Сейчас есть две позиции относительно того, относится ли дорога к объекту недвижимости, или нет. Первая позиция заключается в том, что автомобильные дороги отвечают признакам недвижимых вещей (ст. 130 ГК РФ), поскольку они прочно связаны с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (Определение ВАС РФ от 08.07.2010 N ВАС-8213/10 по делу N А47-4730/2009, Постановления ФАС Центрального от 30.07.10 № А48-3663/08-1 и Поволжского от 07.12.09 № А57-19930/2007 округов).
Другая судебная позиция состоит в том, что дорога не отвечает признакам недвижимого имущества, поскольку не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не являются отдельным объектом гражданского оборота, и лишь обслуживает соответствующий земельный участок (определение ВС РФ от 23.01.2015 N 305-ЭС14-7970 по делу N А40-94643/13).
Если дорога изначально не создавалась как объект недвижимого имущества на участке, предоставленном именно под строительство недвижимости, не имеет самостоятельного функционального назначения, а только улучшает возможность прохода/проезда по земельному участку, то такая дорога не относится к недвижимости (Определение ВС РФ от 02.04.2021 N 305-ЭС21-941 по делу N А41-62128/2019, Определение ВАС РФ от 23.07.2013 N ВАС-9767/13, Определение ВС РФ от 02.04.2021 N 305-ЭС21-941 по делу N А41-62128/2019).
Суды рассматривают асфальтовые дороги и покрытия как элементы соответствующего земельного участка, несущих вспомогательную функцию, а не основное назначение по отношению к недвижимому имуществу, если такие объекты не созданы именно как объекты недвижимости и не введены в эксплуатацию в установленном законом порядке (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 по делу N А12-25935/2019, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.11.2012 по делу N А43-44310/2009).
Для квалификации автодороги как отдельного объекта недвижимости необходимо исходить из следующих признаков: — характер дорожного полотна (замощения) с точки зрения возможности его перемещения без причинения несоразмерного ущерба; — создавалась ли дорога изначально как самостоятельный объект недвижимости с соблюдением строительных норм и правил или она имеет вспомогательную функцию, улучшая полезные свойства земельного участка.
консультацию
эксперта