Уведомление о контролируемых сделках за 2014 год – что нового?

13 мая 2015
Аудиторы «Правовест Аудит» подготовили разъяснения по данной теме, в т.ч.:
  1. — Об окончании переходного периода по представлению уведомлений
  2. — Когда сделка признается контролируемой вне зависимости от суммы дохода
  3. — Уведомление должна представить каждая сторона сделки.
  4. — Ответственность за непредставление уведомления о контролируемой сделке

20 мая 2015 года – крайний срок подачи уведомления о контролируемых сделках, совершенных налогоплательщиком в 2014 году. Форма уведомления и порядок ее заполнения утверждены  Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@. Расскажем о некоторых особенностях представления уведомления  по контролируемым сделкам, совершенным в 2014 году.


Об окончании переходного периода по представлению уведомлений

С одной стороны процедура  представления уведомлений о контролируемых сделках налогоплательщику не в новинку, уведомления подаются налогоплательщиками  уже третий год, впервые отчетность  о контролируемых сделках представляли за 2012 год. С другой стороны,  с 1 января 2014 года закончились ограничения переходного периода по суммам контролируемых сделок с одним лицом, по которым у налогоплательщиков была обязанность отчитываться за 2012 и 2013 год – 100 млн. рублей и 80 млн. рублей соответственно.

Напомним, что на переходный период до 1 января 2014 года пунктом 7 ст. 4 Закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ были установлены не только суммовые пределы для признания сделок контролируемыми, но и ограничения по суммам контролируемых сделок, по которым следовало отчитываться перед налоговыми органами. Другими словами, до 1 января 2014 года налогоплательщик обязан был подавать уведомления о контролируемых сделках только в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным им в календарном году с одним лицом, превышала соответственно в 2012 году - 100 млн. рублей, в 2013 году - 80 млн. рублей.

Если же сумма доходов по всем контролируемым сделкам с одним лицом не дотягивала до вышеуказанных значений, то обязанности отчитываться по таким сделкам не возникало.  В 2014 году указанные ограничения уже не действуют. Таким образом, если сделка признается контролируемой согласно ст. 105.14 НК РФ, то  с 1 января 2014 года обязанность отчитаться по ней теперь не зависит от суммы этой сделки.

Подробнее об этом читайте на нашем сайте в материале: «Какие сделки признаются контролируемыми в 2015 году».

Таким образом, если  налогоплательщик в 2014 году совершал  сделки, относящиеся к контролируемым, но по которым не установлены ограничения по сумме доходов, ему надлежит подать уведомления об этих сделках. Рассмотрим, в каких случаях может возникнуть такая обязанность.

Когда сделка признается контролируемой вне зависимости от суммы дохода

Во-первых,  сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом Российской Федерации, признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по таким сделкам. Это неоднократно разъяснял Минфин России, смотрите письма от 3 декабря 2014 г. N 03-01-18/61817, N 03-01-18/61811). Например, к такой сделке можно отнести получение займа от учредителя -иностранной организации, закупку товаров между дочерней и материнской компанией, когда одна из них  не является налоговым резидентом РФ и др.

Обратите внимание, если сделка одновременно относится к нескольким видам контролируемых сделок, например, сделка по купле-продаже товаров мировой биржевой торговли между организацией и ее взаимозависимым лицом–иностранной организацией, зарегистрированной в офшоре, то отчитываться по ней следует, даже если не превышен суммовой порог, установленный в пп.1 и 2 п. 1 ст.105.14 НК РФ – 60 млн. рублей. Аналогичное разъяснение содержится в письме Минфина России от 02.12.2013 N 03-01-18/52040.

Во-вторых, сделки между взаимозависимыми лицами, совершенные через посредников (т.е. через третьих лиц). При этом такие посредники не являются взаимозависимыми лицами с налогоплательщиком, но в сделке участвуют исключительно формально, организуя перепродажу товаров (работ, услуг) от одного  лица к другому лицу, взаимозависимому с этим лицом.

Такие посредники  только создают документооборот по сделке, не выполняют в ней никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации  этой перепродажи.

