Содержание
А нам сдавать? Кто должен проходить обязательную аудиторскую проверку?
Перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ (далее Закон № 307-ФЗ). Но он не является закрытым, т.к. обязательный аудит проводится в случаях, когда отчетность подлежит обязательному аудиту по основанию, предусмотренному другими федеральными законами (ч. 1.1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ, Информационное сообщение Минфина России от 25.07.2023 N ИС-аудит-64), даже если N 307-ФЗ проведение аудита прямо не предусмотрено. Так, для застройщиков обязательный аудит установлен Законом N 214-ФЗ.
Список организаций, обязанных проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО) довольно большой, и часто меняется. Например, с 1 января 2025 года освободили от обязательного аудита операторов инвестплатформ, обязанных раскрывать бухгалтерскую отчетность в соответствии с от 02.08.2019 г. N 259-ФЗ ( от 08.08.2024 г. N 263-ФЗ). Освобождение применяется начиная с отчетности за 2024 год. Однако обязанность по проведению обязательного аудита сохраняется для тех операторов инвестиционных платформ и лиц, привлекающих инвестиции, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту в силу иных оснований, предусмотренных федеральными законами (например, операторов инвестиционных платформ, являющихся регистраторами; лиц, привлекающих инвестиции, — кредитными организациями) (Информационное сообщение Минфина России от 09.08.2024 г. N ИС-аудит-70).
Минфин РФ размещает Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый год на своем сайте. В нем дается информация об аудиторских организациях, которые вправе проводить обязательный аудит и приводятся категории организаций, для которых обязательно проведение аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, годовой консолидированной финансовой отчетности.
Перечислим категории организаций и некоторые критерии обязательного аудита БФО:
- организации, соответствующих хотя бы одному из следующих условий:
- доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей (сумма строк 010 и 020 Листа 02 декларации по налогу на прибыль);
или
- сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.
- публичные акционерные общества — проходят обязательный аудит ежегодно независимо от величины дохода и активов, непубличные АО — только в случаях, предусмотренных законом, например, когда их ценные бумаги допущены к организованным торгам, или их акции находятся в федеральной собственности (см. Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2015 N 2176-р);
- все виды пенсионных фондов;
- государственные компании;
- участники рынка ценных бумаг;
- кредитные организации;
- политические партии.
Т.е. подпадать под обязательную аудиторскую проверку могут и ООО. Например, если ценные бумаги фирмы участвуют в торгах или если доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, составляет более 800 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей, а также, если компании необходимо раскрыть сводную бухгалтерскую отчетность и т.д.
К сведению! Показатель дохода для целей определения критериев проведения обязательного аудита, рассчитывается согласно требованиям налогового законодательства. В доход включается выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. В расчет также принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и по всем налоговым режимам.
Также есть ограничения по проведению аудита некоторых организаций. Например, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО) и инициативный аудит публичных акционерных обществ (ПАО), проводится только аудиторскими организациями. Это значит, что индивидуальный аудитор вправе провести только инициативный аудит, кроме ПАО, а также оказывать прочие услуги, кроме проведения обязательного аудита.
просто аудит!
Обязаловка, но польза
Обязательный аудит — мероприятие обязательное и ежегодное. Есть два способа его провести: один раз в год или же поэтапно в течение года. С первым вариантом все понятно: позвали аудиторов и получили заключение — слишком формально. Поэтапный аудит рассмотрим подробнее, так как считаем его максимально правильным и полезным для бизнеса. Как правило, обязательный аудит организаций в 2025 году проводят за 2024. Но при поэтапном аудите возможно (и рекомендуется) начинать проводить аудит за 2025 год уже в 2025 году.
Преимущества поэтапного комплексного обязательного аудита:
- Уверенность, что в учете полный порядок – комплексный аудит направлен не на «постановку диагноза», а на помощь аудиторов в исправлении текущей ситуации с учетом, что позволяет сразу устранять ошибки, не накапливая их
- После аудита исключены налоговые риски штрафов и доначислений по налогам - комплексный подход выявляет неточности и ошибки не только бухучета, но и налогообложения «в моменте». Поэтому они сразу исправляются, а вместе с ошибками уходят и возможные риски.
- – после прохождения комплексного аудита выдается страховой сертификат ИНГОССТРАХ на 30 млн руб. – гарантия компенсации штрафов и пеней, если у налоговой возникнут «вопросы» по проверенному периоду.
