Учетная политика на 2023 — бухгалтерский учет

27 декабря 2022
С 1 января 2023 года не так много нововведений в бухучете, по сравнению с 2022 годом, но их необходимо принимать во внимание при актуализации учетной политики на 2023 год.

Общие правила изменения учетной политики

Напомним основные правила формирования учетной политики.

В общем случае, учетная политика должна применяться последовательно из года в год (п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), а изменение учетной политики может производиться только в случаях:

  • изменения требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов;
  • разработки или выбора нового способа ведения бухгалтерского учета, приводящего к повышению качества информации об объекте учета;
  • существенном изменении условий деятельности организации.

Измененная учетная политика должна применяться с начала года, с которого компания вносит изменения (п. п. 10, 12 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Общий алгоритм формирования положений учетной политики организации:

  • если федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу — выбирается этот способ;
  • если ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу — выбирается один из возможных;
  • если ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу — организация разрабатывает его сама, исходя из пп. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь, в первую очередь, к стандартам МСФО, затем к федеральным (ПБУ, ФСБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).
При этом, если какая-то ситуация по-разному отражена в международных стандартах финансовой отчетности и в национальных рекомендациях в области бухучета, то подлежат применению МСФО.
НАЧАТЬ АУДИТ СЕЙЧАС
Помощь аудиторов, в т.ч. по новым ФСБУ, выявление налоговых рисков и ошибок
Узнать цену аудита

Новое в учетной политике — 2023

ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы»

С 1 января 2023 года организация может начать досрочное применение ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы». Обязательным для всех оно будет только с 2024 г. Разберем, какие положения нового стандарта должны быть в этом случае указаны в учетной политике.

При принятии решения о досрочном применении ФСБУ 14/2022 организации необходимо одновременно начать применять изменения в ФСБУ 26/2020, внесенные в 2022 году, но обязательные к применению с 2024 года, в отношении капитальных вложений в НМА, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

1. Порядок отражения в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 14/2022: ретроспективным или альтернативным способом (п.52-53 ФСБУ 14/2022).

Ретроспективное применение означает, что стандарт как будто бы применялся всегда.

Перспективное — стандарт будет распространяться только на те факты, которые случились после фактического его внедрения в учете. Данные бухучета, которые формировались раньше, корректировке не подлежат.

Альтернативное — при применении этого способа допускается не пересчитывать сравнительные показатели бухгалтерской отчетности в связи с переходом на применение нового стандарта.

2. Стоимостной лимит отдельного объекта НМА (п. 7 ФСБУ 14/2022).

Организация может принять решение не применять ФСБУ 14/2022 в отношении активов, характеризующихся признаками нематериального актива, но имеющих стоимость за единицу ниже лимита, установленного организацией. Данный лимит, устанавливается с учетом существенности информации о таких активах, по аналогии с принципами установления лимита для основных средств.

При этом верхний порог лимита отсутствует. Организация вправе установить любой лимит, отвечающий принципу существенности информации об активах (п. 7 ФСБУ 14/2022), например, как в налоговом учете — 100 000 руб.

Если стоимость актива не превышает установленного лимита, то актив не признается, а затраты на приобретение, создание такого актива признаются расходами периода, в котором завершены капитальные вложения, связанные с приобретением, созданием этих активов.

При этом организация должна обеспечить надлежащий контроль (в том числе с использованием забалансового учета) наличия и движения активов.

3. Принципы классификации НМА по видам и группам (п. 12 ФСБУ 14/2022).

Примеры видов НМА:

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для электронных вычислительных машин (программы ЭВМ);
  • базы данных;
  • изобретения;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • селекционные достижения;
  • лицензии и разрешения.

Группой НМА считается совокупность объектов нематериальных активов одного вида, объединенных исходя из сходного характера их использования.

4. Группы НМА, объекты в которых будут учитываться по переоцененной стоимости (п. 15 ФСБУ 14/2022).

