Срок уплаты налога на имущество по квартирам в Москве

14 марта 2019

Вопрос

Организация является застройщиком. Право собственности на 36 квартир было оформлено в январе 2017 года после получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию. После этого еще пол года выполнялись работы по доведению помещений до состояния, пригодного к использованию, подлежащие включению в стоимость строящегося объекта. После выполнения этих работ в июле 2017 года была сформирована первоначальная стоимость квартир, и квартиры были поставлены на учет на счете 41 «Товары» для дальнейшей продажи.

В Москве квартиры, учитываемые на балансе организации не в качестве объектов основных средств облагаются налогом на имущество по истечение двух лет после принятия их к учету (п.4 ст. 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций». С какой даты начинается отсчет 2 лет — с даты принятия объектов к учету (в качестве товаров) или с даты госрегистрации права собственности?

Ответ

С учетом писем Минфина России, разъясняющих порядок применения
пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, мы полагаем, что налоговые органы будут настаивать на исчислении налога на имущество по квартирам, не отраженным на балансе организации в составе основных средств и предназначенным для продажи, по истечении двух лет с момента государственной регистрации права соб­ствен­но­сти на эти квартиры и установления кадастровой стоимости на данные объекты.

По данному вопросу имеет право на существование и иная позиция, согласно которой исчисление двухлетнего срока для целей применения п. 4 ст. 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» должно осуществляться с даты перевода квартир, находящихся в собственности организации и в отношении которых установлена кадастровая стоимость, со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» на счет 41 «Товары». Однако, следование этой позиции может привести к налоговому спору.

Обоснование позиции:

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п. 1 ст. 14 НК РФ), устанавливается и вводится в действие НК РФ и законами субъектов РФ (п. 1 ст. 372 НК РФ), поэтому при его исчислении на территории г. Москвы, помимо главы 30 НК РФ, следует руководствоваться также Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон N 64) (см. также письмо Минфина России от 21.03.2016 N 03-05-04-01/15503).

Статьей 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Так, согласно пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (норма была введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2015), налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении признаваемых объектом налогообложения жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Указанный порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости применяется в отношении собственников таких объектов или организаций, владеющих такими объектами на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено ст.ст. 378 и 378.1 НК РФ (пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, письма Минфина России от 13.12.2017 N 03-05-05-01/83122, от 19.05.2017 N 03-05-05-01/30747, ФНС России от 01.11.2018 N БС-4-21/31317@, от 06.12.2017 N БС-4-21/24674@).

При этом, как следует из вопроса, право собственности за застройщиком регистрируется на квартиры, поэтому именно квартиры в рассматриваемой ситуации признаются жилыми помещениями (п. 1 ст. 11 НК РФ, ч. 2 ст. 15, ч.ч. 1, 3 ст. 16 ЖК РФ) и, соответственно, объектами налогообложения для целей пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 1.1 Закона N 64 (статья 1.1 была дополнена пунктом 4 Законом г. Москвы от 24.06.2015 N 29, вступившим в силу с 01.01.2016) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении двух лет со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету.

Таким образом, с 01.01.2016 на территории г. Москвы жилые дома и жилые помещения признаются объектом налогообложения и облагаются по кадастровой стоимости при условии, что они:

  1. Не учитываются на балансе в качестве объектов основных средств.
  2. Со дня принятия их к бухгалтерскому учету прошло более двух лет.

То есть, для применения п. 4 ст. 1.1 Закона N 64 необходимыми условиями являются факт принятия объекта к бухгалтерскому учету (но не в качестве объектов основных средств) и период времени, в течение которого объект отражается в бухгалтерском учете организации (более двух лет).

Правоприменительная практика по рассматриваемому вопросу, которой мы располагаем, касается применения нормы пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Следует иметь в виду, что для целей пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ счет, на котором отражены объекты недвижимого имущества в бухгалтерском учете, значения не имеют.

