Фиктивные сделки с целью минимизации налогового бремени, раскрывают из-за признаков явной имитации договорных отношений и наличия связей с сомнительными контрагентами. И тогда налоговая экономия оборачивается серьезными финансовыми потерями из-за пени и штрафов от 20 % до 40% от сумм неуплаченных налогов
Руководитель контроля качества аудита, проектов и методологии
Решение
Суды трех инстанций единогласно поддержали в данном споре инспекцию, указав, в частности, на «нетрадиционность» отношений комиссионера и комитента:
- комиссионер нес затраты на аренду складов и транспортные услуги. Но возмещения таких затрат не получал, как и не получал соответствующего комиссионного вознаграждения. С учетом подобной схемы распределения расходов, комиссионная деятельность в данной ситуации не является таковой;
- налоговым органом выявлены факты снятия наличных денежных средств на выплату заработной платы со счетов комитента коммерческим директором налогоплательщика (комиссионера), что свидетельствует о единых распорядителях финансовых потоках подконтрольной организации и в свою очередь также опровергает довод о финансовой независимости комитента;
- показания опрошенных в ходе проверки работников подтверждают факт деятельности общества и контрагента-комитента как единого хозяйствующего субъекта, так как, работая в одной компании, они подчинялись сотрудникам другой и наоборот;
- стороны договора комиссии являются взаимозависимыми и ведут единый бизнес с использованием налоговой схемы;
- взаимоотношения налогоплательщика (комиссионера) и подконтрольного ему комитента существуют только «на бумаге», поскольку фактическая закупка и продажа спорного товара покупателям осуществлялась самим налогоплательщиком («комиссионером»);
- документы по вышеуказанным расходам по продаже товара сетевым магазинам, не перевыставлялись в адрес комитента, что противоречит самой сущности комиссионного договора.
- после прекращения деятельности «комитента» проверяемый налогоплательщик (бывший «комиссионер») сразу же заключает договоры поставки с поставщиками бывшего «комитента» без перезаключения договоров поставки с покупателями, без каких-либо временных и организационных затрат- просто исключив из своей деятельности искусственное звено (комитента). Т.е., у налогоплательщика не было никаких препятствий для полноценного осуществления купли-продажи товара со стадии приобретения до стадии реализации сетевым магазинам;
Суды, проанализировав все материалы дела, пришли к единому выводу — взаимоотношения проверяемого налогоплательщика («комиссионера») и «комитента» являются формально документированными, поскольку фактическая закупка и продажа спорного товара покупателям осуществлялась именно самим налогоплательщиком. Следовательно, налоги следует платить с сумм реализации товара покупателям — супермаркетам, а не с «вознаграждения» комиссионера.
Результат
Данный налоговый спор еще раз подтверждает, что попытка незаконно сэкономить на налогах приводит к повышенному интересу со стороны инспекции, и выездной налоговой проверке с «кругленькой» суммой доначислений в бюджет. А это финансовые потери и утрата налогово-деловой репутации, о которой так заботился налогоплательщик, продумывая и внедряя «безопасную налоговую схему».
А ведь экономия и налоговая безопасность бизнеса могут быть в рамках закона, это давно известно тем, кто проводит системный комплексный аудит.