Вычет НДС, требование налоговой, поставка EXW, премирование, учет авто (блиц-ответы)

01 сентября 2023

Предлагаем блиц-ответы экспертов «Правовест Аудит» на вопросы наших клиентов из закрытого Телеграмм-чата.

Вопрос № 1. После отгрузки товара осталась предоплата за товар с НДС (отгрузка была неполная). При этом покупатель нарушил некоторые обязательства, из-за чего к нему был применен договорной штраф (без НДС). Покупатель согласен на зачет оставшейся предоплаты в счет штрафа. Может ли продавец принять к вычету НДС с аванса?

Ответ: Право на вычет НДС, исчисленного с ранее полученного аванса, возникает в случае возврата указанного аванса (в том числе посредством зачёта взаимных требований) вследствие:

  • изменения условий договора;
  • расторжения договора.

По нашему мнению, в рассматриваемом случае данные условия не вполне соблюдаются, так как не происходит изменений условий договора, или расторжения договора. В связи с чем мы не можем исключить риск возникновения споров с налоговыми органами в случае принятия рассматриваемого НДС к вычету.

Вопрос № 2: Вправе ли налоговая истребовать документы на основании п.2, абз.2 п. 5 статьи 93.1 НК с учетом следующего:

  • поставщик и налоговая, направившая поручение, из разных субъектов федерации;
  • налоговая просит штатное расписание компании;
  • в требовании идет речь про нефтепродукты, а поставщик поставляет нефть?

Ответ: Ни одно из указанных обстоятельств не является законным основанием не исполнять требование инспекции.

Вопрос № 3: Компания закупает товар у поставщика в Китае на условиях EXW, т.е. забирает самостоятельно в Китае. Далее товар в РФ не ввозится, а продается там же в Китае на условиях EXW покупателю-резиденту РФ. Как закрывать покупателю оплату в Китай по контракту в валютном контроле (ввоза товара, а значит и таможенной декларации — нет)? При продаже резидентом РФ в адрес резидента РФ за пределами РФ налог на прибыль и НДС исчисляются в общем порядке?

Ответ: Уполномоченный банк в целях валютного контроля вправе запрашивать и получать от стороны внешнеторгового контракта документы, указанные в п.4 ст.23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в т.ч. таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию РФ и их вывоз с территории РФ (пп.11 п.4 ст.23 Закона № 173-ФЗ).

По нашему мнению, если товар не вывозится из РФ и не ввозится в РФ и таможенные декларации на такой товар не оформляются, то основания для их предоставления в целях валютного контроля отсутствуют.

Поскольку местом реализации товара не признаётся территория РФ, то объекта налогообложения НДС не возникает. Налог на прибыль подлежит исчислению и уплате в общеустановленном порядке.

Вопрос № 4: Может компания несколько раз в месяц выплачивать премию сотрудникам? Можно ли прописать в положении о премировании, что начисленная премия за квартал/полугодие может выплачиваться 2 частями (например, рядовым сотрудникам выплачивать сразу все, а премии руководителям отделов разделить на 2 части)?

Ответ: Выплата премии осуществляется в размерах и порядке, установленном трудовым договором, коллективным договором, локальным нормативным актам, с учётом требований ТК РФ. При этом ТК РФ не устанавливает каких-либо ограничений на выплату премий сотрудникам.

Письмо Минтруда России от 14.02.2017 № 14-1/ООГ-1293: если положением о премировании установлено, что выплата премии работникам по итогам за определенный системой премирования период, например, за месяц, осуществляется в месяце, следующем за отчетным, или указан конкретный срок ее выплаты, а по итогам работы за год — в марте следующего года или также указана конкретная дата ее выплаты, то это не будет нарушением требований части шестой статьи 136 ТК РФ.

Выплачивать премию двумя частями можно. При этом нужно чётко прописать порядок выплаты премии и ознакомить заранее с таким порядком сотрудников под роспись, чтобы не было претензий и споров.

Вопрос № 5: Компания приобрела дорогостоящий корпоративный автомобиль. Указали ликвидационную стоимость 25 процентов. Начисление амортизации ежемесячно в черчение 60 месяцев. Будет ли разница в бухгалтерском и налоговом учете? Или просто будет разный СПИ для них?

Ответ: Разницы между бухгалтерским и налоговым учётом возникают (как правило) вследствие применения различного порядка учёта доходов и расходов.

В рассматриваемом случае суммы ежемесячных амортизационных отчислений в бухгалтерском и налоговом учёте будут различаться в силу:

  • различных СПИ;
  • установления ликвидационной стоимости для основного средства в бухучете.

Соответственно, оба указанных обстоятельства будут приводить к возникновению временных разниц по смыслу ПБУ 18/02.

Хотите получить ответ на свой вопрос с полным правовым обоснованием? Закажите индивидуальную консультацию по абонементу «Хочу все знать». А для блиц-ответов — подписка «В курсе дела».

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.
Рассчитать стоимость аудита
17 мая
11:00
Проблемные контрагенты: что учесть на практике
Открытый вебинар
Записаться
Наверх