Постановление АС ПО от 10.10.2023 года по делу № А72-13736/2022
Инспекция в рамках выездной проверки проверила деятельность компании за 2017-2019 годы и решение по ее результатам вынесла 23.05.2022 года (проверка проводилась с 08.07.2020 по 06.07.2021). Менее чем через 3 месяца с даты вынесения решения по проверке (16.08.2022), налоговый орган вновь назначает выездную проверку, но уже за иные периоды (2020-2021годы).
Компания посчитала, что назначение очередной выездной проверки в 2022 году с учётом окончания предыдущей в 2021 году уже само по себе указывает на избыточное и неограниченное по продолжительности применение мер налогового контроля.
Полагая, что действия проверяющих не соответствуют принципам разумности и целесообразности проведения мероприятий налогового контроля, недопустимости их избыточного применения, накладывающих на компанию необоснованную административную и финансовую нагрузку, налогоплательщик обратился в суд с иском о признании незаконным решения налогового органа о назначении проверки.
Суды трех инстанций поддержали инспекцию, указав следующее:
налоговые органы не вправе проводить 2 и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года(п. 5 ст. 89 НК РФ);
предыдущая выездная проверка завершена 06.07.2021 года, о чем составлена справка о проведенной проверке, новая назначена в следующем календарном году (16.08.2022 года). Следовательно, налоговым органом соблюдено условие о запрете проведения в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года;
невступление в силу на момент назначения новой выездной проверки решения налогового органа по предыдущей выездной проверке не исключает возможность вынесения решения о проведении новой выездной проверки;
отклонен довод компании о незаконности оспариваемого решения из-за того, что налоговым органом в рамках новой выездной проверки исследуются взаимоотношения с теми же контрагентами, что и в ходе предыдущей проверки. Отражение налогоплательщиком в учете операций с одними и теми же контрагентам на протяжении нескольких налоговых периодов не лишает налоговый орган права подвергнуть анализу и проверке данные операции применительно к каждому налоговому периоду.
Итак, все в рамках закона — таков вердикт судов в этой истории. Действительно, НК РФ не запрещает проводить выездные проверки «одну за другой», главное не превышать «лимит» по количеству, определенный п.5 ст. 89 НК РФ. Кстати, налогоплательщик решил идти дальше и уже подал кассационную жалобу (представление) в ВС РФ, посмотрим реакцию Верховного суда.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.