ФНС указала инспекциям, что важно учитывать при истребовании документов/информации

14 апреля 2023

Письмо ФНС от 30.12.2022 года № СД-4-2/18011 (опубликовано 10.04.2023)

Для сокращения количества налоговых споров при привлечении лиц к налоговой ответственности за непредставление документов (информации) по требованиям инспекций, направленным в рамках ст. 93.1 НК РФ, ФНС дала свои разъяснения нижестоящим налоговым органам, которые они обязаны применять на практике.

  1. Разграничение ответственности
    • отказ лица от представления истребуемых в соответствии со ст. 93.1 НК РФ документов или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ;
    • неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации — влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.
  2. Оценка вероятности возникновения спора и снижение риска поражения
    • в каждом случае направления поручений об истребовании документов (информации) необходимо предусматривать вероятность возникновения налогового спора в случае непредставлении документов (информации) и учитывать, что бремя доказывания правомерности и обоснованности истребования документов (информации) лежит на налоговом органе;
    • для профилактики возникновения споров необходимо заблаговременно учитывать, что в рамках привлечения к ответственности за непредставление документов (информации) по требованиям налоговых органов необходимы исследование, оценка и отражение в актах и решениях, существенных для разрешения дела обстоятельств, в частности:
      • вопрос о факте получения/неполучения плательщиком требования, в т.ч. определение действительного адреса плательщика при формировании поручения (требования), а также наличие у налогового органа документов, позволяющих сделать вывод о данном факте;
      • вопрос об определенности указания документов (информации) при истребовании их в отношении конкретных сделок в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Налоговый орган вправе определить предмет истребования по любому ясному, четкому и недвусмысленному признаку. Например, по переданному (подлежащему передаче) конкретному товару (партии), выполненным работам (оказанным услугам), а также времени поставки и приема-передачи, первичным документам и т.п., если эти признаки по отдельности или вместе позволяют определить конкретную сделку, по которой налогоплательщик обязан представить относящиеся к ней документы (информацию). Для оценки конкретного требования на предмет его соответствия п. 2 ст. 93.1 НК РФ необходимо установить, содержит ли требование налогового органа достаточные данные, позволяющие идентифицировать сделки, относительно которых истребованы документы (информация). Нет запрета на истребование документов (информации) по нескольким сделкам;
      • вопрос об обоснованности истребования, в т.ч. по количеству истребуемых документов, не исключая вопрос о действительном наличии у налогоплательщика истребуемых документов (информации). Наличие у налогоплательщика документов определяется, например, в зависимости от применяемой учетной политики и системы налогообложения, а также наличием финансово-хозяйственных взаимоотношений с контрагентом.
    • во всех случаях должна быть реальная необходимость истребования налоговым органом конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований). Выбор объектов истребования во всех случаях должен быть результатом определенной аналитической работы;
    • изначально формировать поручения и требования таким образом, чтобы у налогоплательщика имелась реальная возможность подготовить и направить в налоговый орган запрашиваемые документы (информацию) в указанный срок;
    • при получении уведомлений от налогоплательщиков о невозможности представления документов в установленные сроки с указанием причин, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить документы — обеспечивать принятие решений о продлении срока/отказе в продлении с учетом реальной необходимости истребования документов в запрашиваемом количестве и объемах.

Хочется надеяться, что на практике инспекции будут придерживаться данных «наставлений» ФНС и не допускать «перегибы на местах». А пока дружеский совет — не забывайте оценивать каждое требование налогового органа на предмет его обоснованности, защищайте свою компанию от возможных налоговых рисков уже на стадии истребования документов (информации). Помните, что всегда есть возможность обратиться за профессиональным мнением налоговых юристов, если есть сомнения в действиях налогового органа.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.
Расчет стоимости аудита
завтра
11:00
НДС и налог на прибыль: что нового в отчетности и с 1 июля 2024?
Круглый стол (Online-формат)
Записаться
Наверх