При оценке нематериальных активов по переоцененной стоимости стоимость объекта нематериальных активов регулярно переоценивается таким образом, чтобы она была равна или не отличалась существенно от его справедливой стоимости, определяемой с использованием данных активного рынка с учетом требований МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».

При этом следует иметь в виду, что для переоценки НМА необходимо наличие активного рынка, оно определяется на основании критериев, отраженных в МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы».

Средства индивидуализации и разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности не подлежат переоценке (п. п. 17, 18 ФСБУ 14/2022).

Также необходимо указать:

  • периодичность проведения переоценки для каждой группы объектов;
  • порядок отражения дооценки и уценки;
  • способы списания накопленной дооценки: либо единовременно при списании объекта нематериальных активов, по которому была накоплена дооценка, либо по мере начисления амортизации.

5. Способ определения даты начала и прекращения, периодичность начисления амортизации по объектам нематериальных активов.

Периодичность начисления амортизации НМА (выбрать вариант):

  • ежемесячно,
  • ежеквартально,
  • в зависимости от установленного в организации отчетного периода.

В ФСБУ 14/2022 не отражены требования к периодам начисления амортизации НМА в учете. Указано только, что сумма амортизации за отчетный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости.

Момент начала начисления амортизации (выбрать вариант):

  • с даты его признания в бухгалтерском учет
  • с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта;

Момент прекращения начисления амортизации НМА (выбрать вариант):

  • с момента его списания,
  • с первого числа месяца, следующего за месяцем списания объекта НМА с бухгалтерского учета.
При выборе способа для конкретной группы учитывайте, что он должен наиболее точно отражать распределение во времени ожидаемых экономических выгод от использования объектов этой группы (пп. «а» п. 39 ФСБУ 14/2022).

6. Методы начисления амортизации.

Способ начисления амортизации выбирается организацией для каждой группы нематериальных активов.

В ФСБУ 14/2022 остались все ранее применяемые методы начисления амортизации:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка (с указанием формулы расчета суммы амортизации для способа уменьшаемого остатка (п. 40 ФСБУ 14/2022));
  • пропорционально количеству продукции (объему работ, услуг).
При этом, также не подлежат амортизации объекты нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования, то есть объекты, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования.

7. Порядок проверки элементов амортизации объекта НМА на соответствие условиям его использования.

Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. По результатам такой проверки при необходимости организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки, отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений.

8. Способы контроля за наличием и движением активов, не характеризующихся признаками, установленными пунктом 4 ФСБУ 14/2022.

Речь об активах, которые в соответствии с пп. «е» п. 8, п. 8 ФСБУ 14/2022 признаются в составе расходов в периоде их возникновения (результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, в отношении которых у организации имеются исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на них). Одним из способов реализации данного требования является ведение их учета на забалансовом счете. Это же требование распространяется на средства индивидуализации, созданные собственными силами организации.

9. Послабления и допущения ФСБУ 14/2022, если организация применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

  1. упрощенный порядок признания затрат на приобретение, создание, улучшение объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве НМА (пп. «б» п. 4 ФСБУ 26/2020): в первоначальную стоимость НМА в этом случае включаются только суммы (без учета НДС, подлежащего вычету), начисленные к уплате продавцу (подрядчику, правообладателю), остальные затраты списываются в расходы в текущем периоде;
  2. возможность не проверять на обесценение объекты НМА (п. 3 ФСБУ 14/2022);
  3. право на перспективное отражение изменений, связанных с началом применения ФСБУ 14/2022 в учете и бухгалтерской отчетности (только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения стандарта, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета);
  4. сокращенный объем информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности по НМА (п. 3 ФСБУ 14/2022);
  5. возможность признавать затраты на приобретение, создание, улучшение объектов, которые отвечают признакам нематериальных активов, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления. Однако в этом случае организация все же должна обеспечивать надлежащий контроль наличия и движения указанных объектов в рамках осуществляемого ею внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни (пп. б п.4 ФСБУ 26/2020 в ред. Приказа Минфина России от 30.05.2022 N 87н).

