Изменения в часть 1 Налогового Кодекса с 1 января 2024 года
1. Пени исчисляются по общим правилам
С 09.03.2022 по 31.12.2023 ставка пени для компаний определялась в размере 1/300 действующей в этом периоде ключевой ставки ЦБ РФ, независимо от продолжительности периода наличия долга (п.5 ст.75 НК РФ).
С 2024 года таких «послаблений» уже не будет и пени будут начислять на сумму недоимки по общеустановленным правилам (п. 4 ст. 75 НК РФ), а именно:
1/300 ключевой ставки ЦБ РФ — в отношении суммы отрицательного сальдо ЕНС, сформированного в связи с неисполненной обязанностью по уплате налогов, непрерывно существующей до 30 календарных дней (включительно);
1/150 ключевой ставки ЦБ РФ — в отношении суммы отрицательного сальдо ЕНС, сформированного в связи с неисполненной обязанностью по уплате налогов, непрерывно существующей сверх 30 календарных дней (с 31 календарного дня).
2. Новое основание для «блокировки» счетов
С 01.01.2024 года налоговые органы смогут приостанавливать операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налогового агента. А именно, в случае непредставления им расчета сумм, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в течение 20 дней по истечении установленного для этого срока (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).
Счет налоговый орган «разблокирует» не позднее дня, следующего за днем представления налоговым агентом указанного расчета.
С 01.01.2024 года налоговых агентов за нарушение срока предоставления расчета сумм доходов, выплаченных иностранным компаниям, и удержанных налогов будут привлекать к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ. А это штраф в размере 5 % неуплаченной суммы за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 тыс. руб.
Сейчас за указанное нарушение налоговых агентов привлекают к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ — штраф 200 руб.
По общему правилу уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные в отношении только тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к искажению суммы налога (п. 6 ст. 81 НК РФ).
С 01.01.2024 года уточненный расчет сумм, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период должен содержать данные в отношении всех налогоплательщиков, указанных в ранее представленном в налоговый орган расчете.
Основание:п. 29 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2023 года № 389-ФЗ.
5. Введена ответственность из-за «соцвычетов»
С 01.01.2024 года вступает в силу новая ст. 126.3 НК РФ. Она устанавливает ответственность для компаний и ИП за представление недостоверных сведений для целей получения налогоплательщиками — физлицами социальных вычетов в упрощенном порядке.
Данная норма касается компаний и ИП, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, физкультурно-спортивных организаций и ИП, осуществляющих деятельность в области физической культуры.
Ст. 126.3 НК РФ предусмотрен штраф в размере 20 % от суммы налога, неправомерно полученного налогоплательщиком в связи с предоставлением социального налогового вычета на основании недостоверных сведений.
Есть шанс освободиться от ответственности. Для этого необходимо самостоятельно выявить ошибки и подать в инспекцию уточненные документы до того, как «недостоверность» установит налоговый орган.
Основание:п. 45 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ.
Защитите свой бизнес
Вместе с достоверной отчетностью и аудиторским заключением вы получите страховку от штрафов ФНС и защиту налоговых юристов на 3 года
6. Обновлено понятие «международные группы компаний»
С 01.01.2024 года действует более широкое «понятие» международной группы компаний (МГК). Так, совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юрлица признается МГК не только в случае составления консолидированной финансовой отчетности, но и в случае, если такая отчетность должна была бы составляться, если бы ценные бумаги любой из таких организаций и (или) иностранных структур были допущены к торгам на фондовой бирже, в т.ч. на иностранной фондовой бирже (ст. 105.16-1 НК РФ).
Основание:п. 14 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2023 № 539-ФЗ.
Таким образом, в 2024 году количество групп налогоплательщиков, обязанных представлять отчетность по МГК — увеличится.
7. Расширен круг «взаимозависимых лиц»
С 01.01.2024 года появятся дополнительные критерии для признания российских лиц взаимозависимыми для целей налогообложения (п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Например:
контролирующее лицо и контролируемая иностранная компания;
контролируемые иностранные компании, у которых одно контролирующее лицо.