Требования к сумме доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год для целей признания их контролируемыми не установлены, они признаются контролируемыми независимо от суммы полученных доходов. Аналогичная точка зрения изложена в письме Минфина России от 17.07.2013 N 03-01-18/27876. При этом  в письме от 10.12.2014 N 03-01-18/63462 Минфин выразил мнение, что сделки, совершенные через комиссионеров (агентов и иных поверенных) не могут быть автоматически приравнены к сделкам между взаимозависимыми лицами в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ.

Для  обоснованного вывода в отношении  посреднических сделок необходимо провести анализ функций и рисков, принимаемых посредниками, а также используемых ими активов при организации сделки.

Уведомление должна представить каждая сторона сделки

Сделка не может являться контролируемой для одной из ее сторон и не являться таковой для другой стороны, уведомление о ее совершении должно быть направлено всеми ее сторонами.

Согласно п. 13 ст. 105.3 НК РФ правила раздела V.1 НК РФ распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению или уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным п. 4 ст. 105.3 НК РФ.  

Это  налог на прибыль,  НДФЛ, НДПИ,  а также НДС, при условии, когда одной из сторон сделки  является организация или ИП, неплательщик НДС или освобожденный от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС. Пунктом 1 ст. 105.16 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими контролируемых сделках.

Таким образом, налогоплательщики обязаны предоставлять в налоговые органы уведомления о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках независимо от того, является ли налогоплательщик по таким сделкам стороной, получившей доходы или осуществившей расходы, что привело к увеличению или уменьшению налоговой базы по налогам, перечисленным выше.

Это согласуется и с пп 4 п. 3 ст. 105.16 НК РФ, согласно которому сведения о контролируемых сделках, указываемые в уведомлении о контролируемых сделках, должны содержать информацию о сумме полученных доходов и (или) сумме произведенных расходов (понесенных убытков) по ним. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России и ФНС РФ (письма Минфина России от 11.02.2013 N 03-01-18/3238, от 14.11.2012 N 03-01-18/9-169, от 06.09.2012 N 03-01-18/7-127, от 06.07.2012 N 03-01-18/5-94, письмо ФНС РФ от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182).

Ответственность за непредставление уведомления о контролируемой сделке

Ответственность по ст. 129.4 НК РФ предусмотрена за:

  • неправомерное непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году;
  • представление уведомления, содержащего недостоверные сведения (письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-01-18/2646).

Таким образом, ст. 129.4 НК РФ предусматривает два самостоятельных вида налоговых правонарушений, субъектом которых является налогоплательщик, совершивший контролируемую сделку,  и обязанный представить в налоговый орган соответствующее уведомление.

За совершение каждого из указанных правонарушений может быть взыскан штраф в размере 5 000 рублей.

Налогоплательщик направляет Уведомление в тот налоговый орган, в котором он состоит на налоговом учете:

  • налогоплательщики-организации - по месту своего нахождения;
  • налогоплательщики - физические лица - по месту жительства;
  • организации, отнесенные в соответствии со ст. 83 НК РФ к крупнейшим налогоплательщикам - в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Уведомление не заполняется, если сделка:

  • не признается контролируемой в силу ст. 105.14 НК РФ;
  • была заключена, но не исполнена (письмо ФНС России от 15.01.2013 N ОА-4-13/146@).

Ряд вопросов по заполнению уведомления о контролируемых сделках подробно разъяснен Федеральной налоговой службой в письмах от 01.11.2013 N ОА-4-13/19652@, от 11.07. 2013 г. N ОА-4-13/12513@,  от 18.04. 2014 г. N ОА-4-13/7549@ "О заполнении Уведомления о контролируемых сделках" и др.

Аудиторы и эксперты компании «Правовест Аудит» всегда готовы помочь и рады ответить на Ваши вопросы!

май 2015г.

Приглашаем на ближайшие круглые столы

Искренне Ваш,
Правовест Аудит

звоните: 8 (495) 134-32-23
пишите: info@pravovest-audit.ru

Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!

23 апр
11:00
Предоставление и оплата отпуска в 2024 году: простые «непростые» ситуации
Круглый стол (Online-формат)
Записаться
Наверх