Как учитывать неустойку для налога на прибыль, если её размер зависит от ставки ЦБ на дату уплаты?

01 октября 2026

Решением суда организации присуждена неустойка, размер которой определяется исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату уплаты неустойки. Как учитывать данную неустойку для целей налога на прибыль?


Отвечает Вадим Чимидов
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров

В соответствии с пунктом 2 статьи 250 НК РФ штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба, признанные должником или подлежащие им уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу, признаются внереализационными доходами налогоплательщика.

На основании подпункта 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ датой получения таких доходов является дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

Для рассматриваемой ситуации специальных правил НК РФ не предусматривает, поэтому, отвечая на соответствующий вопрос, Минфин России разъяснил (письмо от 26.09.2019 № 03-03-06/1/74141), что доходы в виде суммы санкций со дня принятия судом соответствующего решения до момента фактического погашения долга, подлежащие уплате на основании данного решения суда, учитываются для целей налогообложения прибыли на конец соответствующего отчетного (налогового) периода или на дату фактического погашения долга — в зависимости от того, какое событие произошло ранее.

Учитывая данную правовую позицию Минфина России, если решение суда содержит указание о взыскании санкций за период с даты вынесения решения суда по день фактической оплаты суммы долга из расчета ставки ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, исключение риска налоговых претензий предполагает, что соответствующие суммы в целях налогообложения прибыли должны признаваться на конец соответствующего отчетного (налогового) периода, даже если к этому моменту долг контрагентом не погашен; при этом значение дохода должно определяться исходя из ставки (ставок) ЦБ РФ, действующей (действовавших) в течение отчетного (налогового) периода.

Возникающая при этом разница из-за возможного изменения ставки, на наш взгляд, может быть учтена в периоде фактического погашения долга; при этом в случае признания дохода в размере большем, чем фактически будет уплачено, «отрицательная» разница учитывается в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 265 НК РФ как убыток прошлых налоговых периодов, выявленный в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Хотите получить ответ на свой вопрос с полным правовым обоснованием? Закажите индивидуальную консультацию по абонементу «Хочу все знать». На подписке «В курсе дела» доступны блиц-ответы.


Аудит 2025
Наверх