Такие организации и индивидуальные предприниматели вправе рассчитывать на уплату налогов (авансовых платежей по налогам) и страховых взносов в более поздние сроки, чем установлено НК РФ, только полагаясь на правило п.7 ст.6.1 НК РФ (редакция Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ), согласно которому в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с актом Президента РФ нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, нерабочий апрель, объявленный Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239, а также выходные и нерабочие праздничные дни начала мая и нерабочие дни на основании Указа Президента РФ от 28 апреля 2020 г. № 294 позволяют отложить уплату налогов и страховых взносов до 12 мая или на более позднюю дату, если нерабочий период будет еще продлен президентом.
Однако, поступая таким образом, налогоплательщикам следует иметь в виду, что, комментируя Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206 об объявлении нерабочим периода с 30 марта по 3 апреля 2020 г., ФНС России в письме от 1 апреля 2020 г. №СД-4-3/5547 специально обратила внимание на содержащуюся в указе оговорку о его нераспространении на отдельные категории лиц (непрерывно действующие организации, медицинские и аптечные организации и т.д.), которая, по ее мнению, не означала для таких лиц продления до 6 апреля 2020 г. сроков представления налоговой отчетности и сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам) и сборов, приходящихся на период с 28 марта по 3 апреля 2020 г.
Поэтому несмотря на то, что такая трактовка правил исчисления сроков по НК РФ нарушает принцип равенства налогообложения, нельзя полностью исключать того, что вопрос о правомерности переноса налогоплательщиками на 12 мая 2020 года сроков декларирования и уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и страховых взносов, приходящихся на период с 4 по 30 апреля 2020 г., тоже будет разрешаться налоговыми органами не единообразно, а в зависимости от того, распространяются ли на них Указы Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239 и от 28 апреля 2020 г. № 294 или нет.
В связи с этим обращает на себя внимание положение указа президента, согласно которому его действие не распространяется на «иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ». При этом, если применять к данному правилу логику ФНС России, должен следовать вывод, что категории лиц, на которые не распространяется юридическое последствие указа президента в виде переноса крайних сроков декларирования и уплаты налогов, теперь могут быть определены решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Как следствие, для налогоплательщиков, зарегистрированных например в Москве, приобретает уже налоговое значение указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ, действующая редакция которого разрешает всем организациям и индивидуальным предпринимателям продолжать свою деятельность за исключением видов, прямо ограниченных (приостановленных) этим указом, при соблюдении мер карантинного характера и информировании городских властей о принятых режимах работы.
Тем не менее представляется, что отказ на таких основаниях в праве дожидаться первого рабочего дня для исполнения налоговых обязанностей вряд ли будет иметь место во всех случаях, когда налоговому органу станет известно о продолжении работы налогоплательщиком. Скорее всего, какое-то время (до изменения официальной позиции уполномоченных органов или появления судебных постановлений в пользу универсального значения «президентских» нерабочих дней) будет применяться подход, согласно которому такие дни не должны признаваться нерабочими при исчислении сроков, установленных НК РФ, для прямо поименованных в указах президента категорий налогоплательщиков:
- непрерывно действующих организаций;
- медицинских и аптечных организаций;
- организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости;
- организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения;
- организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
- организаций, предоставляющих финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);
- иных организаций, определённых решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, если организация не готова рисковать, то ей следует придерживаться правила: сроки уплаты налогов и взносов, приходящиеся на апрель, переносятся на 12 мая, если на организацию распространяются нерабочие «президентские дни». Если же организация продолжает работу в этот период, то уплатить налоги и взносы следует в сроки, предусмотренные НК РФ без учета нерабочих «президентских» дней.
консультацию
эксперта