Так, например, официальные органы разъясняют, что учтенные в государственном кадастре объектов недвижимого имущества жилые дома и жилые помещения подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости с момента постановки на соответствующий счет (например, счет 41 «Товары» или счет 43 «Готовая продукция») бухгалтерского учета с учетом даты определения кадастровой стоимости жилого помещения (письмо Минфина России от 17.03.2016 N 03-05-05-01/14936, от 16.03.2016 N 03-05-05-01/14575, от 04.03.2015 N 03-03-06/1/11187, ФНС России от 23.04.2015 N БС-4-11/7028@, смотрите также постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018 N 09АП-11203/2018 по делу N А40-89367/17 (оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22.08.2018 N Ф05-12654/2018 данное постановление оставлено без изменения)).

В письмах Минфина России от 30.07.2015 N 03-05-05-01/44047, от 22.07.2015 N 03-05-05-01/41959 разъяснено, что жилые дома и жилые помещения, в отношении которых определена кадастровая стоимость, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, т.е. учитываемые в качестве иных активов, в том числе товаров, готовой продукции, материальных запасов и т.п., облагаются налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в силу пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ и соответствующего закона субъекта РФ.

В письме Минфина России от 12.01.2017 N 03-05-05-01/432 указано, что жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе в качестве вложений во внеоборотные активы в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, подлежат налогообложению налогом на имущество организаций в соответствии с пп.4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, если объекты учтены в Едином государственном реестре недвижимости и в отношении этих объектов определена кадастровая стоимость.

В письме Минфина России от 19.05.2017 N 03-05-05-01/30753 сообщалось, что объекты основных средств, учитываемые на счетах 08, 41, 43, не являются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций, за исключением объектов, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, облагаемых по кадастровой стоимости.

Таким образом, в силу пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ жилые дома и жилые помещения, в том числе, квартиры, реализуемые застройщиком, на которого зарегистрировано право собственности, независимо от порядка ведения их бухгалтерского учета, признаются объектом налогообложения исходя из кадастровой стоимости до момента регистрации перехода права собственности на них к покупателю (см. также письма Минфина России от 04.03.2015 N 03-03-06/1/11187, ФНС России от 21.01.2016 N БС-4-11/697).

При этом в соответствии с позицией чиновников такие квартиры могут отражаться, в том числе на счете 08 «Внеоборотные активы». Неотъемлемыми условиями для признания квартир объектом налогообложения являются наличие государственной регистрации права собственности на них и определенной в отношении этих квартир кадастровых стоимостей.

Исходя из этих разъяснений, применительно к рассматриваемой ситуации можно сделать вывод о том, что для целей применения п. 4 ст. 1.1 Закона N 64 принятием к учету квартир может признаваться отражение затрат на строительство дома на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Поэтому два года в таком случает следует отсчитывать с момента государственной регистрации права собственности на квартиры и определения их кадастровых стоимостей. По нашему мнению, с учетом вышеприведенных разъяснений Минфина России именно такую позицию могут занять налоговые органы.

В тоже время в ряде разъяснений Минфина России высказывается позиция, согласно которой правовых оснований для применения пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ в отношении незавершенного строительством жилого дома (в том числе жилых помещений в нем), не введенного в эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства, не имеется (п. 3 письма Минфина России от 29.08.2017 N 03-05-05-01/55262, от 17.04.2017 N 03-05-05-01/22623).

При этом, например, из постановления Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N ВАС-4451/10 следует, что получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении строящегося объекта до состояния готовности и возможности его эксплуатации.

Этот документ удостоверяет иные характеристики объекта, а именно его соответствие градостроительному плану земельного участка и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство (спор касался объекта недвижимого имущества, подлежащего учету в составе основных средств).

В постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.06.2015 N Ф04-19867/2015 по делу N А45-7966/2014 был сделан вывод о том, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не является документом, подтверждающим момент определения фактической суммы затрат в отношении объекта долевого строительства по итогам строительства жилого дома; получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не исключает обязанность застройщика довести объект до нормативного состояния.