Изменения в ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»

Приказом Минфина России от 30.05.2022 N 87н были внесены небольшие изменения в ФСБУ 26/2020, относящиеся к учету капитальных вложений в основные средства, а также включены новые разделы по учету НИОКР и капитальных вложений в объекты НМА. Эти изменения обязательны для применения с 1 января 2024 года, но возможно их досрочное применение с 2023 года.

Так, в части изменений, относящихся и к капитальным вложениям в основные средства ФБСУ 26/2020 дополнен пунктом 14.1, согласно которому фактические затраты, связанные с осуществлением капитальных вложений в несколько объектов основных средств, объектов нематериальных активов, распределяются между ними обоснованным способом, установленным организацией самостоятельно. Например, пропорционально доле стоимости каждого из этих объектов в общей стоимости объектов.

Эти изменения можно применить досрочно независимо от того, применяется ли ФСБУ 14/2022.

Досрочное применение изменений в ФСБУ 26/2020 обязательно, если организация приняла решение о досрочном применении ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы».

Положение ФСБУ 26/2020 теперь распространяет свое действие на капитальные вложения в объекты нематериальных активов. Например, к капитальным вложениям в объекты НМА отнесены:

  • приобретение исключительных прав, прав в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование таких прав, на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, предназначенные для использования непосредственно в качестве объектов нематериальных активов (далее — права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации);
  • создание объектов нематериальных активов, в том числе в результате выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  • улучшение объектов нематериальных активов, связанное с улучшением (повышением) первоначально принятых нормативных показателей функционирования таких объектов;
  • приобретение (в частности, получение, продление, переоформление, подтверждение) прав на осуществление отдельных видов деятельности согласно специальному разрешению (лицензии).
Капитальные вложения признаются в бухгалтерском учете при соблюдении условий, установленных пунктом 6 ФСБУ 26/2020, вне зависимости от того, осуществлены ли они при первоначальном приобретении, создании объектов нематериальных активов или при последующем улучшении объектов нематериальных активов.

ФСБУ 26/2020 дополнен разделом II.1 «Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», полностью заменяющим действовавший ранее ПБУ 17/02 по учету НИОКР. То есть в учетной политике на 2023 год, при принятии решения о досрочном применении ФСБУ 26/2020, организация должна полностью пересмотреть ранее отраженные правила учета НИОКР с учетом положений нового раздела II.1 ФСБУ 26/2020.

При досрочном применении изменений в ФСБУ 26/2020 раздел учетной политики организации по учету капитальных вложений необходимо дополнить следующими положениями:

  • порядок применения изменений в ФСБУ 26/2020 в отношении капитальных вложений в объекты нематериальных активов: ретроспективно, альтернативно или перспективно (п.25, 25.1 ФСБУ 26/2020);
  • критерии отнесения конкретных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых для создания объекта нематериальных активов, к стадии исследований или стадии разработок.

Согласно п. 17.4 ФСБУ 26/2020 затраты, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, отражаются в бухгалтерском учете организации с подразделением на затраты, относящиеся:

  1. к стадии исследований, то есть стадии выполнения уникальных изысканий, целью которых является получение новых научных или технических знаний и достижений;
  2. к стадии разработок, то есть стадии применения результатов стадии исследований или иных знаний для планирования и проектирования производства новых или значительно улучшенных материалов, устройств, продуктов, процессов, систем, услуг до начала их производства в коммерческих целях или использования.

Актуализируем раздел Учетной политики «Учет капитальных вложений» 2022

ЕНП и другие изменения

С 1 января 2023 года введен единый налоговый платеж, т.е. налоги, взносы и авансовые платежи перечисляются «одной платежкой», а налоговый орган «разносит» этот платеж в счет уплаты конкретных налогов самостоятельно в порядке, предусмотренном НК РФ. Поэтому Рабочий план счетов, приложенный к учетной политике, необходимо дополнить новым субсчетом к счету 68 «Единый налоговый счет».