Напомним, лицо может признаваться контролирующим, в т.ч., с долей прямого (косвенного) участия в КИК более 10% (при совокупном участии в капитале КИК российских резидентов более чем на 50%), а также и при отсутствии формальных признаков участия, но при наличии фактического контроля над КИК (п. п. 3, 6, 7 ст. 25.13 НК РФ).
Основание:п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2023 № 539-ФЗ.
Соответственно, сделок, подпадающих под налоговый контроль цен, станет больше.
8. Новое в корректировке цен контролируемых сделок
С 01.01.2024 года для ФНС исключено правило о приоритетности информации о сопоставимых сделках, совершенных самим налогоплательщиком, для определения интервала рыночных цен при проведении налогового контроля. С нового года возможно использование информации о сопоставимых сделках, совершенных самим налогоплательщиком и/или его взаимозависимым лицом, с независимыми лицами.
С 01.01.2024 года водится понятие медианного значения интервала рыночных цен/рентабельности при использовании биржевых котировок (п. 4 ст. 105.9 НК РФ). В случае отклонения у стороны контролируемой сделки цен/рентабельности от рыночного интервала, для доначислений любым методом ФНС будет использовать медианное значение интервала цен/рентабельности вместо минимального или максимального значений (при условии, что использование медианного значения не приведет к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате, или увеличению суммы убытка). Например, медианным значением интервала рыночных цен признается среднее арифметическое значения цены, имеющего в выборке порядковый номер, равный целому числу, и значения цены, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в этой выборке.
Основание: п. 5-9 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2023 № 539-ФЗ.
Нововведения будут касаться контролируемых сделок, проведенных после 01.01.2024 года. Большинство внесенных в НК РФ поправок по ТЦО направлены на явное усиление контроля в этой сфере с целью предотвращений «ухода» от налогов по внешнеторговым сделкам.
9. Увеличены штрафы в сфере ТЦО
С 01.01.2024 года многократно увеличены штрафы за нарушения в сфере трансфертного ценообразования (ТЦО). Отметим некоторые из них:
увеличены штрафы при осуществлении контролируемых сделок на нерыночных условиях. Так, сейчас штраф составляет 40 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб., будет — в размере неуплаченной суммы налога, но не менее 500 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ);
вырастут штрафы за непредставление в установленный срок уведомления об участии в международной группе компаний или представление такого уведомления с недостоверными сведениями (ст. 129.9 НК РФ). Сейчас штраф 50 000 руб., будет — 500 000 руб. за каждый факт такого нарушения;
увеличены штрафы за непредставление в установленный срок странового отчета и представление этого отчета с недостоверными сведениями (ст. 129.10 НК РФ). Сейчас штраф 100 000 руб., будет — 1 000 000 руб.;
значительно увеличены штрафы за непредставление документации по международной группе компаний (МГК) (ст. 129.11 НК РФ). Например, сейчас за непредставление в установленный срок национальной документации штраф — 100 000 руб., будет — 1 000 000 руб. Сейчас непредставление в установленный срок глобальной документации влечет взыскание штрафа в размере 100 000 руб., будет — 1 000 000 руб.
Основание:п. 19-23 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2023 № 539-ФЗ.
Начать аудит сейчас
Сразу получить помощь аудиторов, в т.ч. по новым ФСБУ, выявить налоговые риски и ошибки до сдачи отчетности
С 1 марта 2024 новый формат электронной доверенности
С 01.03.2024 года появится возможность уведомлять налоговый орган в электронной форме о наделении определенного лица полномочиями представителя налогоплательщика. Документы, подтверждающие эти полномочия, можно подать в налоговый орган в электронном виде, подписав их усиленной квалифицированной подписью доверителя (п. 3 ст. 29 НК РФ).
С 01.03.2024 года будет действовать новый формат электронной доверенности, позволяющий формировать ее с правом передоверия и возможностью предоставления полномочий сразу нескольким представителям компании (приказ ФНС от 19.09.2023 года № ЕД-7-26/648@).
ФНС отметила, что в 2024 году будут действовать два формата электронных доверенностей: новый, применяемый с 01.03.2024 года и «старый», утвержденный приказом ФНС от 30.04.2021 года № ЕД-7-26/445@ (письмо ФНС от 18.12.2023 года № ЕА-4-26/15789@). При этом «старый» формат доверенности не позволяет передоверить новому представителю компании. Поэтому, если меняется представитель компании после 01.03.2024 года — придется оформить новую доверенность по новому формату (приказ ФНС от 19.09.2023 года № ЕД-7-26/648@).