Из совокупного смысла приведенных писем Минфина России и постановления Президиума ВАС РФ складывается вывод о том, что в ситуации, когда дом введен в эксплуатацию, но фактически не доведен до состояния готовности к эксплуатации, пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ применяться не должен, то есть, квартиры в этом доме не признаются объектом налогообложения на основании этой нормы до завершения всех работ. Эти квартиры признаются объектом налогообложения только после завершения всех работ по строительству дома, формирования учетных стоимостей квартир и принятия их к бухгалтерскому учету.

Кроме того, на наш взгляд, «принятие указанных объектов к бухгалтерскому учету», предусмотренное п. 4 ст. 1.1 Закона N 64, больше соответствует принятию к учету непосредственно самих квартир на счете 41 «Товары», а не отражению затрат на строительство дома на счете 08 «Внеоборотные активы»*(1).

Товары, являясь частью материально-производственных запасов, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п.п. 2, 5 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). Согласно п. 8.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, актив признается в бухгалтерском балансе, в частности, когда стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности.

Как мы поняли, в данной ситуации на момент регистрации права собственности на квартиры (в январе 2017 года) их первоначальная стоимость по объективным причинам не могла быть сформирована (продолжали выполняться строительно-монтажные работы по доведению помещений до состояния, пригодного к использованию, подлежащие включению в стоимость квартир), поэтому у организации на тот момент не было оснований для учета этих квартир на счете 41 «Товары». Квартиры были приняты к учету в качестве товаров в июле 2017 года после завершения всех работ и формирования их фактической себестоимости.

Таким образом, полагаем, что по рассматриваемому вопросу существует и другая точка зрения. Применительно к данной ситуации она может означать, что, несмотря на получение разрешения на ввод в эксплуатацию дома (п. 1 ст. 55 ГрК РФ) и регистрацию права собственности на квартиры в январе 2017 года, для целей применения п. 4 ст. 1.1 Закона N 64 два года следует отсчитывать с момента принятия квартир к учету в качестве товаров на счете 41 «Товары». Иными словами, находящиеся в построенном доме квартиры станут объектом налогообложения после истечения двух лет с момента принятия их к бухгалтерскому учету на счете 41 «Товары» в апреле 2017 года.

Разъяснениями официальных органов и материалами арбитражной практики по вопросу применения п. 4 ст. 1.1 Закона N 64 в рассматриваемой ситуации мы не располагаем.

В виду отсутствия в анализируемых нормах налогового законодательства РФ прямой взаимосвязи между формированием стоимости квартир на счете 41 «Товары» и порядком расчета налога на имущество по кадастровой стоимости, а также подтверждающей правоприменительной практики, данная позиция является нашим экспертным. Следование ей может привести к налоговому спору, поскольку налоговые органы скорей всего займут иную позицию.

В частности, полагаем, что налоговики принятием к учету квартир могут признавать отражение затрат на строительство дома на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» и отсчитывать два года, предусмотренные п. 4 ст. 1.1 Закона N 64, с даты ре­ги­стра­ции права собственности и установления кадастровой стоимости на эти объекты.

Признавая неоднозначность налоговых последствий в данной ситуации, рекомендуем обратиться за письменными разъяснениями в официальные органы. При этом поскольку вопросы об установлении особенностей налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости относятся к компетенции законодательных (представительных) органов субъ­ек­тов РФ (письма Минфина России от 07.02.2018 N 03-05-05-01/7139, от 02.11.2017 N 03-05-03-01/72248, от 21.01.2016 N 03-03-06/2034, от 12.10.2015 N 03-05-05-01/58080), полагаем, что организации, у которых возникнет такой вопрос, должны обратиться в Департамент экономической политики и развития города Москвы.

Наличие разъяснений официальных органов в случае спора с налоговым органом будет считаться обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Получите
консультацию
эксперта
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос