Как определить код вида деятельности для применения пониженного тарифа страховых взносов субъектом МСП

01 октября 2026

Компания производит медицинское оборудование и инструменты, имея в ЕГРЮЛ код по ОКВЭД — 32.50. Может ли данный ОКВЭД давать право на льготное обложение страховыми взносами для субъектов МСП в 2026 году? Как правильно проверить соблюдение условий о доле доходов (70%) от применения ОКВЭД 32.50 по итогам отчетных и налогового периодов? Какие документы стоит подготовить, чтобы отстоять право на льготу


Отвечает Вадим Чимидов
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров

С 01.01.2026 согласно подпункту 17 пункта 1, пунктам 2.4 и 13.3 статьи 427 НК РФ для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства (далее — МСП) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной полуторакратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяется единый пониженный тариф страховых взносов (15%), если:

  • основным видом экономической деятельности субъекта МСП является один из видов экономической деятельности Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее — ОКВЭД) по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
  • соответствующий вид экономической деятельности указан в качестве основного вида экономической деятельности в ЕГРЮЛ / ЕГРИП;
  • по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов, определяемых в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 или 26.2 НК РФ, не менее 70% составляют доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в перечне, утверждаемом Правительством РФ.

Для указанных целей Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2025 № 4125-р утвержден соответствующий Перечень, в который включен код по ОКВЭД 32 «Производство прочих готовых изделий».

В Письме от 12.02.2025 №БС-4-11/1279@ ФНС России разъяснила применительно к пункту 13.2 статьи 427 НК РФ, что виды экономической деятельности, указанные в Перечне видов экономической деятельности раздела «Обрабатывающие производства» ОКВЭД для целей применения единого пониженного тарифа страховых взносов, определены на уровне подкласса иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования, предусмотренного ОКВЭД; соответственно, все входящие в определенный подкласс группы, подгруппы и виды осуществления деятельности по ОКВЭД также относятся к перечню.

Таким образом, как указывает ФНС России, если у организации в ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности указан вид, который относится к подклассу ОКВЭД, указанному в перечне, то такая организация вправе применять единый пониженный тариф страховых взносов при соблюдении прочих условий.

Основываясь на принципе универсальности налогообложения, можно распространять обозначенную правовую позицию на определение «льготного» ОКВЭД и для целей пункта 13.3 статьи 427 НК РФ; поэтому, поскольку код 32.50 «Производство медицинских изделий и оборудования» соответствует группе в классе 32, будет правомерным применение организацией, имеющей в ЕГРЮЛ основной вид деятельности по коду ОКВЭД 32.50, единого пониженного тарифа страховых взносов при одновременном соблюдении прочих указанных выше условий.

Проверка соблюдения доли «льготных» доходов для рассматриваемых целей предполагает от организации определение по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев и календарного года (нарастающим итогом):

  • значений доходов, учтенных для целей налогообложения в соответствии с главами 23, 25, 26.1 или 26.2 НК РФ (в зависимости от того, что применимо),
  • значений доходов для целей налогообложения от основной деятельности,
  • доли доходов от основной деятельности в общих доходах.

Поскольку применение пониженного тарифа страховых взносов может повлечь истребование налоговым органом документов (информации), подтверждающих право на льготу (в соответствии с абзацем 1 пункта 6 статьи 88 НК РФ), организация должна быть готова раскрывать перед налоговым органом соответствующую информацию. В рассматриваемой ситуации документами, подтверждающими право на пониженный тариф, могут считаться:

  • регистры учета доходов для целей налогообложения (в том числе обязательно в разрезе основного вида деятельности),
  • данные о выплатах — объектах обложения страховыми взносами, отраженных в расчете,
  • информация, подтверждающая соответствие фактического характера основной деятельности коду 32.50 (регистрационные удостоверения на медицинские изделия).

Хотите получить ответ на свой вопрос с полным правовым обоснованием? Закажите индивидуальную консультацию по абонементу «Хочу все знать». На подписке «В курсе дела» доступны блиц-ответы.


Аудит 2025
Наверх