- Не придется решать сложные вопросы бухучета и налогов «в одиночку» - сервисная поддержка 24/7, аудиторы, налоговые эксперты готовы в течение всего года быстро подключиться к решению ваших вопросов по налогам, бухучету и налоговому контролю.
- Появляются новые возможности оптимизации — использование законных финансовых и налоговых резервов (в том числе при применении новых ФСБУ 5/2019 «Запасы», ФСБУ 6/2020, ФСБУ 14/2022, ФСБУ 25/2018 и других положений по бухучету и налогу на прибыль). Комплексный аудит позволяет не только что-то исправить, но и предвосхитить, зачастую пойти более выгодным для бизнеса путем, раскрыв и высвободив дополнительные денежные средства за счет открытия финансовых резервов.
- Комфортное прохождение аудита – нет стресса для финансовой службы. Процедура аудита — кропотливый, требующий особого внимания и организации процесс. Проведенный в ограниченном временном промежутке он всегда менее точный, отвлекает сотрудников от работы и не приносит дополнительной пользы.
Качество аудита сильно зависит от профессионализма и опыта аудиторов. Время лучших из них забронировано на год вперед. Чем ближе финальная дата сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности, тем ниже возможность воспользоваться именно их услугами. И снова выручает комплексный обязательный аудит, когда профессионалы определены заранее и сопровождают вас в течение года.
Полезно знать. Условия обязательного аудита
Описывать регламенты не будем: законодательство, регулирующее аудиторскую деятельность, часто уточняется. Скажем лишь, что на сегодняшний день при проведении обязательного аудита аудиторы используют 40 стандартов (Приказ Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»). В свою очередь, МСА влияют на работу с документацией, усложняя аудит и требуя высокой квалификации специалистов и одновременно систематизируя, делая его более полезным для бизнеса.
Напомним сроки проведения аудита годовой отчетности за 2025 год. Нужно знать, что за 2025 год аудиторское заключение подается в налоговые органы в электронном виде вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью (ст. 18 № 402-ФЗ) или не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но до 31 декабря 2026 года включительно.
Посмотреть нюансы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения можно в ФНС от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@. Электронные форматы их представления утверждены ФНС от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@ (действует до 01.01.2026 г.) и от 15.11.2024 г. N ЕД-7-1/1041@ (действует с 01.01.2026 г.).
Также отметим, что с 1 января 2025 года внесены поправки в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Эти поправки существенно дополнили обязанности аудиторов и это отражается на взаимодействии с клиентами при заключении договоров на аудит.
подлежите ли Вы
обязательному аудиту
Есть что терять
Последствия непредставление аудиторского заключения или нарушение дедлайнов (в т.ч. штрафы из-за непроведения обязательного аудита), действующие в 2025 году:
- Не предоставили аудиторское заключение в налоговые органы до 31 декабря года, следующего за отчетным? Придется заплатить ( КоАП РФ):
- от 3 000 до 5 000 руб. — для организации;
- от 300 до 500 руб. — для должностного лица.
- Вы должностное лицо предприятия, которое не предоставляло аудиторские заключения? Заплатите от 5000 до 10 000 руб. (прим. 1 к КоАП РФ).
Не разместили аудиторское заключение в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности? Попрощаетесь с 5000 — 10 000 руб. (должностное лицо). Если с размещением задержались — 5000 руб. ( КоАП РФ).
Если федеральным законом установлена обязанность по публикации бухгалтерской отчетности вашей организации в СМИ, то, как только подписали аудиторское заключение, обязательно передайте сведения о нем в Единый федеральный реестр в течении трех дней. Основание: Закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (Информационные письма от 13.01.2022 № ИС-аудит-48 и № ИС-учет-36 Минфина РФ)
- Аудиторское заключение у организаций, подлежащих обязательному аудиту, хранится не менее пяти лет. Если, скажем, в ходе выездной налоговой проверки обнаружится его отсутствие за какой-то год, заплатите от 5000 до 10 000 руб. ( КоАП).
Но самые устрашающие последствия влечет отсутствие глубокой проверки налогов во время аудита. Законодательство не требует этого, однако тут кроется «ловушка», т.к. «стандартный» финансовый аудит практически не выявляет налоговые риски — он направлен на другое. И компании зачастую даже не подозревают, в какой опасности они находятся. Это выявляется только во время выездной налоговой проверки, которая по статистике влечет доначисления 65-101 млн руб. в 98% случаев... Особенно досадно, что таких катастрофических последствий можно было бы избежать, если ли бы компания провела , а значит риски были бы выявлены и обезврежены.