Основание:п.14 ст.1 Федерального закона от 31.07.2023 года № 389-ФЗ.
Действующие доверенности менять с 01.03.2024 года не обязательно, т.к. доверенности по «старому» формату (не прекратившие срок действия) будут считаться действительными до конца 2024 года.
Изменения в НК РФ с 1 апреля 2024 года
1. Постановка на учет иностранных поставщиков «электронных услуг»
С 01.04.2024 года иностранные компании-поставщики «электронных услуг», указанных в п.1 ст.174.2 НК РФ, местом реализации которых признается РФ, должны встать на налоговый учет в РФ только в случаях, если они взаимодействуют с конечными потребителями — физическими лицами (НЕ ИП) («сегмент B2C») (п. 4.6. ст. 83 НК РФ).
Напомним, что сейчас все зарубежные поставщики обязаны встать на учет в российских налоговых органах независимо от того, кому оказываются услуги — физическому, юридическому лицу или ИП.
Основание:пп. «в» п. 30 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2023 года № 389-ФЗ.
2. Частичная замена обеспечительных мер
Налоговый орган может принять меры, направленные на обеспечение исполнения решения, принятого по итогам налоговой проверки, например, запрет на отчуждение имущества, приостановление операций по счетам и пр. (п. 10 ст. 101 НК РФ). При этом компания может попросить о замене обеспечительных мер на банковскую гарантию, залог или поручительство (п. 11 ст. 101 НК РФ).
С 01.04.2024 года возможна частичная замена обеспечительных мер по решению налогового органа банковской гарантией, залогом или поручительством. Также можно частично отменить обеспечительные меры по заявлению налогоплательщика в части долга, который погасил налогоплательщик или отменил суд либо вышестоящий налоговый орган.
С 01.04.2024 года в налоговые органы можно представлять банковскую гарантию в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) (ст. 74.1 НК РФ). Электронная гарантия будет поступать в налоговые органы по ТКС прямо от гарантов.
Основание:п.23 ст.1 Федерального закона от 31.07.2023 года № 389-ФЗ
ФНС уже подготовила проект приказа с форматом и порядком представления единой банковской гарантии.
Аудит все победит!
В рамках аудиторской проверки аттестованные аудиторы и эксперты по налогам проконсультируют вас по волнующим и спорным вопросам, помогут защитить ваше имущество и деньги.
В рамках налогового мониторинга компания может направить в налоговый орган запрос на мотивированное мнение (п. 4 ст. 105.30 НК РФ).
С 01.04.2024 года компания сможет отозвать свой запрос о представлении мотивированного мнения налогового органа до его составления, направив соответствующее заявление (новые п.4.4 и 4.5 ст. 105.30 НК РФ). Причем отзыв запроса не лишает компанию права на повторное обращение в налоговый орган «по тому же вопросу».
Основание: п. 42 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ.
***
Мы отметили лишь некоторые основные изменения в части 1 НК РФ, которые начнут действовать в 2024 году. При этом важно отметить, что НК РФ регулярно обновляется и очень важно быть в курсе всех изменений, знать позиции контролирующих и судебных органов чтобы не допускать налоговых ошибок и не давать ни малейшего шанса налоговым доначислениям.
Видео
Как в 2024 бухгалтеру оставаться в курсе изменений законодательства и получать своевременные ответы на вопросы?
Чтобы было проще отслеживать законодательные новеллы и правоприменительную практику, а также иметь возможность посоветоваться с экспертами по интересующему вопросу — рекомендуем оформить подписку на выгодных условиях >>
Для комплексной защиты бизнеса от налоговых доначислений из-за налоговых ошибок и упущений и руководителя/бухгалтера компании от персональной ответственности из-за неуплаты налогов (уголовная, субсидиарная ответственность) — проводите аудит с акцентом на налогах. Такой комплексный аудит намного результативнее «обычного» финансового аудита.
Берегите себя и бизнес!
БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.