Также необходимо учесть, что с 1 января 2023 года объединили ФСС и ПФР в один фонд — Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (сокращенно — Социальный фонд России). Поэтому, если в учетной политике, при отражении методики расчета оценочного обязательства по отпускам упоминаются страховые взносы в ПФР и ФСС РФ, необходимо внести исправления с учётом изменений в законодательстве.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.
Рассчитать стоимость аудита

Проверяем актуализацию учетной политики

Напомним, что с 1 января 2022 года стали обязательными к применению четыре новых стандарта по бухгалтерскому учету: по основным средствам, капитальным вложениям, аренде и документообороту. Положения о порядке применения данных стандартов должны быть отражены в учетной политике организации и на 2023 год.

Наша аудиторская практика показала: что более 70% компаний в конце 2022 года не актуализировали учетную политику на 2022 год с учетом новых ФСБУ. Поэтому хотим напомнить наиболее важные моменты, которые необходимо отразить в учетной политике, в т.ч. на 2023 год.

ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»

1. Стоимостной лимит признания объекта в составе основных средств.

Организация может принять решение о неприменении положений ФСБУ 6/2020 в отношении объектов, соответствующих критериям основного средства, но ниже стоимостного лимита, установленного организацией.

В ФСБУ 6/2020 отсутствует верхний порог для лимита. Организация вправе установить любой лимит, отвечающий принципу существенности информации об активах (п. 5 ФСБУ 6/2020), например, как в налоговом учете — 100 000 руб.

Если стоимость актива не превышает установленного лимита, то актив не признается, а затраты на приобретение, создание такого актива отражаются единовременно в составе расходов периода, в котором они понесены (в периоде их осуществления).

Рекомендации по определению лимита и обоснованности его применения приведены в Рекомендациях БМЦ Р-126/2021-КпР «Стоимостной лимит для основных средств».

При этом, в учетной политике необходимо отразить способы обеспечения контроля за сохранностью таких активов, например: в регистрах (п. 10 Рекомендации Р-126/2021-КпР Фонда "НРБУ «БМЦ «Стоимостной лимит для основных средств»).

2. Критерии существенности стоимости и разницы сроков полезного использования при определении инвентарного объекта ОС.

Инвентарным объектом ОС признается (п. 10 ФСБУ 6/2020):

  • объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • комплекс конструктивно сочлененных предметов, если он обособлен, представляет собой единое целое и предназначен для выполнения определенной работы.
  • существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев (п. 10 ФСБУ 6/2020).

Кроме того, части одного объекта ОС также могут учитываться как самостоятельные инвентарные объекты в случаях, когда:

  • объект вводится в эксплуатацию по частям;
  • стоимость и сроки полезного использования частей объекта существенно отличаются от стоимости и срока полезного использования объекта в целом.

Сам критерий существенности величины затрат, которые будут относится к таким объектам, в ФСБУ 6/2020 не определен. Следовательно, компании нужно его установить в учетной политике. При этом следует учитывать установленный организацией общий уровень существенности раскрываемой информации.

Например, величина существенности суммы затрат при признании самостоятельного инвентарного объекта может быть установлена в размере 5-10% от стоимости объекта в целом. А существенность отличия срока полезного использования части объекта — в размере более 5-10% от срока полезного использования объекта в целом (исходя из 10% искажения показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое признается грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету в соответствии с примечанием к ст. 15.11 КоАП РФ).

3. Принципы формирования групп основных средств — совокупности объектов основных средств одного вида, объединенных исходя из сходного характера их использования (абз. 2 п. 11 ФСБУ 6/2020).

Основные средства подлежат классификации по видам (например, недвижимость, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь) и группам. Группой основных средств считается совокупность объектов основных средств одного вида, объединенных исходя из сходного характера их использования.

Данная классификация необходима, так как ФСБУ 6/2020 допускает применение для разных групп основных средств различных способов последующей оценки и способов начисления амортизации.

