Материалы проверки в следственные органы могут быть переданы и до вступления решения инспекции в силу

07 марта 2023

Постановление 14 ААС от 22.12.2022 года по делу № А44-4876/2022 (кассация 24.04.2023)

С прошлого года в стенах арбитражных судов идет любопытный спор, касающийся передачи материалов налоговых проверок в следственные органы.

Инспекция совместно с УЭБ и ПК УМВД России провела в отношении компании выездную проверку и доначислила ей 141 млн руб. (НДС, налог на прибыль, пени, штрафы (в т.ч. 40%-умышленная неуплата налогов, п.3 ст.122 НК РФ).

Компания не согласилась с принятым решением инспекции, и обжаловало его в вышестоящий налоговый орган, который до вынесения решения по жалобе (до вступления в силу решения инспекции) направил материалы проверки в Следственное управление Следственного комитета с просьбой рассмотреть сообщение и прилагаемые к нему материалы и принять процессуальное решение.

Налогоплательщик посчитал, что действия УФНС не соответствуют требованиям п. 3 ст. 32 НК РФ, т.к. налоговый орган имел право направить материалы в следственные органы только в случае неисполнения в течение определенного времени обязанности по уплате налога, пени и штрафа, установленных вступившим в силу решением налогового органа.

Напомним содержание п. 3 ст. 32 НК РФ — если в течение 2 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении его к ответственности, он не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в требовании суммы недоимки (размер которой подходит под критерии налоговых преступлений), соответствующих пеней и штрафов — налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Но суды двух инстанций не согласились с позицией компании, указав следующее:

  • как следует из содержания сопроводительного письма УФНС, направляя материалы налоговой проверки в адрес Следственного управления, оно руководствовалось п. 3 ст. 82 НК РФ, а не п. 3 ст. 32 НК РФ;
  • согласно п. 3 ст. 82 НК РФ налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях. В связи с этим Следственный комитет РФ и ФНС заключили Соглашение о взаимодействии от 13.02.2012 года № 101-162-12/ММВ-27-2/3 (далее — Соглашение);
  • норма п. 3 ст. 32 НК РФ не исключает наличие требований исполнять налоговым органом иные обязанности, в т.ч. предусмотренные п. 3 ст. 82 НК РФ и условиями Соглашения;
  • направление материалов проверки в Следственное управление само по себе не нарушает прав и законных интересов компании в сфере экономической деятельности, т.к. не предрешает выводы следственного органа относительно вопроса о возбуждении уголовного дела и не возлагает на налогоплательщика каких-либо дополнительных обязанностей, не предусмотренных налоговым законодательством;
  • передача в Следственное управление сведений в рамках служебных отношений никак не влияет на деловую репутацию юридического лица, равно как и факт возможного проведения следственных мероприятий в отношении его руководителя не свидетельствует о том, что права общества как субъекта предпринимательской деятельности нарушены либо возникли препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности. Следователь при возбуждении уголовного дела независим от мнений третьих лиц и действует в соответствии с полномочиями, предоставленными ему уголовно-процессуальным законодательством;
  • налогоплательщиком не представлены доказательства реального нарушения его прав и законных интересов.

Спор еще не завершен, кассация вынесет свой вердикт только в конце апреля. Будем отслеживать судьбу данного дела.

Также отметим, что даже принятие судом обеспечительных мер в виде приостановления действия решения инспекции не нивелирует обязанность налогового органа по направлению материалов налоговой проверки в следственные органы (например, определение ВС РФ от 06.02. 2020 года № 310-ЭС19-27235). Т.е. пока компания судится, признавая решение инспекции незаконным, руководитель и бухгалтер уже вполне могут «оббивать пороги» следственных органов, доказывая свою невиновность.

Риски уголовного преследования за неуплату налогов продолжают набирать оборот, берегите себя.

сегодня
11:00
Налоги компаний и личные риски руководителя и бухгалтера
Открытый вебинар
Записаться
Наверх