4. Способ определения даты начала и прекращения начисления амортизации по объектам основных средств.

По ПБУ 6/01 начало и прекращение начисления амортизации допускалось исключительно с первого числа месяца признания (списания) объекта.

Теперь по ФСБУ 6/2020 дата начала амортизации — это дата признания объекта в бухучете. А дата прекращения начисления амортизации ОС — момент его списания с бухгалтерского учета.

Также разрешается по выбору организации применение привычного способа начисления амортизации. Начало — с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС в бухгалтерском учете, окончание — с первого числа месяца, следующего за месяцем списания объекта.

5. Методы начисления амортизации.

В ФСБУ 6/2020 остались все ранее применяемые методы начисления амортизации, за исключением метода исходя из суммы чисел лет СПИ объекта ОС, как это было предусмотрено п. 18 ПБУ 6/01.

Следовательно, если ранее организация применяла данный метод, то она должна выбрать один из способов, перечисленных в п. 35-36 ФСБУ 6/2020.

Кроме того, можно применять разные методы начисления амортизации для разных групп объектов основных средств (п. 34 ФСБУ 6/2020).

При применении способа уменьшаемого остатка организация должна определить формулу расчета суммы амортизации (п. 35 ФСБУ 6/2020). При этом формула должна обеспечивать систематическое уменьшение этой суммы по мере истечения срока полезного использования этого объекта.

Начисление амортизации по основным средствам не приостанавливается (в том числе в случаях простоя или временного прекращения использования основных средств), за исключением случая, когда ликвидационная стоимость объекта основных средств становится равной или превышает его балансовую стоимость.

Если у организации были ранее предусмотрены в учетной политике положения о периодах приостановления начисления амортизации, их необходимо исключить.

6. Периодичность начисления амортизации.

ФСБУ 6/2020 не отражены требования к периодам начисления амортизации в учете. Указано только, что сумма амортизации объекта ОС за отчетный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости.

Соответственно, организация должна определить периодичность начисления амортизации, например, ежемесячно или на конец установленного в организации отчетного периода.

7. Методы последующей оценки основных средств и правила переоценки.

После признания объект основных средств может оцениваться в бухгалтерском учете одним из следующих способов:

  1. по первоначальной стоимости;
  2. по переоцененной стоимости.

При этом, выбранный способ последующей оценки основных средств может применяется к определенным группам основных средств (п. 13 ФСБУ 6/2020).

При проведении переоценки в основном применяется способ пропорционального пересчета первоначальной стоимости и накопленной амортизации объекта основных средств таким образом, чтобы балансовая стоимость объекта основных средств после переоценки равнялась его справедливой стоимости. Допустимым является также способ, при котором сначала первоначальная стоимость объекта основных средств уменьшается на сумму амортизации, накопленной по нему на дату переоценки, а затем полученная сумма пересчитывается таким образом, чтобы она стала равной справедливой стоимости этого объекта (п. 17 ФСБУ 6/2020).

Кроме того, накопленная сумма дооценки ОС, отличных от инвестиционной недвижимости, может переносится с добавочного капитала на нераспределенную прибыль организации одним из двух способов (п. 20 ФСБУ 6/2020):

  • единовременно при списании переоцененного объекта ОС;
  • по мере начисления амортизации по нему.

Принятый организацией способ списания накопленной дооценки на нераспределенную прибыль организации применяется в отношении всех отличных от инвестиционной недвижимости основных средств.

Для группы ОС «Инвестиционная недвижимость» установлены особые правила переоценки (п. 21 ФСБУ 6/2020).

Также нужно установить периодичность проведения переоценки для каждой группы исходя из того, в какой степени их справедливая стоимость подвержена изменениям.

Для организаций, имеющих право на упрощенное ведение бухучета и составление бухотчетности, данные стандарты предусматривают ряд упрощений, об их применении нужно объявить в учетной политике.

ФСБУ 6/2020: пример-расчет перехода в Excel, бухгалтерские справки для перехода и др. практические вопросы

ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»

ФСБУ 25/2018 с 1 января 2022 года обязателен к применению также всеми компаниями, за исключением организаций госсектора, при отражении в учете операций по сдаче или получении имущества в аренду и лизинг.

ФСБУ 25/2018 — основы применения и практика перехода для лизингодателей

ФСБУ 25/2018 — практика применения для лизингополучателей

Напомним, что стандарт не применяется при отражении операций по аренде:

  • участков недр для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых;
  • результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых эти результаты и средства выражены;
  • объектов концессионного соглашения.

Материалы круглого стола «Актуализируем раздел Учетной политики „Учет аренды“ 2022»

Отметим наиболее важные моменты, которые необходимо отразить в учетной политике.

1. Возможность у арендатора не отражать предмет аренды в качестве ППА

В п. 11 ФСБУ 25/2019 отражены условия при которых арендатор может не признавать предмет аренды и не признавать обязательство:

  • срок аренды не превышает 12 месяцев на дату предоставления предмета аренды;
  • рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб.;
  • если компания-арендатор вправе вести упрощенный бухучет.
Эти правила действуют, если арендатор не планирует выкупать предмет аренды (по условиям договора) или сдавать его в субаренду.

ФСБУ 25/2018 — практика перехода и применения для арендодателей

2. Порядок учета операций по договорам аренды и описание методики оценки показателей у арендатора и арендодателя.

Арендодателю нужно отразить:

  • порядок признания доходов при операционной аренде — равномерно или на основе другого систематического подхода, отражающего характер использования арендатором экономических выгод от предмета аренды;
  • при наличии права применять упрощенные способы учета — решение учитывать любую аренду как операционную (за исключением договоров, по которым право собственности на объект аренды переходит к арендатору или которые он имеет право выкупить по цене значительно ниже справедливой стоимости) (п. 28 ФСБУ 25/2018).

Арендатору нужно отразить:

  • порядок признания арендных платежей в качестве расхода (равномерно или иным способом) по договорам, по которым организация воспользовалась правом не признавать предмет аренды в качестве ППА и не признавать обязательство по аренде;
  • порядок определения фактической стоимости ППА и первоначальной оценки задолженности по аренде в случае применения упрощенных способов ведения бухучета (п. п. 13, 14 ФСБУ 25/2018).

3. Способы амортизации, сроки полезного использования, последующая оценка, переоценка права пользования активом (ППА) у арендатора.

Учет права пользования активом у арендатора осуществляется в том же порядке, что и учет основных средств организации, схожих по характеру использования (п. п. 10, 16, 17 ФСБУ 25/2018, п. 38 ФСБУ 6/2020).

Необходимо установить порядок определения срока полезного использования и начисления амортизации, за исключением случаев, когда схожие по характеру использования активы не амортизируются, такие как: земельные участки, активы, попадающие под определение инвестиционной недвижимости и оцениваемые по переоцененной стоимости. Амортизация по таким ППА не начисляется (п. п. 10, 17 ФСБУ 25/2018, п. 28 ФСБУ 6/2020).

Но есть и ограничения — срок полезного использования ППА не должен превышать срок аренды, если не предполагается переход к арендатору права собственности на предмет аренды.

Способ начисления амортизации определяются аналогично основным средствам: линейным способом или способом уменьшаемого остатка (п. п. 35, 37 ФСБУ 6/2020).

Амортизация также может начисляться (п. п. 10, 17 ФСБУ 25/2018, пп. «а» п. 33 ФСБУ 6/2020):

  • с даты поступления предмета аренды в организацию, если он пригоден для эксплуатации в запланированных целях;
  • с даты приведения предмета аренды в состояние, пригодное для использования (например, с даты окончания монтажа);
  • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания ППА.

Здесь важно отметить, что учетная политика в отношении права пользования активом и других аналогичных по характеру использования активов должна быть единой. Например, если полученное в аренду имущество по характеру использования схоже с основными средствами (ОС), которые компания переоценивает, то арендатор вправе принять решение о переоценке права пользования активом (п. 16 ФСБУ 25/20218 в редакции Приказа Минфина РФ от 29.06.2022 N 101н).

4. Порядок отражения прав пользования активами (ППА) в бухгалтерском балансе арендатора.

Этот вопрос регулируется п. 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», п. 47 МСФО (IFRS) 16 «Аренда».

Отражать можно:

  • либо по строке 1150 «Основные средства» (в отношении арендованных основных средств) с раскрытием информации в примечаниях о включении ППА,
  • либо по отдельной самостоятельно выделенной строке.

ФСБУ 25/2018. Практика применения для арендаторов

ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»

В учетной политике на 2023 по данному ФСБУ нужно отразить ряд положений. Перечислим их.

1. Порядок исправления первичных учетных документов и регистров бухучета.

Выбор способов исправления бумажных и электронных документов приведен в п. 18 −22 ФСБУ 21/2021.

Например, исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, допустимо только корректурным способом: путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и указания исправленного текста или суммы над зачеркнутым. Исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, путем составления нового (исправленного) документа не допускается.

Исправление в регистре бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, допустимо корректурным способом, либо путем исправительной записи по счетам бухгалтерского учета.

Исправление первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, составленных в виде электронного документа, допустимо путем составления нового (исправленного) электронного документа.

2. Порядок хранения документов и доступ к ним.

Срок хранения первичных учетных документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения составляет не менее 5 лет (ч. 1 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете). Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее 5 лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

Есть ситуации, при которых документы должны храниться более продолжительные сроки, например, для подтверждения некоторых расходов (убытков) по правилам НК РФ.

При организации хранения нужно учесть особенности, предусмотренные Законом об архивном деле и Перечнем, утвержденным Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236.

Запрещен перевод документов, составленных на бумажном носителе, в электронный вид с целью последующего хранения.

Должно быть обеспечено информирование главного бухгалтера (иного соответствующего лица) о доступе к архивам документов.

3. К учетной политике нужно приложить график документооборота.

Требования к организации документооборота в компании отражены в п. 28-30 ФСБУ 27/2021.

График документооборота должен обеспечить, в частности, своевременное отражение в учете объектов бухучета, в том числе передачу первичных учетных документов для регистрации сведений из них в регистрах бухучета и бухгалтерской отчетности.

Как сделать учетную политику удобной и выгодной

Учетная политика, составленная в конструкторе, не способна учесть все индивидуальные тонкости ведения конкретного бизнеса. Гораздо большую отдачу с точки зрения удобства использования и внедрения оптимальных решений принесет учетная политика, составленная специально для вашей компании, в которой продуман каждый нюанс.

Такая УП помогает регулировать и заранее продумать стратегию ведения бухгалтерского учета, что в конечном итоге определяет стратегию формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Продуманная УП помогает быть уверенным в выбранных способах учета. Не стоит пренебрегать учетной политикой и внесением изменений в нее.

Эксперты компании «Правовест Аудит» помогут актуализировать вашу учетную политику или скорректировать некоторые ее части под новое законодательство и вновь «открывшиеся» потребности компании. Возможна разработка учетной политики по МСФО.

Команда наших экспертов имеет опыт работы в разных отраслях бизнеса и системах налогообложения. Независимо от размера компании обеспечиваем индивидуальность учетной политики и учитываем потребности организации в сближении бухгалтерского и налогового учета. Разносторонние опробированные знания наших специалистов помогают выбрать оптимальные способы бухгалтерского и налогового учета. Мы обосновываем наши предложения и раскрываем предлагаемые способы учета. Учетная политика согласовывается и дорабатывается с учетом мнения бухгалтерии.

ПОЛУЧИТЬ
АУДИТОРСКОЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вместе с достоверной отчетностью и аудиторским заключением получите максимум пользы от аудита
Узнать стоимость аудита за 1 мин
17 мая
11:00
Проблемные контрагенты: что учесть на практике
Открытый вебинар
Записаться
Наверх